1.1. Происхождение государства и его признаки
Государство занимает в нашем сознании доминирующее место. Наша приналеж-ность к тому или иному государству определяет и наше отношение к нему. Причем степень осознания государства у каждого будет (310) своя. Для одного - это органы охраны правопорядка, для другого - социального обеспечения, для третьего – представи-тельство за границей, для четвертого - чиновник, решающий его конкретное дело и т.д. Наши личные представления о государстве базируются на жизненном опыте, поэтому лишь частично отвечают истине.
Общество в целом эта проблема интересует значительно шире. Оно прежде всего проявляет интерес к тому, каким должно быть государство, какие его функции и насколько они отвечают требованиям, стоящим перед ним на данном этапе развития. Ответы на эти вопросы может дать анализ всех факторов, обусловивших появление и развитие государства. В исторической науке нет единого мнения относительно времени, причин, обстоятельств возникновения государства. Решение этой проблемы зависит от научного интереса, идеологии, политического заказа и т. д. Появление государства одни связывают с появлением самого общества, другие - с процессами, что происходят в обществе, третьи - с деяниями Создателя и т.д. Здесь можно утверждать лишь то, что то или иное мнение имеет как свои позитивные, так и негативные черты.
Государство, считают марксисты, возникает на определенной ступени экономичес-кого и соціального развития, а именно с появлением частной собственности и разделе-нием общества на антагонистические классы. Государство, писал В. И.Ленин, возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены. Государство создается экономически господствующим классом как аппарат насилия в руках этого класса, "машина" для поддержания господства одного класса над другим. Следовательно, марксизм исходит из классовой сущности государства, а это значит, что его возникновение и исчезновение находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия классов. Однако более глубокий и всесторонний анализ, в част-ности, доклассового общества, показывает, что создание государства связано не с появлением частной собственности и классов, оно возникает с потребностью в управлен-ческой функции. И то, что на первых порах управление осуществлялось непосредственно всеми членами рода без спеціально уполномоченных на это лиц и особых учреждений, объясняется вовсе не отсутствием классовой дифференциации общества, а прежде всего незначительным объемом и простотой общественных отношений. (311)
Но по мере количественного и качественного их усложнения происходит выделение управленческого труда в самостоятельную функцию, которая становится необ-
ходимой для эффективного регулирования совместной деятельности. Для осуществления этой функции уже требуются специальные органы, которые и создаются, - советы вождей, фратрий, старейшин и т. д., а должности военачальников, вождей, старейшин становятся постоянными. Л. Морган в своем труде "Древнее общество" убедительно показал, что первобытный строй, где не было ни частной собственности, ни классов, имел сложную и стройную по тем временам систему власти. Более того, многие государства Востока возникли и существовали на базе так называемого азиатского способа производства, в основе которого лежали не частная, а общественная собственность и отсутствие рабовладения. Но этим государствам были присущи все названные Энгельсом признаки. Да и осуществляли они публичную власть по отношению к свободному населению, а не для подавления эксплуатируемых. Причем эта власть носила довольно деспотический характер. Не исчезло государство, а наоборот, разрослось до неимоверных пределов и при социализме, уничтожившем частную собственность и классовый антагонизм.
Таким образом, главным детерминирующим фактором, порождающим государст-во, выступает не частная собственность и основанный на ней классовый антагонизм, а потребность в осуществлении организационно-управленческих функций. Именно для этого прежде всего и создается государство.
Хотя согласно писаной истории человечества первые государства появились в конце IV - в начале Ш тысячелетия до н.э., однако европейское государство, которому сегодня в науке уделяют столь пристальное внимание, возникло совсем недавно. Всего шесть или сем столетий тому назад люди в Европе просто не представляли, что они - граждане того или иного государства в нынешнем понимании этого слова. Работая на своей земле, с которой неразрывно были связаны их судьбы, люди мало интересовались окружающим их миром. Вообще для них не существовало разницы, чья армия их грабит - короля Франции или Папы Римского. Европейские государства - Франция, Англия и другие в XIV в. представляли собой географические регионы, (312) разбитые на многочисленные области, население которых мало интересовалось, кто ими управляет, кому необходимо платить налоги и в каком государстве они живут.
