1.1. Мажоритарная избирательная система
Общий тип избирательных систем, в основу которых при определении результатов голосования положен принцип большинства, называется мажоритарной избирательной системой. Основная цель, преследуемая при введении мажоритарной системы, - определить победителя и сплоченное большинство, способное проводить в жизнь политические решения. Мажоритарная система технически наиболее проста при определении результатов и была первой, применявшейся при выборах представительных учреждений. Основным недостатком является значительное несоответствие (искривление)
между числом голосов, поданных за кандидата или за список кандидатов, и числом полученных мандатов, а также значительные потери голосов проигравших на выборах и не представленных в выборном органе. Поэтому с середины XIX в. стали применять пропорциональную систему, занявшую в Европе преобладающее положение. Тем не менее мажоритарные правила в той или иной мере применяются в 83 странах мира. Разли-
чают мажоритарные системы абсолютного и простого (относительного) большинства.
Мажоритарная система абсолютного большинства - способ определения результатов голосования, при котором для получения мандатов требуется собрать абсолютное большинство голосов (50% + 1), то есть число, превышающее хотя бы на один голос половину численности избирательного корпуса в данном округе (обычно от числа проголосовавших или числа голосов, признанных действительными). Преимущество этой подсистемы в ее технической пррстоте при определении результатов, а также в том, что избранный кандидат или список кандидатов будут представлять абсолютное большинство избирателей. Существенным недостатком является высокая степень непредставленных голосов в выборных органах. (479)
Например, от округа с проголосовавшими 50 тыс. избирателей избирается один кандидат. Участвовали в выборах 4 кандидата: А - набрал 25 002 голоса, В - 12 тыс., С - 10 тыс. и D - 2998. Абсолютное большинство - 50% + 1 (25 001) голос получил кандидат А, который считается избранным. А 24 998 голосов, отданных за неизбранных кандидатов в депутаты (всего на 4 меньше, чем собрал А), "пропадают": этих избирателей никто не представляет от данного округа в парламенте.
Такая система выгодна в первую очередь крупным партиям, которые имеют постоянный и массовый электорат и могут рассчитывать на победу. Небольшим партиям, да еще в условиях политической раздробленности, крайне трудно рассчитывать на победу. Успеху прокоммунистических кандидатов на выборах в Верховную Раду Украины в марте-апреле 1994 года не в последнюю очередь способствовали мажоритарные правила голосования. А компартия России на выборах 17 декабря 1995 года без труда переиграла представителей раздробленных партий демократической ориентации в одномандатных мажоритарных округах.
Для устранения недостатков правила абсолютного большинства применяется повторное голосование. Оно может, проводиться столько туров, сколько необходимо для того, чтобы один из кандидатов набрал абсолютное большинство голосов. Еще один способ совершенствования названной системы - введение механизма перебаллотировки (впервые был введен во Франции в 1852 г.). Перебаллотировка означает определение победителя в двухтуровом голосовании: кандидат может быть избран в первом туре лишь при условии получения голосов абсолютного большинства. Если этого не произошло, тогда приступают ко второму туру голосования, в котором победителю требуется лишь простое большинство. Подобное правило действует при президентских выборах во Франции, России, Украине, Белоруссии, парламентских - во Франции. Двухтуровое голосование при любых вариантах обеспечивает результат (победителя). Оно имеет и ряд других преимуществ. Во-первых, рядовые избиратели не озабочены так называемым "полезным голосованием", как при однотуровом порядке, когда они не имеют возможно-сти без риска голосовать (480) за понравившихся, но имеющих мало шансов быть избран-ными кандидатов. При двухтуровой системе избиратели могут отдать голос "своему" кандидату в первом туре, не рискуя при этом невольно способствовать победе кандидата, которого они ни за что не хотят избрать. Во-вторых, партии получают возможность безбоязненно выставлять своих кандидатов, чтобы выяснить их возможности, не облегчая противникам путь к победе. Между двумя турами - свои стратегические расчеты: избира-тель, кандидат которого потерпел поражение, отдает свой голос тому из оставшихся, который ему симпатичен; партии же могут снимать свои заведомо "непроходные" кандидатуры, что делает более вероятными альянсы и способствует коалиционному строительству. Кроме того, голосование в два тура создает менее благоприятные условия для крайних партий и способствует становлению партийного центра.
Мажоритарная система относительного большинства - способ определения резуль-татов голосования, при котором требуется собрать относительное или простое большинс-тво голосов, то есть больше, чем у оппонентов. По существу, относительное большинство - это большее меньшинство. В этой системе действует принцип "одномандатный округ - простое большинство" и "победитель получает все". В британской политологии она получила название "первый, кто проскочит финишный столб". Инструментальная задача этой системы - перевести относительное большинство голосов избирателей одной партии в данном избирательном округе в один парламентский мандат. Эта система возникла в Великобритании и действует примерно в 43 странах, многие из которых ранее были британскими колониями. Система всегда результативна, а также имеет ряд других преимуществ, о чем пойдет речь ниже. Основным ее недостатком является значительная степень непредставленности (проигравших) голосов. Она порождает жесткую зависи-мость: чем с меньшим числом голосов завоевал мандат победитель, тем большее число голосов не учитывается при определении победителя.
Например, в округе, где было подано 50 тыс. голосов, кандидат А (партия) получил 19 тыс. голосов, В - 12 тыс., С - 10 тыс., D - 9 тыс. Мандат выигрывает А (481) (19 тыс.), но избиратели кандидатов В, С, и D общим числом 31 тыс. не будут представлены от этого округа. Типичный пример такой ситуации возникает на выборах в Великобритании. Кандидат, получивший относительное большинство голосов, становится депутатом, тогда как избиратели, отдавшие голоса его соперникам, лишились представительства в законо-дательном органе. Не представленным, таким образом, вполне может оказаться большинс-тво избирателей. При этом, если избиратели крупной партии, оказавшиеся в оппозиции, могут утешиться тем, что их интересы выражает институциализированная "оппозиция Ее Величества" со своим теневым кабинетом, то избиратели либералов и социал-демократов (а это четверть всех избирателей) оказываются исключенными из политического предста-вительства. Кроме того, эта система не исключает неадекватного представительства не только от округов, но и на общенациональном уровне. Например, четыре раза подряд консервативная партия Великобритании завоевывала большинство мест в парламенте и право формировать правительство, получая меньше голосов, чем лейбористы. Подобный политический казус возникал оттого, что партия-победитель выигрывала места в большинстве округов с небольшим перевесом голосов, а проигравшие - в меньшем числе округов, но с большим перевесом. Например, в 1951 г. консерваторы получили 13 713 тыс. голосов (48%) и 312 мест в палате общин (51,25%), а лейбористы - 13 948 (48,8%) голосов и 295 мест (47,2%). Ситуация повторилась в 1974 г., но уже в пользу лейбористов: консерваторы, набрав 11 857 тыс. голосов избирателей (38,3%), получили 296 мандатов (46,6%), а лейбористы, собрав меньше голосов, чем консерваторы, - 11 654 тыс. (37,5%), обеспечили себе 301 место (47,46%) в парламенте.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791