logo search
Политология-учебникСазонова-хх

1.1. Сущность, структура и функции политического решения

Политические решения - это политические действия по преобразованию социаль-ных потребностей общества и многообразных интересов социальных групп в наиболее приемлемые формы отношений. Через конкретные политические действия политическая власть взаимодействует с обществом, трансформирует политическую волю в непрерыв-ный управленческий процесс; в таких политических действиях находят воплощение притязания различных субъектов (политических акторов), их амбиции относительно власти, Но прежде всего политические решения представляют собой технологию властво-вания, которая имеет определенные компоненты и динамику развития, испытывающую на себе влияние различных субъективных и объективных факторов рационального и иррационального характера.

Процесс властвования всегда обусловлен принципами, на которые опирается власть. Эти принципы проявляются в методах формирования государственных структур и поли-тических институций, то есть в характере политического режима. Даже поверхностный подход к типологии политических режимов (тоталитарный, авторитарный, демократичес-кий) позволяет увидеть различия в процессе принятия политических решений при каждом из них. Но существует и нечто общее: во всех (417) режимах процесс этот является "черным ящиком" политической системы. Результат действия этого "черного ящика", его эффективность сказывается на уровне поддержки политического режима обществом.

Эффективность политического режима определяется его способностью решать проблемы, отвечать на вопросы и запросы, которые поступают из общества. В политической науке в качестве критериев эффективности деятельности политической власти принято считать наличие у нее способности: 1) определять приоритеты в системе противоречивых требований; 2) наиболее оптимально использовать ресурсы; 3) координировать конфликтующие цели; 4) возмещать ущерб властным группам; 5) репрезентовать многочисленные неорганизованные интересы как хорошо организованный общий интерес; 6) обеспечивать выполнение государственной политики; 7) обеспечивать политическую стабильность; 8) представлять интересы государства на международной арене; 9) управлять политическими противоречиями так, чтобы они не переросли в гражданскую войну [См.: Weaver R. Kent and Rockman Bert. Do institutions matter? Goverment Capabilities in the USA and abroad. - Washington B.C., 1993.- P.6].

Таким образом, политические решения - это политичебкие действия, целью которых является распространение и поддержка традиционных ценностей, верований, распределе-ние и контроль за использованием ресурсов общества. Американский полито-лог Д. Ронг определяет решения как проявления силы и авторитета власти. Еще один западный исследователь, Ж.-Д. Дюроссель, говорит о политическом решении как о политическом действии информированного субъекта власти по реализации своей цели в общении с равноправными субъектами власти других государственных образований. Данные определения политического решения акцентируют внимание на его рациональном содержании. Однако следует изначально учитывать, что решения принимают (вырабатывают и одобряют) всегда в атмосфере напряженности, повышенной эмоциональности. Это во многом обусловлено нехваткой времени для взвешенного изучения проблемы и возможных последствий решения, постоянным давлением со стороны заинтересованных групп, политического лобби. Поэтому политические (418) решения почти всегда принимаются в крайне неблагоприятной психологической атмосфере. Это значительно сужает перспективы поиска рационального и оптимального варианта, превращается в некий поспешный и непродуманный "компромисс между ресурсами и убеждениями" [Wildavsky A. Speaking truth to power. The art and craft of policy analysis. - New Brunswick, 1987.- P.27].

Как политическое действие, решение выполняет определенные функции:

1) регулятивно-координационную - в политическом процессе всегда действует огромное количество участников с различным уровнем информированности, включенности в политику, представляющих порой взаимоисключающие интересы, что требует согласования усилий в изменяющихся обстоятельствах и ситуациях;

2) корреляционно-ограничительную - из-за крайней подвижности ситуаций возникает постоянная необходимость изменять тактику и корректировать стратегию политических субъектов;

3) ограничительно-программирующую - выбор наиболее адекватного сочетания целей, средств и методов реализации потребностей и интересов в обществе и для общества, поиск наиболее рационального варианта осуществления политики.:

В силу того, что решаются крайне сложные проблемы, на характер решений воздействует множество факторов. Американский политолог Р. Даль выделил следующие факторы, от которых зависят политические решения: 1) выбор решения зависит во многом от того, существует ли выбор политических курсов; если возможен лишь один политический курс, невозможно принять решение; 2) характер решения основывается на возможных последствиях каждого из альтернативных курсов; 3) характер решения зависит от значения результатов каждого из альтернативных курсов действия; 4) в сомнительных ситуациях характер принимаемого решения зависит от возможности достичь определенных результатов; 5) в сомнительных ситуациях характер принимаемого, решения зависит от психологической подготовки к риску, учета фактора непредсказуемости, спекуляций [См.: Dahb'R, Political Analysis.- 1979.- P. 89].

