Политическая мысль нового времени
Зарождение политических идей и теорий связано с процессом классовой дифференциации общества и возникновением государственности. Политические учения появлявшиеся в истории и сменявшие друг друга, обуславливались интересами определенных классов, в конечном счете общественно-экономическими отношениями.
Почти трех тысячилетняя история политической мысли может быть сведена к пяти основным концепциям : 1)мифологической 2)философско-этической 3)религиозно-христианской 4)социально-гражданской 5)социально - экономической. Эти концепции соответствуют периодизации истории с древности и до современности.
Мифологические взгляды зарождаются на Востоке, где сложился азиатский способ производства. Повышение культуры труда, выделение скотоводства и земледелия повлекло хозяйственную специализацию первобытных общин и племен. Это повышало производительность труда и обусловило появление продукта, который по мере развития общества составили основу богатства немногих.
В первых рабовладельческих государствах Древнего востока вопросы политики длительное время рассматривались в плане конкретной деятельности правительства, в виде советов и рекомендаций ,как надлежит действовать ,чтобы укрепить власть и обеспечить процветание страны. В соответсвие с общими для стран Древнего Востока обожествлением царя, императора и т.д., политика трактуется в этих странах, как выражение божественной воли.
В 1тыс. до н.э. на Востоке появились и такие учения, которые в значительной мере строились на рационалистической аргументации и были связаны с принятием писаных юридических законов, правил поведения граждан.
В Древнем Китае большое распространение получили взгляды Конфуция(6 – 5 в. до н.э.), изложенные в книге «Лунь юй» (Беседы и высказывания). Он обосновывает патриархально –патерналистскую концепцию государства : государство – большая семья ,император –отец, сторонник ненасильственных методов правления , равномерного распределения богатства. Во 2 в. до н.э. конфуцианство становится официальной идеологией.
В период наивысшего подъема рабовладельческой демократии в 5 – 3 в. до н.э. в Древней Греции и Риме социально – политическая мысль достигает своего расцвета, для нее характерно уже не мифотворчество , а развитие значительных элементов теоретического знания.
Основой политического устройства Древней Греции были независимые города – государства (полисы), с довольно широко развитой демократией свободных граждан. Периоды развития древнегреческого общества наложили свой отпечаток на характер на характер социально- политических взглядов. Здесь можно выделить три периода.1)становление государственности 2)укрепление государственности, развитие рабовладельческой демократии 3)разложение рабовладельческого строя, упадок государственности, известное под названием эллинизм.
Одно из центральных мест в древнегреческой политической мысли занимают работы Платона «Государство» и «Законы», в которых он разрабатывает проект идеального государства, его социального устройства, а также анализирует несовершенные формы государственного устройства.
Согласно Платону идеальное государство необходимо прежде всего для того, чтобы спасти бессмертную душу человека. Учредителями и правителями идеального государства должны быть, по убеждению Платона, философы и только они.
С точки зрения Платона, идеальное государство базируется на определенном социальном строе. В совершенном государстве три разряда граждан: правители- философы, стражи – войны, работники производительного труда. Однако начертанный проект наилучшей организации общества и государства Платон не считает пригодным для всех народов. Он, по его словам, осуществим только для эллинов. ( Народов окружающих Элладу)
Наиболее извращенной формой государственного устройства , по Платону , выступает тирания . Это такое государство , где «правители похожи на подвластных , а подвластные похожи на правителей».Для тирании характерна власть одного человека , которую он не ограничивает никакими законами.
В работах «Политик» и «Законы» Платон отмечал , что политика - это искусство управления людьми , основанное на компетентности. В государствах , где отсутствует люди , способные к управлению , общественная жизнь должна строится на соблюдении законов , выражающих интересы всего народа.
Кризис греческого полиса , утрата самостоятельности городов – государств после образования Александром Македонским громадной империи , также нашли отражения в древнегреческой политической мысли. В частности в филосовско – этическом учении киников. Греция как совокупность суверенных полисов была разрушена. Киники еще до гибели суверенного греческого полиса произвели переоценку нравственных и гражданских ценностей классического грека. Эту переоценку начал делать Антисфен , а продолжил Диоген Синопский, Кратер Фиванский , Онесикрит.
Киническая автаркия означала независимость от семьи и от государства . Подвергая критике патриотизм , Диоген Синопский высказал идеи космополитизма . Возможно , что он создатель этого слова. И он называл себя «гражданином мира» , т.е. космополитом . Слово «космополит» произошло от слияния двух слов : «мир» и «гражданин».
Будучи равнодушными к государству , к полису , киники ненавидели тиранию – форму правления которая делает всех идиотами. В одинаковой мере киники ненавидели и демократию.
Значительное место в античной политической мысли занимают работы древнеримских мыслителей Полибия и Цицерона.В знаменитой работе Полибия «Всеобщая история» рассматриваются вопросы эволюции государства , исследуются средства , препятствующие дегродации власти , в качетве которых Полибий рассматривает разделение властей.
