2. Правовое государство
Это реальное воплощение в жизнь идей и принципов конституционализма. Правовому государству присущи те же признаки, что и государству вообще, но в его основе лежат основополагающие права личности, индивидуальная свобода, отсутствие насилия государства над совестью людей, отсутствие террора государства, направленного против человека.
Правовое государство ограничено в своих действиях правом, защищает свободу и достоинство человека, подчиняет власть воле суверенного народа. Взаимоотношения между личностью и властью в правовом государстве определяется конституцией, утверждающей приоритет прав человека, которые не могут быть нарушены государством и его действиями.
Сам термин "правовое государство" был предложен немецким философом И. Кантом, а затем употреблялся в немецкой юридической литературе в трудах К. Т. Велике-ра, Р. фон Моля и др. Но отдельные идеи, отражавшие ущность правового государства, возникли гораздо рань(324) ше. Мы находим их в работах древних мыслителей - Платона ("Государство", "Политика", "Софист"), Аристотеля ("Политика", "Этика" и др.), Цицерона ("Диалоги") Далее концепция правового государства как система знаний получила развитие в работах Д. Локка, Ш. Монтескье, И. Канта, Ф. Гегеля. Значительное внимание идее правового государства уделяли также русский юрист, историк, философ Б. Н. Чичерин, юрист и социолог, с 1917 г. профессор Киевского университета Б. А Кистяковский, русский юрист и философ П. И. Новгородцев и др.
Разработка концепции правового государства диктуется потребностью в установлении такого соотнесения государства и права, чтобы осуществляемая государст-
вом политика, основывающаяся на праве, была бы наиболее эффективной.
Появление правового государства было обусловлено развитием самого общества, и его становление стало возможным только благодаря рождению гражданського общества. Сам термин "гражданское общество" имеет двойное толкование. В первом, широком значении, его трактуют как часть общества, непосредственно не охваченную государством и развивающуюся автономно от него. В этом смысле гражданское общество совместимо как с демократией, так и с авторитаризмом. В ином, узком понимании термина можно говорить лишь о связи гражданского общества с правовым государством, существование которых возможно только друг с другом.
Гражданское общество - это взаимоотношения свободных и равноправных личнос-тей, развивающихся в условиях рынка и демократической правовой государственности. Такое общество формируется стихийно, снизу как результат свободы индивидов, превращения их из подданных государства в свободных граждан-собственников, понимающих свою ответственность за экономическую и политическую деятельность. Структура гражданского общества состоит из многих элементов: хозяйственных, іконо-мических, семейных, этнических, религиозных, правовых и моральных связей, а также не охваченных государством политических отношений между индивидами, как первичными субъектами власти, партиями, группами интересов и т.д. В отличие от государства в граж-данском обществе доминируют не вертикальные, а горизонтальные связи, не подчинен-ность, (325) а отношения конкуренции и солидарности между юридически свободными и равноправными партнерами.
Естественно, сейчас трудно провести четкую грань между гражданским обществом и государством. Однако для стран, осуществляющих переход.от тоталитаризма к демократии и рынку, создание гражданского общества - первостепенная задача, так как ее решение дает возможность преодолеть этатистские и тоталитарные тенденции, обеспечить суверенитет народа по отношению к власти, свободу личности.
Существование гражданского общества - важнейший признак правового государства, но опыт возникновения последнего дает возможность выделить и другие его признаки.
1. Принцип первичности и верховенства права. Он лежит в основе взаимоотноше-ний между правом и государством и отражает характер и содержание этих отношений. Другими словами, право по отношению к государству всегда первично и обладает верховенством.
Первичность права обусловлена его природой. Ведь право в истинном смысле этого слова – неотъемлемое свойство человека, нации, народа. Будучи атрибутом любого социального субъекта, оно никем не предоставляется и не может быть никем отчуждено. Право возникает одновременно с общением, социальным взаимодействием, то есть с обществом. Государство же образуется лишь на определенном этапе развития последнего. Право возникло раньше, заметил Цицерон, чем какое-либо государство вообще было основано. Итак, право первично, поскольку оно предшествует государству во времени.
Первичность права относительно государства не сводится только к временному отношению "раньше-позже", она имеет генетическую природу, то есть проистекает из естественных прав человека. Вторичность государства проявляется также в том, что государство обусловлено, предопределено правом, возникает не просто позже права, а из его потребностей как орган, который должен придать праву общеобязательную форму и обеспечить его функционирование.