Это относилось не только к простым людям, но и к образованной элите. Достаточно сказать, что большая часть аристократии читала и писала на латыни, а не на родном языке, считая себя представителями европейской, а не английской, французской или испанской
культуры. Например, династия немецких королей пришла к власти в Англии в 1714 году, не умея говорить по-английски.Армия, важнейший признак государства, не находилась в сфере королевской компетенции, как это общепринято сейчас. Например, отряды английских солдат, нанятые королем Франции, воевали против Англии, и наоборот.
Такая ситуация наблюдается до XIX в., то есть до появления государства в сов ре-менном его понимании, - территории с прочными границами, постоянным населением, связанным между собой юридическими нормами, национальной армией, национальной независимостью.
Значительный вклад в развитие современного европейского государства был сделан Наполеоном в период 1800-1815 гг.во Франции.Он впервые объединил пафос французской революции с активным и эффективным аппаратом управления и армией. Его государство завоювало всю Европу. Армия впервые сражалась не только за свою выгоду, но и за свою нацию, за Францию.
Вся последующая история Европы свидетельствует о том, что все государства так или иначе, копировали опыт государственной организации Франции.
В XX столетии, в связи с распадом колониальной системы, создаются новые государства, которые заимствуют государственное устройство современных европейских стран. Таким образом, современная европейская система государственного устройства стала универсальной формой политической организации.
Возникает вопрос, что же оказало влияние на развитие государства в последнее время? Детальное рассмотрение данной проблемы поможет лучше понять природу и сущность государства.
Ученые до сих пор спорят, отвечая на вопрос "Почему современная государственная система возник (313)ла и развилась в Европе?" Ответ на этот вопрос состоит в том, что Европа первая в мире перешла на новый тип экономических отношений, в условиях которых современное государство развивалось вместе с промышленностью, коммерциализированным сельским хазяйством и торговлей, которые, в свою очередь, могли развиваться только в густонаселенных районах. Иначе говоря, развитие рыночной экономики, свойственной капитализму, позволило иметь такое количество товаров, что ими можно было обеспечить не только свои, но и внешние потребности. Широкомасш-табное развитие промышленности включило ее в международные связи. Отсутствие же законов, регулирующих торговлю, отсутствие налогообложения торговли, неурегулиро-ванность отношений между работником и собственником производства и т. п. вызвали необходимость иметь такую организацию, которая отвечала бы потребностям производст-ва и самой организации. Такой организацией стало современное государство, от появления которого выиграли и промышленность, и торговля. С одной стороны, государство способствовало развитию промышленности и торговли, с другой, - промышленность и торговля обеспечивали развитие государства. Развитие средств комму-никации (железные дороги, телеграф, телефон, радио) позволило государству контроли-ровать все процессы, происходящие в пределах своей территории. В этом, на наш взгляд, состоит основная причина появления европейской модели современного государства.
Из сказанного выше можно сделать вывод. В XIX веке сложились взаимовыгодные условия для развития как государства в виде экономики, так и для развития экономики в виде государства. Экономика нуждалась в появлении отвечающего ее интересам государ-ства, а государство возникло в результате того, что экономика отвечала его потребностям.
Признаки государства. Государство - это не только система органов, осущест-вляющих организационно-управленческие отношения, чем обеспечивается целостность функционирования общества. Государство имеет, как минимум, три основных признака: территория, народ, суверенитет. Территория – пространственная форма и материальная основа жизнедеятельности людей. Каждое государство имеет свои территориальные (314) границы. Современное международное право исходит из принципа неприкосновенности и территориальной целостности государства. Сохранение территориальной целостности означает недопущение насильственного ее расчленения, захвата или отторжения какой-либо части. Такие действия международные правовые нормы квалифицируют как агрессию и признают за государствами право на защиту своей территории. Уважение территориальной целостности, неприкосновенность границ являются необходимыми элементами всех межгосударственных политических договоров. Таким образом, территория, с политической точки зрения - это пространство, на которое распространяется государственная власть.
Существенный признак государства - народ. Этот основной компонент понятия государственно-правового общества свидетельствует о том, что его составляет большинство людей ("народ-государство"), проживающих на одной территории, существующих не изолированно друг от друга, влияющих друг на друга (а также друг против друга). Общество - это объединение индивидов, или система связей между людьми, включающая в себя и элементы сотрудничества, и элементы конфликта.