Политические взгляды Цицерона формировались под воздействием трудов Платона и Аристотеля. Так же , как и эти мыслители , он обосновывал неразрывную связь личности и государства , государства в обеспечении свободы и счастья человека. С его точки зрения , государство предстает не только как выражение общего интереса всех его свободных членов , что было характерно и для древнегреческих концепций , но также и как согласованное правовое общество.
Цицерон выступал яростным противником деспотичной власти. При этом он использовал весь талант политического деятеля и оратора.
Важное место в истории политических учений занимает христианство, возникшее в 1 в. н.э.
Христианство выражало интересы наиболее бедных слоев общества , оно представляло не только новое религиозное движение , но и своеобразную форму протеста против общественной жизни Римской империи.
Характерной чертой раннего христианства и его идеологии было осуждение богатства. Не отрицая значения жизненных благ , христиане выступали против разделения общества на два полюса – богатых и бедных . Христианами был выдвинут принцип : «Не трудящийся не ест». В христианстве мечта об идеальном общественном строе приняла форму идеи о тысячелетнем царствии небесном , выступавшем отрицанием земного несправедливого государства . В трактовке достижения идеального общественного строя были выдвинуты революционно – демократические идеи . Вместе с тем , революционные настроения в идеологии раннего христианства сочетались с тенденцией непротивления злу насилием.
По мере развития Римской империи христианство претерпевало значительную . Возникнув как религия социальных низов общества , оно включило в себя социальные и нравственные установки этих слоев общества. В дальнейшем , в связи с углублением кризиса рабовладельческого общества, изменился социальный состав и приоритет ценностных установок христианских общин. Усилился переход от христианских общин к епископальной церкви.
Творцами христианской политической теории считаются Аврелий Августин ( 354 - 430 ) и Фома Аквинский ( 1226 – 1274 ) В христианском политическом учении государство рассматривается как некая часть универсального порядка , создателем и правителем которого является бог . Цель государства – сохранение порядка и гражданского общества . По мнению Фомы Аквинского , власть имеет божественный характер . Идеальная форма правления , по Аквинскому – смешанная из трех «чистых форм» , при которой монарх олицетворяет единство , аристократия – преобладание , а подданные ( народ ) , вовлекаемые в дела управления , служат гарантией социального мира и согласия. Власть монарха должна быть ограниченна законом. Если власть государства станет нестерпимой, то Аквинский считал правомерным даже тирано – убийство.
И Аврелий Августин и Фома Аквинский стремились обосновать верховенство церкви над светской властью. Но в тоже время они считали , что все формы правления должны уважать бога и человека .
Мыслители раннего этапа Нового времени особое внимание обратили на концепции происхождения и основания государства. Систему взглядов этого периода на государство , общество и личность принято называть гражданской концепцией. Ее отправной точкой был индивид – граждан. Государство рассматривалось как независимая организация, необходимая для защиты и безопасности людей.
Видным теоретиком, положившим начало этому направлению политической мысли, был Никколо Макиавелли . (1469 – 1527)
В центре политической теории Макиавелли – методы осуществления государственной власти, способы и приемы политической деятельности. Макиавелли создал политический портрет государя , который строит управление подданными ,опираясь на закономерности , а не на догматы христианской морали и религии. Макиавелли замечает, что те государи , которые стремились быть щедрыми , вынуждены были в короткое время тратить все свои богатства и сбережения на поддержание и закрепление за собой славы щедрых государей. Таким образом , с точки зрения Макиавелли , щедрость ведет к разорению государства и страны , к обиде многих и вознаграждению лишь некоторых.
Много внимания Макиавелли уделяет исследованию форм взаимоотношения государя с народом и советниками. Прежде всего, он предупреждает, чтобы государи избегали таких дел, которые бы вызвали к нему ненависть и презрение. Решение государя касательно частных дел подданных должно быть бесповоротным, и мнение о нем должно быть таково, чтобы никому не могло прийти в голову, что можно обмануть или перехитрить государя.
В эпоху Возрождения первые социалистические теории, которые отражают теории эксплуатируемых масс, их мечты о лучшей жизни. В тот период эти теории не могли быть воплощены в жизнь в силу незрелости общественных отношений и поэтому носили утопический характер.
Основоположником утопического социализма является Томас Мор (1478 – 1535), идеи утопического социализма проповедовал также Томмазо Кампанелла (1568- 1639).
Томас Мор изложил свои идеи в произведении «Золотая книга, столь же полезна, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом устройстве Утопия» (1516).В изданиях она называется сокращенно просто «Утопия».
Т.Мор подверг резкой критике общественный и политический строй Англии, указал на несправедливость законов против бедных. Частная собственность, с горечью замечал он, привела Англию к тому, что «овцы пожирают людей». Государство – заговор богатых, думающих о своих выгодах.
Идеальное общество, по его мнению, может быть создано на основе общественной собственности. Это общество он и описывает в своей книге «Утопия».
Идеальное политическое устройство должно базироваться на равенстве и свободе. Управление государством основано на демократических принципах. Главная основа государственного устройства, по его мнению, общность жизни и питания граждан, при полном отсутствии денежного обращения.