Верховенство права означает его примат над государством, подчинение государства праву. А отсюда следуют важные выводы. Во-первых, каждое должностное лицо, любой государственный орган должны действо (326)вать в пределах установленной правом компетенции. Эта обязанность в то же время означает, что они не должны осуществлять не предусмотренные правом действия. Иными словами: государство не может быть свободным, независимым от права. На это следует обратить особое внимание, поскольку независимость государства от права рассматривалась в недавнем прошлом как гениальное
достижение теоретической мысли. Во-вторых, государство должно совершать и не может не совершать такие действия, которые возложены на него правом. Сегодня многие законы не действуют даже при наличии необходимых обстоятельств, а это свидетельствует о невыполнении государством возложенной на него задачи по реализации права, что недопустимо. Нетерпимо также бездействие государства, когда оно не принимает мер по восстановлению прав граждан.
Соблюдение принципа первичности и верховенства права направлено на недопусти-мость отделения государства от народа, а следовательно, произвола по отношению к народу. Если государство действует в рамках. Права (а право есть воплощение воли народа), то это значит, что оно не имеет каких-либо собственных, отличных от народных инте-ресов и не может объективно использовать власть в своих целях; объективно выполняет волю народа, находится на службе у народа и не действует в своих интересах; подчинено народу и несет перед ним ответственность.
2. Принцип соответствия закона праву. Его можно определить как категорический императив - требование к государству принимать правовые законы без каких-либо условий. Иначе говоря, отступление от данного принципа не может быть оправдано никакими обстоятельствами.
Итак, государство должно принимать только правовые законы, а последние являются правовыми лиш тогда, когда они соответствуют праву. Но из этого логично следует и обратное, а именно: государство может (хотя и не должно) действовать вопреки этому принципу и принимать законы, не соответствующие праву, то есть неправовые.
Но сколько бы мы ни повторяли эти верные суждения, они, ввиду известной абстрактности, не приближают нас к пониманию необходимости соответствия закона праву. Мы неустанно твердим, что закон должен (327) быть правовым, но не отвечаем на вопрос: почему он должен быть таковым? Какой в этом смысл? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо хотя бы в общин чертах раскрыть содержание самих соотносящихся понятий - закона и права.
Этимология слова "право" связана со значеним "правильный, справедливый". Таким образом, право имеет место там, где существуют справедливые отношения между людьми - такие отношения, когда никто из участников не причиняет вреда (мате-риального или духовного) другим, когда исключается какое-либо превосходство одной из сторон. Справедливые отношения складываются между людьми лишь на основе их свободного волеизъявления, включающего в себя свободу выбора участников отношений и свободу действий в рамках этих отношений. Если же этим справедливым, то есть правовым, отношениям придать юридическую форму, закрепить их в законе, то такой закон и будет правовым. Следовательно, правовой закон есть справедливый закон, тот идеал, к которому должно стремиться демократическое государство.
Право, как видим, существует объективно, то есть не создается никакими государственными органами. "Если бы права устанавливались повелением народов, решениями первенствующих людей, - писал Цицерон, - то существовало бы право разбойников". Закон же, в отличие от права, - это изданный государством нормативный акт, то есть субъективное творение. Разумеется, суть проблемы заключается не в том, что право объективно, а закон субъективен и другого просто бать не может, а в том, что закон в силу субъективной природы возникновения может не соответствовать праву. Государство может возвести в ранг закона несправедливость и под видом соблюдения законности успешно ее реализовать.
Итак, государство может осуществлять произвол, не только не нарушая законы, но даже скрупулезно их выполняя, не обходя законы, а действуя в их рамках. Для этого нужно лишь создать неправовые законы. Но как избавиться от узаконенного беззакония и произвола, как достичь того, чтобы издаваемые законы были правовыми? Ответ ясен: нужно ликвидировать причины, которые обусловливают появление неправовых законов. Этих причин две. (328)
1. Недостаточный профессиональный уровень парламента, вследствие чего законы принимаются без учета реальных потребностей. Такие законы либо вообще не действуют, так как несоответствие их праву доведено до абсолюта, либо действуют в интересах одних в ущерб другим. Ликвидировать такую ситуацию можно, повышая профессионализм законодателей.
