1.3. Типология политических культур
Политическая культура любого общества уникальна. Вместе с тем, в политических культурах разных обществ имеется немало общих черт, что дает основание для их объединения в определенные типы. Существует несколько подходов к типологизации политических культур. Наибольшее распространение получили исторический, функциональный, структурный и коммуникативный.
В контексте исторического подхода тип политической культуры общества опре-деляется степенью развития гражданственности его членов. Основатели этого подхода - американские политологи Габриэль А. Алмонд и Сидней Верба. Основные принципы типологизации они определили в работе "Гражданская культура" [Almond G. А, Verba S. The Civic Culture: Political Attitudes and Democracy in Five Nations. - Princeton, 1963]. Про-ведя в 1959-1960 годах широкомасштабные исследования позиций, ориентации и актив-ности в политике населения пяти стран - Англии, Италии, ФРГ, США, Мексики, - ученые выделили три "чистых типа политической культуры": приходской, подданнический и партисипаторный.
Приходская культура(англ, parochal culture) характеризуется индифферентным или негативным отношением членов общества к политической власти вообще, отсутствием интереса к политике и, вследствие этого, нежеланием принимать в ней личное участие. В этой культуре индивиды осознают себя в качестве членов малой социальной общности (прихода), но не гражданами государства.
Подданническая культура(англ, subject culture) характеризуется отсутствием лично-го интереса к участию в политике, пассивным отношением к власти. Хотя в этой культуре граждане уже осознают себя членами политического сообщества, но их роль в полити-ческой системе сводится к роли подданных (объекта), которые лишь подчиняются власти.
Партисипаторная культура (англ, participant culture) характеризуется большим или значительным інтересом (516) граждан к политике, активным отношением к политической власти, готовностью принимать личное участие в политической жизни.
Однако политические культуры современных обществ, по мнению Алмонда и Вербы, нельзя отнести ни к одному из этих видов. Они представляют собой один из смешанных типов, в котором сосуществуют и пересекаются различные культурные элементы. Исследование доминант политического поведения позволило ученым выделить следующие смешанные типы политической культуры: приходско-подданнический, приходско-партисипаторный и подданническо-партисипаторный.
Приходско-подданнический тип политической культуры присущ сегодня многим постколониальным странам Африки и Азии, которые, преодолевая трайбализм1 и местный сепаратизм, строят суверенные централизованные государства на основе авторитарной власти.
Приходско-партисипаторныйтип политической культуры характерен для тех развивающихся стран, которые идут по пути демократического развития. Приходско-партисипаторный характер имеет, например, политическая культура Индии.
Подданническо-партисипаторныйтип распространен в стабильных демократиях. Одним из его разновидностей можно считать гражданскую культуру современных цивилизованных обществ. В ней встречаются фрагменты приходской культуры. У известной части членов общества продолжает сохраняться подданническое отношение к политической власти. Хотя постоянную политическую активность демонстрирует не более 15% населения, но основная его масса психологически нацелена на участие в политической жизни, представляет собой потенциально активных граждан.
Типология, предложенная Алмондом и Вербой, была первой попыткой типологизации политических культур. Отражая исторический аспект формирования политической культуры современных обществ, она в то же время не учитывала многих других существенных моментов политико-культурного феномена. (517)
Функциональный подходк типологизации политических культур был предложен польским політологом Ежи Вятром в его книге "Социология политических отношений [Wiatr J. Sociologia stosunkow politycznych. - Warszawa, 1977]. Методология Вятра основывалась на том, что политическая культура как 'компонент политической системы, с одной стороны, во многом определяет качества политического режима (режима функцио-
нирования политической системы), а с другой стороны, сама постоянно испытывает его воздействие. В соответствии с тремя базовыми типами политического режима в рамках функционального подхода выделяются три основных типа политической культуры: тоталитарный, авторитарный и демократический.
Тоталитарная политическая культурахарактеризуется идеологической ангажиро-ванностью политического сознания и политического поведения членов общества, так как в тоталитарных системах имеет право на существование только одна, официальная идеология, которая должна признаваться всеми. Тоталитарной культуре присущи культ вождя, мифологизация сознания, активно-подданническое отношение к власти. Тотали-тарная власть требует от членов общества не только своего признания в качестве законной, но и постоянного проявления активности в свою поддержку. Аполитичность расценивается как проявление нелояльности к режиму. В тоталитарных системах действует принцип: "Кто не с нами, тот против нас". Политическая активность в условиях тоталитаризма часто имеет принудительный характер, так как ее побудительным мотивом является страх.
Авторитарная политическая культура, наоборот, отличается аполитичностью. Хотя члены авторитарних систем могут проявлять самостоятельную активность в разных сферах общественной жизни (экономике, культуре и т. д.), но это не касается политики. Аполитичность культивируется режимом, который основан на единоличном правлении (правлении одного лица или небольшой группы лиц). Его вполне удовлетворяет пассивно-подданническое отношение к власти. Главное - чтобы не мешали править. В авторитарных системах действует принцип: "Кто не против нас, тот с нами".