Такую систему создают, как правило, представители нескольких поколений. Это социальное переплетение выступает как общество поколений, имеющее свою иерархию, организацию, структуру. Как государственно-правовое общество оно является социальным институтом.
Политическое общество предполагает наличие развитого и разветвленного хозяйства, в рамках котрого взаимодействуют различные институты (семья, классы и т. п.). По отношению к ним государственно-правовое общество выступает как сложность, составленная из индивидов и институтов, что, в свою очередь, имеет институциональный характер. Политическая общность - это социальный институт иного порядка, выступающий над всеми другими институтами, включающий их в себя.
Народ-государство включает в себя акт установления государства, когда большинство людей договариваются и составляют договор друг с другом с целью утверждения мира между ними и защиты от других. По этому договору каждый из них будет признавать как свои собственные все действия и суждения того человека и общности людей, которым большинство дало право (315) представлять интересы всех (то есть быть их представителями!, независимо от того, голосовал он "за" или "против" них.
Один из важнейших признаков государства - его суверенитет. Это неотъемлемое свойство государства. Оно лишь тогда является таковым, когда оно суверенно. Суверенитет можно определить как исходящую от народа верховную власть, которую государство осуществляет самостоятельно и независимо внутри страны и во внешнеполитической деятельности в рамках внутреннего и международного права.
Итак, что представляет собой государство? Во-первых, - это достаточно развитая система институтов власти с высококвалифицированными политиками, так как общественные отношения ввиду их исключительной сложности могут регулироваться только профессионалами. Во-вторых, государство - это определенное территориальное пространство, имеющее границы, которые отделяют его от других государств. В-третьих, государство - народ, объединенный в население страны. Все это означает, что осуществляемые властью функции, их установление, отказ от них, выбор объектов сотрудничества определяется самим государством.
В политологической литературе к признакам государства ученые относят также монополию на легальное применение физической силы, исключительное право на издание законов и норм, обязательных для всего населения, право сбора налогов с населения.
Рассмотрим государство в двух аспектах - как форму правления и как форму государственного устройства.
- Политология
- Раздел1 возникновение и развитие политической теории
- Глава I
- 1.2. Содержание политического знания
- 2. Методы политологии
- 3. Язык политической науки
- Глава II. Политические учения древности
- 1.1. Специфика развития восточной политической мысли
- 1.3. Антиконфуцианские вызовы: моизм, даосизм, легизм
- 2. Античная политическая мысль
- 2.1. Особенности антично-полисного варианта политического развития
- 2.2. Теория "идеального государства" Платона
- 2.3. Концепция "смешанного государственного устройства" Аристотеля
- 2.4. Развитие идеи "среднего строя" Полибием и Цицероном
- Глава III политическая мысль в средние века и в эпоху возрождения
- 1. Основные идеи и особенности средневековой политической мысли
- 1.1. Культурно-цивилизадионные факторы европейского развития: демаркация сфер небесного и земного
- 1.2. Концептуальные измерения европейской политической модели
- 2. Политические идеи эпохи возрождения
- 2.1. Гражданский гуманизм и рождение теории республиканизма
- 2.2. "Политическая наука" Макиавелли
- 2.3. "Государственный интерес" и становление национального государства: от Макиавелли к Бодену
- 3. Развитие русской средневековой политической мысли
- 3.1. Специфика византийско-азиатского синтеза
- 3.2. Полемика "нестяжателей" с "иосифлянами" и ее последствия
- 3.3. Мевду деспотизмом и консенсусом: два направления русской средневековой мысли
- Глава IV политические концепты нового времени
- 1. Политическая мысль хул -хуш веков
- 1.1. Концептуально-теоретические дилеммы европейской модернизации: Гоббс и Локк
- 1.2. "Наука о политике" и политические альтернативы трансформации российского абсолютизма: парадоксы "европеизации"
- 1.3. Дискуссия о разделении властей и "общественном договоре": Монтескье и Руссо
- 1.4. Развитие просветительских идей в России: утопии либеральной и демократической трансформации
- 2. Политические теории XIX века
- 2.1. Немецкий идеализм: в поисках теоретического синтеза
- 2.2. Трансформация классической либеральной теории
- 2.3. Политические альтернативы марксизма
- 2.4. Русский либеральный конституционализм и его достижения
- Глава V развитие политической мысли в украине
- 1. Истоки политических идей в украине
- 1.1. Развитие политических взглядов в период Киевской Руси
- 1.2. Развитие политической мысли в Украине в XVI - XVII веках
- 1.3. Развитие политической мысли в Киево-Могалянской Академии
- 1.4. Развитие идей государственности в казацко-гетманский период
- 1.5. Основные идеи государственно-политического устройства в Конституции п. Орлика
- 1.6. Политические учения просветителей Украины о личности, обществе и государстве
- 2. Основные направления развития политической мысли в украине хiх в.
