3.1. Народническое направление о становлении национального государства
Основными представителями народнического направления в украинской политической науке были М. Грушевский (до своего возвращения в Украину), Р. Лащенко и С. Шелухин. Они исследовали историю украинского народа как отдельную культурно-этническую общность, рассматривали идею возможных федераций его с другими народами, изучали вопросы демократических традиций в Украине, историко-правовые основания украинского народа иметь свое собственное государство.
Исследуя формы государственных союзов на разных этапах истории Украины, ученые-народники обосновывали теории федеративных традиций в Украине и возможности федеративных объединений с теми государствами, с которыми она поддерживала исторические связи. М. Грушевский, в частности, считал возможным такие федеративные связи Украины с Литвой, Белоруссией, Россией; Р. Лащенко - с Россией; С. Шелухин - с чехами, словенцами, сербами, словаками, хорватами. Они полагали, что федерация в той или иной форме будет способствовать укреплению украинской государственности. М. Грушевский в 1918 г. называл федеративную традицию главной идеей нашей национальной политической жизни. Иногда идея федерализма М. Грушевского отступала на задний план под давлением более популярной идеи полной независимости Украины. Он считал, что отношения между Россией и Украиной должны базироваться на условиях автономии и федерации, то (152) есть предусматривалось автономное развитие Украины в составе федерации Российского государства. М. Грушев-
ский пытался занять среднюю позицию между двумя полюсами: "полная самостоятель-ность и независимость" как условие развития и самоопределения определенной нации, и - народность, лишенная самостоятельной государственности, может так же нормально развиваться, как и государственная. Он исходил из того, что оба подхода страдают крайностями.
М. Грушевский утверждал, что национальным интересам Украины отвечает вступление ее в состав Российского государства, которое реорганизуется на основах республики, автономии и федерации. Он считал, если Россия не перестроится на этих принципах, то ей придет конец, она превратится в промышленный и финансовый придаток европейских промышленных баронов. В его статье "Какой автономии и федерации хочет Украина?" определены такие условия автономии для Украины: создать одну "украинскую территорию", которая должна самостоятельно решать все вопросы экономического, политического и культурного развития, создания собственной армии, иметь свои законодательство, суд, администрацию. Только в некоторых делах, общих с Российской федерацией, Украина обязывается исполнять постановления общего правительства, в котором будут принимать участие представители Украины и России в количестве, пропорциональном их населению.
К общегосударственным делам М. Грушевский относил вопросы войны и мира, международные соглашения, общее командование военными силами, единую финансовую систему, единую почту, таможню, транспорт, защиту прав меньшинств. Он предусматривал такие условия, чтобы в федерации автономия Украины не лишалась полностью независимости. В Украине должен быть избран сейм. Он избирает исполнительный комитет, который будет представлять интересы Украины в Российской Федерации.Автономная Украина имеет свои министерства, собственную армию, хотя и подчиненную общему командованию федерации. Однако проходить службу армия будет исключительно в пределах Украины и содержаться за ее счет и только в случае объявления войны может быть выведена за пределы своей территории. (153)
В этом же направлении разрабатывал круг проблем государственности Никита Шаповал (1885 - 1932). Он был министром в правительстве Владимира Винниченко и Директории, позже эмигрировал в Чехо-Словакию. В 1924 г. Н. Шаповал создал в Праге Украинский Институт Громадоведения, который позже получил название Украинский Социологический Институт. В 1926 г. ученый защитил в нем докторскую диссертацию по социологии.
Н. Шаповал всесторонне и глубоко обосновал необходимость государственной организации украинской нации. Он подверг прежде всего уничтожающей критике так называемую органистическую теорию. Известно, что некоторыми политиками - от главы Временного правительства А. Керенского до руководителей партии большевиков и советского правительства В. Ульянова и К. Радека - широко разрабатывался тезис о невозможности существования России без Украины, а Украины без России. Н. Шаповал дезавуировал этот тезис и показал, что обратной стороной его является экспансионистская
политика Московского государства, которое в течение четырех столетий, начиная с XVI в., приращивало свои владения, ведя экспансию на все четыре стороны света.
Исследователь свидетельствует, что благодаря своей экспансионистской политике Россия не только становится великой державой мира, но и наполняет за счет так называемых окраин свой бюджет. Только из Украины в конце XIX и в начале XX в. Москва "брала" 300 млн. руб. ежегодно. [См.: Політологічнічитання.- 1993.- № 2.- С. 191].
Метрополии использовали бывшие самостоятельные государства как милитаристскую силу, вследствие чего, например, во время Первой мировой войны украинцы Надднипрян-щины и Галиции должны были убивать друг друга. Много места в своих трудах Н. Шаповал отводит русификации колонизированных народов, в том числе и Украины.