На решение оказывает воздействие множество факторов, но и оно влечет за собой целую череду следствий. Американский основоположник теории принятия (419) полити-ческих решений Г. Саймон в работах "Административное поведение" (1947), "Новая наука управленческих решений" (I960) выделил следующие группы следствий: 1) изменение поведения индивидов и социальных групп; 2) структурирование и переструктурирование общества. Итак, политические решения по своему влиянию всегда носят общезначимый характер. Результаты принятия политических решений отражаются в ответной реакции общества на деятельность властных структур. Сами же решения фиксируются в соответст-вующих документах: программах партий, постановлениях государственных органов - от высших до местных уровней (законы, директивы, распоряжения, инструкции, договоры).

В зависимости от характера решений выделяют следующие их типы: национальные и региональные; глобальные и специфические; стратегические и тактические; эмпиричные и интуитивные; рутинные (шаблонные) и новаторские; радикальные и инкрементальные. Стратегическим решениям присущи перспективность и масштабность, тактическим - постепенное продвижение к цели в соответствии со стратегическим замыслом, оператив-ные решения принимаются для регулирования текущих процессов, требующих немедлен-ной реакции. Радикальные решения отличает моментальность, неожиданность и решите-льность, они содержат в себе элементы деструктивности, ибо нарушают привычный порядок. Инкрементальным решениям свойственны постепенность, поэтапность, прира-щение, что обеспечивает преемственность государственной политики.

Американский политолог Дж. Сартори выделяет такие типы политических решений в зависимости от числа участников процесса: а) индивидуальные; б) групповые; в) коллек-тивные; г) коллективизированные. В соответствии с этой классификацией, индивидуаль-ные решения каждый принимает независимо от внешних и внутренних факторов, могущих воздействовать на него. Групповые принимаются тесно сотрудничающими инди-видами, осознанно участвующими в принятии подобных решений. Коллективные реше-ния западные политолога определяют как решения среднего уровня (средние решения): их принимает большинство коллектива, которое не может быть представлено публично в силу его многочисленности. Коллективизированные ре(420)шения объединяет с коллек-тивными их неиндивидуальный характер. Но, в отличие от индивидуальных, групповых и коллективных, в коллективизированных не содержится ссылки на какой-то определенный субъект. Эти решения навязывают обществу, независимо от того, приняты они одним лицом или целой группой. Основной его критерий - диапазон действия: кто бы его ни при-нимал, выполнение данного решения обязательно для всех членов общества. Главные особенности коллективизированных решений: а) им принадлежит верховенство, так как они могут отменить любой закон, уже принятый и действующий; б) решения распростра-няются в территориальных границах, которые определяют гражданство; в) они санкцио-нируемы, потому что поддерживаются монополией государства на легитимное насилие.

Независимо от уровня, на котором принимается политическое решение, от количест-ва участников, заинтересованных в этом процессе, такое действие имеет определенную структуру: 1) оценка ситуации субъектами процесса выработки и принятия политического решения; 2) выявление проблемы в структуре субъекта и объекта власти; 3) определение проблемы экспертами; 4) определение проблемы и привлечение к ней внимания; 5) разработка проблемы экспертами; 6) выбор цели и способов ее достижения; 7) обсуждение и принятие резолюции по проблеме. Саму структуру политического решения составляют: 1) субъекты власти; 2) эксперты; 3) опосредованно средства массовой инфор-мации. Такая сложность структуры политического решения уже говорит о том, что его природа неоднозначна, противоречива и многопланова, как и природа самой политичес-кой деятельности. Значимость политических решений в общественных процессах опреде-лила необходимость создания теории принятия политических решений. Она появилась в годы Второй мировой войны в США и с тех пор интенсивно развивается западной поли-тической наукой.