- 2.1. Исторические условия развития политической мысли в Украине первой половины XIX в.
- 2.2. Кирилло-Мефодиевское общество и его идеи государственно-политического устройства
- 2.3. Развитие политической мысли в Украине во второй половине XIX в.
- 3. Развитие украинской зарубежной политической мысли
- 3.1. Народническое направление о становлении национального государства
- 3.2. Консервативное направление о становлении национального государства
- 3.3. Сущность национально-государственного направления
- Глава VI политическая мысль XX века
- 1. От традиционной к "новой" политической науке: генезис современной политологии
- 1.1. "Реалистическая" наука о политике г. Моски и в. Парето
- 1.2. Макс Вебер и контуры новой теории демократии
- 1.3. Теория консенсуса р. Михельса
- 2. Основные идеи и направления американской политической социологии
- 2.1. Общие черты американской политической науки
- 2.2. "Бихевиоралистская революция" и ее особенности
- 2.3. Постклассическая теория демократии
- 2.4. Полемика элитистов и плюралистов
- 3. Французская политическая наука
- 3.1. Происхождение и общая характеристика
- 3.2. Понятие политического института
- 3.3. Концепция "политического поля" п. Бурдье
- 3.4. Авангардные стратегам политических исследований
- 4. Немецкая политическая мысль
- 4.1. Основные направления
- 4.2. Нормативно-онтологическая теория и "критический рационализм"
- 4.3. Политическая философия к. Шмитта и немецкое государствоведение
- 4.4. Макросоциологические теории "радикалььного функционализма" н. Лумана и "активизированной общественности" ю. Хабермаса
- Раздел II политика и власть
- Глава VII политика как социальное явление
- 1. Возникновение и природа политики
- 1.1. Общее определение политики
- 1.2. Происхождение политики
- 1.3. Сущность политики: свойства, структура, функции
- 2. Взаимодействие политики с другими сферами общественной жизни
- 2.1. Общее понимание отношений политики с другими сферами общества.
- 2.2. Политика и экономика
- 2.3. Политика и мораль
- 3. Политика как искусство возможного
- Глава VIII власть
- 1. Сущность власти
- 1.1. Понятие власти
- 1.2. Концепции власти
- 1.3. Природа господства и подчинения
- 2. Ресурсы и структура власти
- 2.1. Понятие ресурсов власти и их типология
- 2.2. Структура власти
- 3. Реализация и легитимность власти
- 3.1. Основные условия эффективной реализации власти
- 3.2. Понятие и типы легитимности власти
- Глава IX демократия
- 1. Понятие демократии
- 1.1. Этимологическое определение демократии
- 1.2. Нормативная и эмпирическая демократия
- 1.3. Основополагающие признаки и виды демократии
- 1.4. Рождение и генезис демократии
- 2. Противоречивая сущность демократии
- 2.1. Сущностное определение демократии
- 2.2. Прямая и представительная формы демократии
- Глава X политическая система общества
- 1. Понятие политической системы
- 2. Механизм функционирования политической системы
- Функционирования политической системы
- 3. Типы политических систем
- ГлаваХi государство в современном обществе
- 1. Происхождение, содержание, сущность и признаки государства
- 1.1. Происхождение государства и его признаки
- 1.2. Государственное правление и устройство
- 2. Правовое государство
- 3. Неокорпоратизм
- Глава XII функции управления в государстве и местное самоуправление
- 1. Функции управления в государстве. Содержание и проблемы распределения
- 1.1. Классификация функций управления
- 1.2. Проблема распределения функций управления
- 2. Местное самоуправление: понятие, задачи и принципы организации
- 2.1. О понятии местного самоуправления
- 2.2. Децентрализация управления в государстве и задачи местного самоуправления
- Три уровня управления в государстве
- 2.3. Административно-территориальное деление стран как пространственное основание местного самоуправления
- Глава XIII политическое лидерство
- 1. Политическое лидерство как явление
- 1.1. Лидерство в личностном и социально-психологическом аспектах
- Типичные качества и линии профессионального и социального поведения лидера и администратора
- 1.2. Лидерство в социально-политическом аспекте
- 2. Проблемы классификации политического лидерства
- Глава XIV политические элиты
- 1. Понятие политической элиты
- 2. Ранние теории политических элит
- 3. Современные теоретические представления о сущности и роли политических элит
- 4. Политическая элита в посттоталитарном обществе
- Глава XV политические решения
- 1. Политическое решение как политическое действие
- 1.1. Сущность, структура и функции политического решения
- 1.2. Концепция и модели принятия политических решений
