logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Политическая культура. Политическое сознание.

Политика активно взаимодействует с культурой общества. Культура (от латинского-cultura-возделывание, воспитание, образование) широкое понятие, которое польский ученый Янг Щепальский определяет следующим образом:: «это все материальные и нематериальные продукты человеческой деятельности, ценности и признанные способы поведения, объективированные и принятые в любых общностях, передаваемые другим общностям и поколениям». Различают материальную культуру и духовную культуру, которую можно определить как совокупность норм, ценностей и идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе.

Политическая культура-часть духовной культуры общества, поскольку в политической деятельности проявляются определенные ценности и определенные устойчивые образцы проведения.

Термин «политическая культура» впервые употреблен немецким философом И.Гердером еще в XVIII веке. Особенно часто это понятие стало употребляться в 50-60-е годы ХХ столетия в связи со стремлением ученых осмыслить процесс принятия управленческих решений и необходимостью анализа политического поведения граждан. Весьма активно исследовали политическую культуру американские ученые Г. Алмонд, С. Верба, Л. Пай и др.

Политическая культура - сложное общественное явление, связанное с характером политической системы, сознанием и эмоциями граждан, их поведением в политическом процессе, отношением к определенным ценностям, традициям и обычаям.

Можно отметить следующие подходы к определению политической культуры:

Психологические, делающие упор на определенные ценности, мнения, обычаи, традиции, где политическая культура рассматривается как система убеждений, верований и чувств, которые придают порядок и значимость политическому процессу, система политических убеждений, мнений и ценностей, преобладающих в государстве в конкретный период времени.

Поведенческие, ориентированные на деятельный подход, поступки, стиль поведения человека как субъекта политических отношений, система убеждений о моделях политического поведения.

Институционные, отождествляющие политическую культуру с политическими институтами (особый тип ориентации на политическое действие, отражающей специфику каждой политической системы-Г. Алмонд).

Ценностные, рассматривающие политическую культуру как важный инструмент принятия политических решений.

К сфере политической культуры Е. Вятр относит:

знания о политике;

оценку политических явлений;

эмоциональную сторону политических позиций;

признанные в данном обществе образцы политического поведения.

Таким образом, можно сделать вывод, что в качестве составных элементов политической культуры являются политические традиции, действующие нормы политической практики, идеи, концепции и убеждения о взаимоотношениях между различными общественно-политическими институтами. Она включает определенные ориентации и установки людей в отношении действующей системы в целом, составляющих ее институтов и важнейших правил игры, принципов взаимоотношений отдельного человека, общества и государства.

Субъектом политической культуры может быть не только индивид с его установками, ценностями и предпочтениями, но и социальная группа, общественное движение, нация организация, политические объединения и т.д. Объектом, на который направлены субъективные установки, ценности, убеждения, личности, является политическая система в целом и ее отдельные компоненты: режим, институты, партии и т.д.

Категория «политическая культура» раскрывает дополнительные черты субъективной стороны политической жизни. В этом плане она представляет собой обусловленный ценностными представлениями человека о политических явлениях и воплощенных на практике кодекс его поведения или же стиль его деятельности как субъекта политической власти. В этом смысле политическая культура показывает, насколько человеком освоены общезначимые, общепризнанные образцы политической деятельности, насколько ему удалось возвысить свою субъективность до признаваемых в обществе культурных норм мыслительной и практической деятельности.

Степень усвоения человеком имеющегося в обществе политического опыта, традиций зависит от политического устройства общества, а также от биологических факторов, характерных для субъекта.

Последние могут ограничивать ориентиры субъекта власти. В связи с этим различают закрытые, замкнутые виды политической культуры и открытые инокультурному опыту. Как закрытые, так и открытые виды политической культуры формируются на основе усвоения человеком разнообразной информации. Вырабатываемые при этом ценностные ориентации носят не только политический, но и обще социальный характер. Поэтому правомерно утверждать, что политическая культура - это многоуровневое явление.

В структуре политической культуры можно выделить общекультурные ориентации, отношения к власти и отношения к специфическим политическим явлениям. Значение общекультурных ориентации для политической культуры определяется тем, насколько выбор политической позиций человека зависит от испытываемых им предпочтений к индивидуальным или коллективным ценностям. Второй уровень политической культуры характеризует отношения людей к власти как к публичному центру господства и принуждения. Наконец, третий уровень политической культуры раскрывает содержание ценностных отношений человека к различным политическим явлениям - от государства и межгосударственных связей до отношения к себе как к субъекту политической власти.