Оригинален подход Н. Шаповала к созданию украинского государства. Отстаивая собственную концепцию, н. Шаповал подверг критике два модуса взаимопонимания с большевиками. Первый модус "искреннего взаимопонимания" М. Грушевского на основе принятия украинцами постулатов законности московской оккупа(154)ции, ее социалисти-чности, ее полезности для трудящихся. Ценой этих уступок М. Грушевский хотел обеспечить легализацию партии социалистов-революционеров в Украине. Второй модус взаимопонимания с большевиками - "тактический" союз галицко-украинского венского правительства. Галицийские политики предлагали использовать метод С. Петлюры "наоборот". Последний, как известно, заключил союз с поляками (врагами Галиции), что оттолкнуло галичан от надднипрянцев. Политики-галичане пытались найти согласие с московскими оккупантами Великой Украины. Н. Шаповал предложил сначала создать Западно-Украинскую Республику (ЗУР), которая бы стала базой консолидации политических и культурных сил, всей эмиграции, а затем и фундаментом Великой и Соборной Украины.
Народническое направление в эмиграции представлял также Р. Лащенко. Основой его политической концепции является синтез народнической и государственной идеологий. Исследуя политические процессы в Украине, он много внимания уделял проблеме создания государства самим народом, а не его многочисленными движениями. Выводы Р. Лащенко базируются на глубоком изучении истории украинской государствен-
ности, начиная с периода Киевской Руси. На этой основе Р. Лащенко разрабатывает идею федерализма, считая, что Киевская Русь всегда являла собою федеративное государство. В лекции по истории украинского права он подчеркивает мысль, что Киевская Русь не была в политическом отношении монолитным государством; при единстве религии, языка, юридических традиций, при единстве даже княжеского рода Рюриковичей, представители которого находились во всех столицах, - Киевская Русь не была единым политическим целым. Она, в конечном счете, представляла собой, по мнению ученого, систему отдельных самостоятельных государств, каждое из которых имело свое вече, своего князя, свое войско и свои органы власти. Идея федерализма тесно связана с идеей примата инте-
ресов народа, общества над интересами государства.
Научный анализ, проведенный Р. Лащенко, показывает, что на трудном пути создания государственности украинский народ знал и республиканские, и авторитарные, и другие формы политического правления. (155)
Однако ему органично присущи идеи демократизма, равноправия. В Украине, считал он, нет почвы для распространения идей о наследственном монархе.
Политические проблемы развития украинской государственности с народнических позиций исследовал и С. Шелухин, подчеркивавший мысль о праве украинского народа на свою самостоятельность. Исходя из наиболее характерной черты своего народа (демократизма), ученый считал, что наилучшей формой политического правления для Украины является республика, которая базируется на федеративных основах. Положительно оценивая идею федерации, поскольку самостоятельное развитие, по мнению ученого, ведет к изоляции, он, однако, подчеркивал, что объединение должно осуществляться без применения насилия. Объединяться должны свободные народы. Только признанные и консолидированные государства вправе заключать равные договоры, в том числе - договоры о федерации и конфедерации. Федерация, по С. Шелухину, - гражданский союз, высшая форма организации свободных людей на своей территории, на основе закона. Автономия и федерация, продолжает он, ограничивает свободу, федерация требует высокого уровня правосознания, уважения к праву и морали, подчинению им жизни, понимания ценностей свободы и человеческого достоинства. Народы, которые не доросли еще духовно до правового мышления и решают вопросы взаимоотношений по принципу превосходства грубой силы, не способны к федеративному устройству. С. Шелухин обращает внимание на важное значение психологии народов, которые хотят объединяться. Изучая этот вопрос он приходит к выводу, что психология украинцев, поляков, русских того времени делают идею федерации преждевременной, "разница в психологии этих трех народностей создает особенности в социальном укладе жизни, во взаимоотношениях людей, во всей культуре народов". Другая преграда, которая стоит на пути объединения Украины с Россией, по мнению С. Шелухина, - это отсутствие единства в самой украинской нации периода существования Галиции и Надднепровья. Ученый считал, что они должны создать свою федерацию, а наиболее приемлемая форма верховного правления в федеративной Украине - демократическая республика. (156) Полноправным хозяином и источником власти в государстве должен быть народ, жизнедеятельность которого регулируется законами. Главное, чтобы все граждане этого государства, независимо от национальной принадлежности, были равноправны и одинаково свободны. С. Шелухин полагал, что украинское государство необходимо создавать на собственном историческом опыте, составляющие которого - демократизм, народоправие, республиканские традиции.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791