- 2. Процесс принятия политических решений
- 2.1. Политический анализ и прогнозирование
- 2.2. Принятие политических решений в демократических режимах
- Глава XVI институционализация политического поля
- 1. Политическое поле: конституирование и институционализация
- 1.1. Понятие политического поля
- 1.2. Выбор позиций в политическом поле
- 1.3. Двойственная зависимость и легитимность политического поля
- 1.4. Институционализация поля политики и политический капитал
- 1.5. Законы политического поля
- 2. Медиатизация политики (медиа-власти и институции)
- 2.1. Понятие медиа-поля политики
- 2.2. Взаимоотношения медиа-институций и властных структур
- 2.3. Медиа-демократия и символический рынок политики
- Глава XVII избирательные системы и политический процесс
- 1. Избирательные системы: общая типология и сравнительный анализ
- 1.1. Мажоритарная избирательная система
- 1.2. Пропорциональная избирательная система
- 1.3. Сравнительный анализ избирательных систем
- Основные преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы
- Основные преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы
- Типология избирательных систем
- 2. Избирательные системы и политические режимы демократии
- 2.1. Сравнительный анализ влияния избирательных систем на политический процесс
- 2.2. Типология демократических режимов согласно применяемой избирательной системе
- Типологические характеристики демократического режима в соответствии с принятой избирательной системой
- 2.3. Расширенная типология демократий по критерию избирательных систем
- Четыре основных типа демократии
- 3. Поведение избирателей: особенности электорального участия, модели голосования
- 3.1. Модели избирателя
- 3.2. Модели голосования
- Многофакторная модель голосования Шенкса-Миллера
- Глава XVIII политическая культура
- 1. Политическая культура как социальный феномен
- 1.1. Понятие политической культуры
- Место политической культуры в общественной системе
- 1.2. Структура политической культуры
- 1.3. Типология политических культур
- 2. Политическая социализация как социокультурный процесс
- 2.1. Сущность и детерминанты политической социализации
- 2.2. Политическое воспитание
- 2.3. Этапы политической социализации
- 3. Политическая культура современного украинского общества
- 3.1. Доминанты политической культуры посткоммунистической Украины
- 3.2. Региональные различия политической культуры в Украине
- Глава XIX возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе
- 1. Политический конфликт как проявление социальной напряженности и разновидность социального конфликта
- 1.1. Понятие социальной напряженности и политического конфликта
- 1.2. Типы политических конфликтов
- 1.3. Причины нарушения стабильности, возникновения напряженности и политических конфликтов
- 1.4. Характеристика социальной напряженности и конфликтов в посттоталитарных государствах
- 2. Проблемы урегулирования политических конфликтов и восстановления стабильности
- 2.1. Черты и условия политической стабильности
- 2.2. Динамичная и застойная политическая стабильность
- 2.3. Пути разрешения конфликтов, снятия напряженности, установления стабильности
- Глава XX политические партии, группы интересов и общественные движения
- 1. Сущность, роль и перспективы развития политических партий
- 1.1. Предпосылки возникновения и эволюция партий современного типа
- 1.2. Сущность и родовые признаки политических партий
- 1.3. Функции партий и их роль в политическом процессе
- 1.4. Типология политических партий
- 1.5. Партийные системы и их разновидности
- 1.6. Становление многопартийной системы в современной Украине
- 2. Группы интересов: донятие, функции, типология
- 2.1. Понятие группы интересов
- 3. Общественные движения и их роль в современном обществе
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI экономическая политика
- 1. Взаимосвязь экономики и политики
- 2. Экономические функции государства в рыночном хозяйстве
- 3. Конкретно-историческое содержание экономической политики
- Глава XXII социальная политика
- 1. Диалектика социальных ценностей: равенства, свободы, справедливости
- 1.1. Эгалитарное и элитарное понимание равенства
- 1.2. Идея социальной справедливости
- 1.3. Различные подходы к определению свободы, диалектика равенства и свободы
- 2. Сущность социальной политики
- 2.1. Различные подходы к социальной политике
- 2.2. Социальная политика, социальный інтерес и социальная власть
- 2.3. Социальное государство, его принципы и функции
- 3. Проблемы социальной политики в реформируемой украине