Другим представителем раннего утопического социализма был Томмазо Кампанелла. Он написал известный диалог «Город солнца». Заслуживает внимание и его трактат «О наилучшем устройстве государства».
В политическом проекте Кампанеллы во главе государства стоит самый мудрый, мощный и образованный. Все граждане достигшие 20 лет, составляют Большой Совет. Существует общественная собственность, равенство мужчин и женщин.
Кампанелла был передовым политическим деятелем, патриотом, мужественным борцом за интересы обездоленных масс. В «Городе Солнца» отражены стремления народных масс Италии к освобождению от гнета эксплуатации. Вопрос же о том, каким путем достигнуть справедливого общественного строя, Кампанелла вовсе не ставил, но, как и Т.Мор, он отвергал политические формы борьбы.
- Введение
- Политология как наука и учебная дисциплина
- Проблема становления науки политологии
- Проблема развития политической науки – политологии
- Проблема предмета политологии.
- Проблема возможности научного изучения политической деятельности.
- Проблема взаимосвязи политологии с другими общественными науками.
- Проблема соотношения политологии как науки и идеологии.
- Проблема специфики политологии.
- Проблема понятий и категорий политологии.
- Проблема методов исследования политических объектов.
- Проблема функции политологии.
- Тест на тему политология как наука и учебная дисциплина
- Политическая мысль нового времени
- Политическая мысль нового времени.
- Политические учения в сша в период борьбы за независимость.
- Политические учения в России (XVIII— началоXXвека)
- Политические концепции позитивизма xiXв.
- Современные политологические концепции
- Американская и французская школы современной политической науки
- Основные политико-идеологические доктрины и течения современного мира
- Политическая мысль в современной России
- Тест на тему политическая мысль нового времени
- Теория власти и властных отношений.
- Понятие и сущность политической власти.
- Концепции власти.
- Виды власти.
- Легитимность власти и её уровни.
- Проблемы делегитимизации.
- Средства власти.
- Способы властвования.
- Механизм реализации власти.
- Искусство политики.
- Проблемы современной российской власти.
- Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе.
- Тест на тему теория власти и властных отношений.
- Личность и политика. Политические роли. Личность как первичный субъект и объект политики
- Личность в политике. Мотивация поведения.Политические роли
- Политическая социализация личности
- Тест на тему личность и политика. Политические роли
- Социальные группы как субъекты и объекты политики.
- 1.Социальная структура общества – основа формирования субъектов и объектов политики.
- 2.Класс.
- 3.Система общества.
- 4.Бюрократия.
- 5.Социально-этнические общности в политике.
- 6.Интерес и его роль в становлении социального субъекта политики.
- Политическая культура. Политическое сознание.
- Политическая система общества.
- Типы политических систем. Формы эволюции политических систем. Эволюция политической системы бывшего ссср.
- Тест на тему политическая система общества
- Государство как политический институт
- Подходы к исследованию государства
- Государство-это форма организации классового общества
- Шесть различных теорий возникновения, развития и сущности государства
- Основные признаки государства
- Типы государства
- Формы государств
- Функции государства
- Бюрократизм в государстве
- Российская государственность:прошлое и современность
- Роль российского государства в переходных условиях
- Тенденции развития современных государств
- Правовое государство
- Самоуправление
- Тест на тему государство как политический институт
- Политические партии и общественно-политические движения Понятие и сущность политической партии
- Классификации и функции политических партий
- Общественно-политические движения
- Тест на тему политические партии и общественно-политические движения
- Политический режим
- Классификация политических режимов
- Проблемы смены политического режима
- Тест на тему политический режим
- Политический процесс
- 1. Сущность, структура и характер политического процесса.
- 2. Стадии политического процесса.
- 3. Типы политического процесса
- 4. Разновидности политического процесса
- 5. Типология политического процесса
- 6. Политические кризисы, пути их предотвращения и преодоления.
- Тест на тему политический процесс
- Политическое лидерство и политические элиты
- 1. Понятие политического лидерства
- 2.Теории феномена лидерства.
- 3.Классификация феномена лидерства.
- 4.Функции лидера
- 5.Институализации лидерства.
- 6.Профессионализация лидерства.
- 7. Функции политических элит.
- 8. Структура политических элит.
- 9.Функции политических элит.
- 10. Системы формирования политических элит и их типы.
- Тест на тему политическое лидерство и политические элиты.
- Либерализм
- Нацизм и фашизм с христианской точки зрения
- Социализм: плюсы и минусы
- Утопический социализм в России.
- Социально-религиозные течения.
- Коммунизм
- Консерватизм.
- Лоббизм: нужен ли?
- Иные политико-идеологические течения.
- Тест на тему политические идеологии
- Международная политика Внешняя политика, ее цели и задачи.
- Проблемы и концепции межгосударственных отношений.
- Сущность теории и практики геополитики.
- Глобальные проблемы современности и политические методы их разрешения
- Тезисная часть.№13
- Тест на тему международная политика