2. Законодательный орган выражает интересы одной партии, что дает ему возможность сознательно принимать законы в собственных интересах, а следовательно,
в ущерб интересам других. На первый взгляд, решение данной проблемы видится на пути демократизации общества, прежде всего посредством формирования парламента на мно-гопартийной основе. При таком подходе партия, получившая большинство в парламенте, получит возможность оказывать решающее влияние на принятие законов. Но принятые законы будут отражать интересы парламентского большинства и той части населения, которая за ней стоит. Следовательно, они не могут бать правовыми. Такой подход не преодолевает порочности однопартийной системы, так как эту функцию осуществляют партии поочередно.Да и сама законотворческая процедура не способствует принятию правовых законов, о чем свидетельствует практика российского и украинского парламен-тов. Механизм принятия законов довольно часто основывается на интересах отдельных групп, то есть на субъективном факторе, который несовместим с социальной справедли-востью, поскольку истина не определяется большинством, а имеет объективное содержание.
Поэтому никакой всесторонний учет интересов, никакие компромиссы не могут привести к выработке правового закона. Правовой закон может быть принят только на научной основе. Это означает, что закон не может ограничивать свободу одних в угоду інтересам других. Содержащиеся в законе ограничения свободы должны иметь объектив-ное основание. Закон не может ограничивать свободу никаких социальных субъектов, если они не препятствуют свободной деятельности других субъектов. И наоборот, закон должен ограничивать свободу любых субъектов, если эта свобода в ущерб свободе других. Данный критерий и должен быть положен в основу разработки и принятия правовых законов. (329)
Чтобы соответствовать праву, то есть быть правовым, закон должен закрепить ту меру свободы, которая содержится в праве.
3. Принцип формального равенства предполагает признание права, как равного для всех масштаба свободы. По Марксу, всякое право - и с этим нельзя не согласиться - есть применение одинакового масштаба к разным людям, которые на деле не одинаковы. Но в
этом Маркс, а за ним и Ленин усматривали ущербность права, "несовершенство", именуя его буржуазным. При равном труде, считал Маркс, один получает більше другого и окажется богаче другого. Чтобы избежать этого, право должно быть неравным. Дабы никто не получал больше другого и, упаси бог, не оказался богаче другого, нужно, по мнению классиков марксизма, преодолеть "узкий горизонт буржуазного права", которое
закрепляет лишь формальное равенство. Суть этого преодоления состоит в том, что на смену формальному равенству, а следовательно и праву, должно прийти фактическое равенство, которое не предполагает права.
Чего греха таить, фактическое равенство воспринималось нами положительно, как ценность, как благо, к которому нужно стремиться, а формальное - отрицательно, как аналог несправедливости, как существующее лишь в связи с недостаточной экономичес-кой зрелостью общества. На самом же деле, формальное равенство предполагает одно - закрепление в законе одинаковых для всех стартовых возможностей. Это единственный способ и форма реализации социальной справедливости. Именно формальное равенство дает каждому право на различие, на фактическое неравенство, и это неравенство в рамках права предстает как справедливое неравенство, поскольку оно есть результат само реали-зации человека. Поэтому закрепленный в праве принцип формального равенства является его достоинством, а не недостатком, так как только право на неравенство, защита неравенства правом (напомним, что в праве находит закрепление только справедливое неравенство) - единственный естественный стимул и источник социальной активности. Оно же свидетельствует о соблюдении прав человека.
Что же касается фактического равенства, то оно как состояние общества в принципе не может быть достигнуто естественным ходом развития. (330)
4. Принцип суверенности означает внутреннюю и внешнюю независимость государства. Единственным субъектом политики, органом, осуществляющим на основе права организацию и управление различными сферами жизни, является государство. Никакие объединения, партии, союзы и т.д. такую деятельность осуществлять не могут.
Особую значимость принцип суверенитета приобретает в настоящее время, так как с ним образовавшиеся после распада СССР государства связывают приобретение истинной независимости - как внутренней, так и внешней. Суверенность - атрибут правового государства.
Принцип суверенности распространяется и на юридическое признание и институциональное выражение власти народа. Именно народ, а не кто-либо, является официальным источником власти. Суверенитет народа определяется тем, что ему принадлежит представительная и конституционная власть в государстве, он избирает своих представителей и может периодически их менять. В правовых государствах народ имеет право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов путем народных инициатив и референдумов.