- 3.1. Выбор концепции социальной политики для Украины
- 3.2. Основные законодательные акты Украины, отражающие ее социальную политику на современном этапе
- Глава XXIII этнополитика
- 1. Сущность и особенности этнополитики
- 1.1. Определение, структура и функции этнополитики
- 1.2. Политика и национализм
- 2. Нация и государство
- 2.1. Национальное государство
- 2.2. Национальный вопрос
- 2.3. Право наций на самоопределение – коренной принцип этнополитики
- 3. Етнонациональная политика украины
- 3.1. Проблемы консолидации полиэтнического общества
- Этнодемографическая структура Украины
- 3.2. Актуальные вопросы национального возрождения
- 3.3. Национальные меньшинства и государство
- Глава XXIV внешняя политика
- 1. Международные отношения и международная политика
- 1.1. Специфика международных отношений. Субъекты внешнеполитической деятельности
- 1.2. Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней
- 2. Проблемы нового миропорядка
- 2.1. Глубокие изменения в системе международных отношений в 90-е годы
- 2.2. Проблемы становления нового миропорядка
- 3. Внешняя политика суверенной украины
- 3.1. Украина как субъект международной политики
- 3.2. Национальные интересы и их отражение во внешнеполитической концепции украинского государства
- 3.3. Внешнеполитическая деятельность Украины
- Раздел V сравнительная политика Глава ххv демократические государства
- 1. Либерализм как идейная основа западных демократий
- 2. Особенности современной демократии
- 3. Сравнительная политика западных демократий
- 3.1. Соединенные Штаты Америки
- 3.2. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии)
- 3.3. Франция (Французская Республика)
- 3.4. Германия (Федеративная Республика Германии)
- Глава XXVI тоталитарные политические режимы
- 1. Вопросы детерминации
- 1.1. Понятие политического режима
- 1.2. Общая характеристика тоталитаризма
- 2. Посттоталитарная эволюция: направления и проблемы
- Глава XXVII неопатримониальные политические системы
- 1. Общая характеристика теории модернизации
- Раздел I возникновение и развитие политической теории
- Глава I. Предмет и методы политологии .................................................6
- Глава III. Политическая мысль в средние века и в эпоху Возрождения......................... 57
- Глава IV. Политические концешы Нового времени .............................79
- Глава V. Развитие политической мысли в Украине............................. …………114
- Глава VI. Политическая мысль XX века............................................... 165
- Раздел II политика и власть
- Глава VII. Политика как социальное явление..................................... 206
- Глава VIII. Власть.................................................................................................................. 236
- Глава IX. Демократия............................................................................................................ 265
- Глава X. Политическая система общества.......................................................................... 299
- ГлаваXi. Государство в современном обществе................................................................ 310
- Глава XII. Функции управления в государстве и местное самоуправление...................340
- Глава XIII. Политическое лидерство...................................................................................... 365
- Глава XV. Политические решения........................................................ 417
- Раздел III политическое поле
- Глава XVI. Институционализация политического поля....................... 438
- Глава XVII. Избирательные системы и политический процесс.........................................475
- Глава XVIII. Политическая культура.................................................... 511
- Глава XIX. Возникновение и разрешение социальной напряженности в обществе.......... 540
- Глава XX. Политические партии, группы интересов и общественные движения....... 559
- Раздел IV общественная политика
- Глава XXI. Экономическая политика.................................................................. 588
- Глава XXII. Социальная политика........................................................ 609
- Глава XXIII. Этнополитика................................................................... 634
- Глава XXIV. Внешняя политика........................................................................... 668
- Глава XXVI. Тоталитарные политические режимы............................... 771
- Глава XXVII. Неопатримониальные политические системы ............... 791