logo search
Политология-учебникСазонова-хх

1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ

Основная функция выборов состоит в переводе решений, принятых избирателями, в конституционные правительственные полномочия и парламентские мандаты. Предвари-тельные решения касаются того, будет ли для этого использоваться в качестве критерия принцип большинства, исключающий из распределения проигравшие меньшинства, или пропорциональный принцип, согласно количественной пропорции голосов; будет ли делиться территория, где проводятся выборы, на изолированные замкнутые округа и при разъединенном корпусе избирателей или мерилом для подсчета голосов будет служить общий результат на территории проведения выборов при едином электорате. Таким образом, уже в самом начале мы имеем различные формы перевода голосов во властные полномочия.

Способы перевода решений (голосов) в полномочия власти и парламентские места составляют {инструментальные характеристики избирательной системы). В этом смысле она включает:

- количественный критерий, по которому определяются результаты выборов - один победитель, получивший большинство голосов, либо по пропорциональному принципу представительства (несколько победителей);

- тип избирательных округов - одно- или многомандатный;

- формы выдвижения кандидатов и способы голосования;

- тип избирательного списка и способы его заполнения. (477)

Исходя из различных сочетаний этих признаков, могут быть сформулированы различные типы систем. Существуют два основных их типа. Система, где за основу принимается критерий большинства и один победитель, называется мажоритарной. Мажоритарная система предусматривает борьбу кандидатов за места в пределах избирательного округа, причем побеждает кандидат, набравший наибольшее число голосов: голоса же, поданные за других кандидатов, при этом не учитываются. Система, в которой мерилом служит пропорциональное распределение всех кандидатов (партий) согласно количеству поданных за них голосов, называется пропорциональной.

Способ голосования при избрании кандидатов и метод распределения депутатских мандатов и правительственных полномочий являются главными факторами, по которым отличают одну избирательную систему от другой.

Не существует "вообще мажоритарных" и "вообще пропорциональных" систем: первая и вторая выступают в конкретных формах и видах. В целом же их совокупность представляет некий континуум. Существует столько их модификаций, сколько и демо-кратий, и не наблюдается согласия относительно того, какая является наилучшей, поскольку каждая система имеет свои преимущества и недостатки. Кроме того, нейтраль-ной избирательной системы не существует: любой способ избрания и подсчета голосов приводит к результатам, которые не могут не выглядеть произвольными под углом зрения демократического идеала.

Выбор в пользу той или иной системы в конкретной стране диктуется историческими условиями, специфическими задачами политического развития и культурно-политичес-кими традициями. Если в Англии и США на протяжении столетий существует мажори-тарная система, то континентальная Европа привержена пропорциональной. Во Франции на протяжении 200-летней республиканско-демократической истории избирательные системы попеременно чередовались (по нескольку раз), а вместе с ними - типы полити-ческих режимов. Последний - Пятая республика (с 1958 г.) - связан с переходом от пропорциональной системы к мажоритарной двухтуровой. В Италии после 50-летнего приме(478)нения пропорциональной системы с 1994 г. осуществляется переход к мажоритарной. В странах же бывшего Советского Союза, напротив, в традиционные мажоритарные схемы вводились принципы пропорциональной системы.