5. Принцип разделения властей. В правовом государстве этот принцип кладется в основу структурной организации и функционирования государственной власти и ее органов. Его исходное требование - разделение государственной власти на законодатель-ную, исполнительную и судебную. Принцип разделения властей нашел практическую реализацию во всех демократических странах мира. Его теоретические истоки можно отыскать во взглядах Платона и Аристотеля. Однако наибольшее развитие он получил в работах Локка и Монтескье. Принцип разделения властей как теоретическая концепция возник из потребностей решения двух основних задач: во-первых, не допустить сосредоточения власти в руках отдельного лица или государства, что всегда имеет место при отсутствии разделения властей; во-вторых, обеспечить эффективное функционирова-ние государственной уласти по организации и руководству социальными процессами. Наиболее образно и всесторонне схема разделения властей изложена Монтескье в его сочинении "О духе законов".
Принцип разделения властей требует строгого разграничения компетенции между законодательной, ис(331)полнительной и судебной властями. Законодательная власть в концепции правового государства должна выступать как выразительница народного суверенитета. Основной функцией высших представительных учреждений является при-нятие законов. Исполнительная власть как составная часть государственной власти фор-мируется законодательной властью, подчинена ей и ответственна перед нею. На исполни-тельную власть возлагается непосредственное осуществление политики. Она и называется исполнительной лишь потому, что исполняет те законы, которые приняты законодатель-ной властью, и не может присваивать себе полномочий последней и требовать от граждан выполнения обязанностей, не предусмотренных законом. Никакое правотворчество со стороны исполнительной власти недопустимо. Судебная власть выступает арбитром в механизме государственной власти. Она определяет соответствие принимаемых законов конституции страны, а нормативных актов исполнительной власти – существующему законодательству. Опираясь только на правовой закон, судебная власть в своей деятельности не зависит от законодательной и исполнительной властей. Руководствуясь принципом разделения, она не должна брать на себя функции законодателя и исполнителя, иначе суд превратится в деспота. В то же время ни законодатель, ни исполнитель не имеют права брать на себя функции суда. Судебная власть осуществляет также правосудие - защиту прав граждан, общественных, государственных организаций и учреждений, от кого бы эти нарушения не исходили. Судебная защита предполагает восстановление нарушенного права. В этом заключается важнейшая гарантия прав и свобод человека. Успешное функционирование судебной власти возможно лишь при условии ее независимости.
Разделение властей не является абсолютным, так как ни одному из органов не при-надлежит государственная власть в полном объеме. Таким образом, в правовом государ-стве отсутствует какая-либо неограниченная власть, не регламентированная правом и принципами конституции. Благодаря этому достигается взаимный контроль, функциони-рует система сдержек и противовесов, что служит гарантией от злоупотребле-ний властью и превращения ее в авторитарную, абсолютную власть. (332)
6. Принцип выборности и ротации власти. В правовом государстве народ, как источник власти, обладает возможностью ее формирования. Такая возможность достигается путем периодических выборов. Правовое - лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем на определенный срок.
Кроме вышеуказанных принципов, в правовом государстве по отношению к гражданам должен действовать принцип "Разрешено все то, что не запрещено". Исходя из этого принципа в государственном регулировании гражданских отношений метод запрета имеет пріоритет над методом разрешения. Последний используется только по отношению к самому государству, которое обязано действовать в рамках дозволенного – формально зафиксированных полномочий. Отсюда следует: государство, принимая законы, должно обусловить все то, что оно запрещает, а все то, что не подпадает под запрет, гражданин может делать по своему усмотрению.
В правовом государстве гражданин должен кметь максимум прав и минимум обязанностей. Теоретически гражданин имеет одну обязанность - исполнять законы, причем права и свободы других граждан должны быть единственным ограничителем свободы гражданина.
Правовое государство, хотя и является значительным шагом в развитии государственности в целом, все же не решает многих проблем, стоящих перед обществом. Предполагалось, что правовое государство, обеспечивая каждому свободу, поощряя конкуренцию, делая частную собственность доступной для каждого, способствуя повышению активности и инициативы, долино привести граждан ко всеобщему благополучию. Однако этого не произошло. Провозглашение в правовых государствах индивидуальной свободы, равноправия и невмешательства в дела гражданского общества не препятствовало монополизации экономики, периодическим кризисам обострения социального неравенства.
Преодолеть определенную незавершенность правового государства, обеспечить материальную свободу и установить в обществе социальную справедливость и равенство призвано социальное государство. О нем идет речь в главе XXII. Здесь же коротко, почти что схематично рассмотрим суть самых последних изменений в государствах Запада - неокорпоратизм. (333)
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791