Демократическая политическая культура характеризуется толерантным отношением к различным поли тиче(518) ским взглядам и убеждениям, признанием оппозиции. Важнейшей политической ценностью являются гражданские права и свободы. Поскольку в демократических обществах граждане свободны в выборе – принимать или не принимать участие в политике, то реальная политическая активность является средней. При этом большинство членов общества внутренне готовы к политическому участию.
Кроме базовых типов политической культуры, в рамках функционального подхода выделяются также промежуточные и переходные типы.
Промежуточные типы политической культуры характерны для стран, политические режимы которых имеют ряд черт, присущих различным режимам. Так, политические режимы Польши во времена Владислава Гомулки и Венгрии при Яноше Кадаре нельзя с полным правом отнести ни к тоталитарному, ни к авторитарному типам. Это были тоталитарно-авторитарные режимы. Они утратили уже многие тоталитарные качества, но не стали еще в полной мере авторитарными. Тоталитарно-авторитарные режимы формировали и соответствующий тип политической культуры. Политическая культура Франции в период президентства Шарля де Голля также имела промежуточный, авторитарно-демократический характер. В ней было немало элементов авторитаризма, но сохранялись демократические основы.
Переходные типы политической культуры свойственны обществам, которые находятся в процессе трансформации - целенаправленного перехода из одного качества в другое. Переходный характер имеют посткоммунистические общества, трансформирую-щиеся из тоталитарных в демократические. В их политической культуре сохраняются еще много тоталитарных наслоений, но набирают силу ростки новой, демократической культуры, возникают также рецидивы авторитаризма. Политическая культура переходного типа имеет гетерогенную (от греч. heterogenes - неоднородный по составу) структуру.
Структурный подход к типологизации политических культур был обусловлен разработкой понятия доминирующая культура. Американские политологи, находящиеся под влиянием работ Алмонда, Пауэлла и Вербы, обратили внимание на то, что в политической культуре любого общества имеются образования, свойственные (519) отдельным социально-классовым, этнонациональным, религиозно-конфессиональным, поло-возрастным или территориальным группам. Их взаимоотношения в различных обществах неодинаковы. В одних обществах они сосуществуют более или менее гармонично, в других - находятся в состоянии конфронтации. Это дало основание для выделения гомогенного и гетерогенного типов политической культуры.
Гомогенный тип характеризуется тем, что составляющие политическую культуру общества специфические образования, несмотря на существующие между ними различия во взглядах на власть, отношение к правящей элите, имеют общее базисное основание. Такие образования стали именоваться политическими субкультурами. Базисное основание получило название доминирующей культуры.
Доминирующая культура - это комплекс политико-культурных элементов, которые присущи большинству социальных групп данного общества. Политико-культурные образования, не имеющие общего поля с доминирующей культурой, определяются как контр-культуры. Доминирующая культура выполняет интегративную функцию по отношению к политической системе. Политические структуры, которые не придерживаются принципов доминирующей культуры, рассматриваются в качестве антисистемных. Наличие доминирующей культуры придает политической культуре общества гомогенный (цельный) характер.
Гетерогенный тип характеризуется отсутствием доминирующей культуры. Не имея общего основания, политические культуры различных социальных групп противостоят друг другу. Гетерогенная политическая культура детерминирует социальные, этнические, религиозные и другие политические конфликты. Она порождает тенденции дестабилизации политической власти, дезинтеграции политической системы общества.
Коммуникативный подход к типологизации политических культур во многом был предопределен работой известнейшего современного философа, логика и социолога Карла Поппера "Открытое общество и его враги". В ней автор противопоставляет "закрытым обществам", культура которых консервативна, основана на коллективной ответствен-ности, обременена множеством вся(520)ческих табу, законов и обычаев и поэтому закрыта для внешнего влияния и прогресса, "открытые общества", где право принятия личных решений, личная свобода и личная ответственность граждан предопределяет динамизм развития и открытость их культуры. Методология Поппера дала основание для выделения в дальнейшем закрытого и открытого типов политической культуры.
Закрытая политическая культура - это замкнутый, сориентированный только на собственные локальне ценности, образцы и нормы, тип, для которого характерен традиционализм политического сознания и поведения. Закрытые политические культуры не способны к сколько-нибудь продуктивному обмену ценностями с другими политико-культурными системами. Этот тип политической культуры свойственен для патриархаль-
ных и тоталитарных обществ.
Открытая политическая культура характеризуется способностью к коммуникации. Открытые культуры сравнительно легко вбирают в себя инокультурный опыт. Они обладают склонностью к новациям и модернизации. Открытый характер имеют политические культуры демократических обществ, что обусловливает динамичность и эволюционность их развития.
Многообразие методологических подходов к типологизации политической культуры и множественность ее типов отражают всю сложность политико-культурного феномена. Представляя собой архисложное структурное образование, политическая культура любого общества в качестве конструирующих ее атомарных элементов имеет политическое сознание и поведение каждого из его членов. Как человек ведет себя в политике, какие особенности имеет его политическое сознание и поведение - это во многом определяется процессом политической социализации.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791