Говоря о структуре политической культуры, в общем, плане можно отметить такие ее составные части, как:

культура политического сознания, куда входят различные представления по поводу политической жизни, политические ценности, традиции, обычаи, нормы, а также политические установки;

культура политического поведения, включающая в себя культуру политического участия и культуру политической деятельности;

культуру функционирования политических институтов, для которой характерна культура электорального процесса, культура принятия и реализации политических решений и культура восприятия и регулирования социально-политических конфликтов.

Характерные черты политической культуры состоят в том, что она является продуктом естественноисторического развития общества, результатом коллективного политического творчества; она фиксирует устойчивые, повторяющиеся связи, отношения между элементами политического процесса, закрепляет стабильные стороны политического опыта; имеет тотальный характер, ибо политические отношения «пронизаны, насыщены, пропитаны» политической культурой; характеризует политическое сознание и политическое поведение основной массы населения и не сводится к сумме политических субкультур.

Итак, политическая культура:

определяет политическую ориентацию личности;

обеспечивает человеку выход в политику;

формирует отношение к политическим ценностям (демократии, свободе, правам человека и т.п.);

концентрирует политический опыт масс;

развивает политическую активность;

сохраняет традиции, преемственность поколений.

В формировании политической культуры участвуют:

Государство в лице законодательных, исполнительных и судебных органов.

Политические партии и общественные организации. Особенно велика роль партии там, где они фактически сливаются с государством, образуя партийно-государственную структуру.

Средства массовой информации, которые иногда называют "четвертой властью".

Церковь в странах со значительным контингентом верующего населения.

Научные коллективы и учреждения.

Армия и военизированные организации.

Неформальные движения.

Политическая культура выполняет важные общественно-необходимые функции. Это:

1. Воспитательная функция, состоящая в том, что ценности и образцы поведения старших воздействуют на младшее поколение в позитивном духе.

2. Познавательная функция, суть которой состоит в вооружении субъекта знаниями, необходимыми для его успешной деятельности в сфере политики.

3. Функция регулировки политической жизни. Она направлена на обеспечение функционирования и развития политической системы, укрепления сознательной дисциплины, непримиримости к недостаткам.

Устоявшиеся элементы политической культуры выступают как традиции. Политическая культура характеризует глубинные причины политического поведения граждан и социальных групп и существует как в коллективной, так и индивидуальной форме. Поведение--это способ существования культуры. Здесь возможны различные варианты политических отношений с субъектами политики.

4.Нормативно-ценностные или аксиологическая функция. Отношения субъектов политики определяются системой ценностей, которые входят в политическую культуру. Она дает гражданам систему ориентаций на соответствующие нормы и образцы поведения.

5.Интегративная функция, то есть политическая культура, способствует согласованию интересов классов, социальных слоев, наций и народностей, развитию и удовлетворению политических потребностей и интересов.

6.Функция обеспечения исторической преемственности, непрерывности исторического процесса. Политическая культура передается от поколения к поколению в процессе социализации.

7.Защитительная (охранная) функция.

Реализацию функций политической культуры можно представить по формуле: получение политических знаний, превращение их во внутренние убеждения, практические политические действия.

Сложный характер субъективно-объективных отношений в политической культуре, многообразие ее проявлений сказываются на различных подходах к типизации. В современной западной политологии существует разработанная теория классификации политической культуры. Исходя из анализа основных компонентов и форм функционирования политических систем, Г. Алмонд и С. Верба в книге "Гражданская культура" выделили три "чистых" типа политической культуры:

патриархальный, для которого характерно отсутствие интереса граждан в политической жизни;

подданнический, где присутствует сильная ориентация на политические институты, сочетающаяся с низкой индивидуальной активностью граждан;

активисткий, свидетельствующий о заинтересованности граждан в политическом участии и проявляющих такую активность.

На практике все типы политической культуры активно взаимодействуют между собой, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иных компонентов. Наиболее массовой является культура "гражданственности", где преобладают подданнические установки и соответствующие им формы участия политике. В качестве смешанных форм политической культуры выделяются:

патриархально-подданническая,

подданнически-патриархальная,

патриархально-активисткая.

Для анализа политической культуры важное значение имеет также территориально-национальная типология политических ценностей и установок.

Система политических ценностей, лежащая в основе политической культуры, определяется историческими, национальными, социально-экономическими и иными факторами и условиями. Политическая культура связана с чертами национального характера, психологическими особенностями народа, сложившимися за весь период его исторического развития.

Можно выделить некоторые характерные особенности политической культуры в современной России. Это:

1. слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие;

2. предрасположенность к конформизму, легковерности и подвижности политических принципов;

3. подданническое отношение к любому центру политической власти;

4. заидиологизированность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам;

5. низкая компетентность в управлении делами общества и государства;

6. правовой нигилизм;

7. неразвитость гражданских позиций.

Все это дает основание сделать вывод, что в нашем обществе господствует культура тридиционалистического типа