Формы государств
По способу организации высшей власти государства делятся на монархии и республики. Форму монархии имеют в настоящее время около трети государств мира, причем большинство выступает как ограниченные, конституционные монархии. В монархии власть главы государства передается по наследству, и она не производна ни от какого бы то ни было государственного органа, ни от населения. В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией. Такая форма правления имеется в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии. Здесь власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительские функции, выступая символом государственного единства нации. Значительную роль в таких государствах выполняет парламент и правительство.
В республиках формирование высших органов государственной власти происходит путем выборов. Республики, в которых избирается президент, являющийся главой исполнительной власти, называются президентскими (США, Франция и др.), а те республики, где исполнительная власть принадлежит правительству, формируемому парламентом, называются парламентскими (Англия, Германия, Италия и др.).
При переходе от ограниченной монархии к парламентской форме правления образуется дуалистическая форма исполнительной власти: 1) не ответственный перед парламентом глава государства — монарх (в Англии, Норвегии, Швеции, Испании и др.) или президент республики (во Франции, Финляндии, Мексике) и 2) независимое от него правительство, которое образовано парламентом под руководством премьер-министра и ответственного перед этим парламентом.
Форма государства есть внешнее проявление организации территориальной и классово-политической власти, которая включает в себя три элемента: территориальное строение, форму правления и политический режим. Территориальное строение государства отражает связь центральных и местных государственных органов, отношения отдельных частей государства между собой и с государством в целом. По этому признаку различают две основные формы — унитарное и федеративное государство и переходную форму — конфедерацию.
Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, единую систему органов высшей власти, действующей без ограничений на всей территории страны. Как правило, это мононациональные государства. Но если есть представители других наций, то их проблемы решаются с помощью автономных образований (Великобритания, Испания, Финляндия). В унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой, либо косвенный контроль над местными органами. В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. Здесь существует единая судебная система, используется одноканальная система налогов.
Федерация — (от лат. «федус» — союз) — соединенное, союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (штаты, республики, земли, кантоны, округа и т. п.), которые обладают определенной самостоятельностью в решении вопросов, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством. Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации, причем последние не обладают полным суверенитетом и не имеют права выхода из федерации. В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли), создается двухпалатный федеральный парламент, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. В федерации возможно двойное гражданство, члены федерации могут иметь свою конституцию или устав, причем обязателен принцип верховенства общефедерального закона над законами субъектов федерации. Субъекты федерации имеют собственную судебную систему, используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектов федерации. Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации.
Федерация строится либо по территориально-административному признаку (США), либо по национально-территориальному признаку (СССР), либо по смешанному признаку (современная Россия). Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации (не могут выйти и др.).Национальная федерация связана с наличием нескольких наций и народностей, она обладает большим суверенитетом, чем территориальная. Здесь остро встает вопрос о праве наций на самоопределение.
Конфедерация—это постоянный (иногда временный) союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих целей. Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов. Члены конфедерации сохраняют суверенитет, налоги, армию, гражданство (Швейцария). Как правило, конфедерации недолговечны и распадаются или образуют федерацию (Германский Союз 1815—1867, США 1781—1787 и др.).
- Введение
- Политология как наука и учебная дисциплина
- Проблема становления науки политологии
- Проблема развития политической науки – политологии
- Проблема предмета политологии.
- Проблема возможности научного изучения политической деятельности.
- Проблема взаимосвязи политологии с другими общественными науками.
- Проблема соотношения политологии как науки и идеологии.
- Проблема специфики политологии.
- Проблема понятий и категорий политологии.
- Проблема методов исследования политических объектов.
- Проблема функции политологии.
- Тест на тему политология как наука и учебная дисциплина
- Политическая мысль нового времени
- Политическая мысль нового времени.
- Политические учения в сша в период борьбы за независимость.
- Политические учения в России (XVIII— началоXXвека)
- Политические концепции позитивизма xiXв.
- Современные политологические концепции
- Американская и французская школы современной политической науки
- Основные политико-идеологические доктрины и течения современного мира
- Политическая мысль в современной России
- Тест на тему политическая мысль нового времени
- Теория власти и властных отношений.
- Понятие и сущность политической власти.
- Концепции власти.
- Виды власти.
- Легитимность власти и её уровни.
- Проблемы делегитимизации.
- Средства власти.
- Способы властвования.
- Механизм реализации власти.
- Искусство политики.
- Проблемы современной российской власти.
- Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе.
- Тест на тему теория власти и властных отношений.
- Личность и политика. Политические роли. Личность как первичный субъект и объект политики
- Личность в политике. Мотивация поведения.Политические роли
- Политическая социализация личности
- Тест на тему личность и политика. Политические роли
- Социальные группы как субъекты и объекты политики.
- 1.Социальная структура общества – основа формирования субъектов и объектов политики.
- 2.Класс.
- 3.Система общества.
- 4.Бюрократия.
- 5.Социально-этнические общности в политике.
- 6.Интерес и его роль в становлении социального субъекта политики.
- Политическая культура. Политическое сознание.
- Политическая система общества.
- Типы политических систем. Формы эволюции политических систем. Эволюция политической системы бывшего ссср.
- Тест на тему политическая система общества
- Государство как политический институт
- Подходы к исследованию государства
- Государство-это форма организации классового общества
- Шесть различных теорий возникновения, развития и сущности государства
- Основные признаки государства
- Типы государства
- Формы государств
- Функции государства
- Бюрократизм в государстве
- Российская государственность:прошлое и современность
- Роль российского государства в переходных условиях
- Тенденции развития современных государств
- Правовое государство
- Самоуправление
- Тест на тему государство как политический институт
- Политические партии и общественно-политические движения Понятие и сущность политической партии
- Классификации и функции политических партий
- Общественно-политические движения
- Тест на тему политические партии и общественно-политические движения
- Политический режим
- Классификация политических режимов
- Проблемы смены политического режима
- Тест на тему политический режим
- Политический процесс
- 1. Сущность, структура и характер политического процесса.
- 2. Стадии политического процесса.
- 3. Типы политического процесса
- 4. Разновидности политического процесса
- 5. Типология политического процесса
- 6. Политические кризисы, пути их предотвращения и преодоления.
- Тест на тему политический процесс
- Политическое лидерство и политические элиты
- 1. Понятие политического лидерства
- 2.Теории феномена лидерства.
- 3.Классификация феномена лидерства.
- 4.Функции лидера
- 5.Институализации лидерства.
- 6.Профессионализация лидерства.
- 7. Функции политических элит.
- 8. Структура политических элит.
- 9.Функции политических элит.
- 10. Системы формирования политических элит и их типы.
- Тест на тему политическое лидерство и политические элиты.
- Либерализм
- Нацизм и фашизм с христианской точки зрения
- Социализм: плюсы и минусы
- Утопический социализм в России.
- Социально-религиозные течения.
- Коммунизм
- Консерватизм.
- Лоббизм: нужен ли?
- Иные политико-идеологические течения.
- Тест на тему политические идеологии
- Международная политика Внешняя политика, ее цели и задачи.
- Проблемы и концепции межгосударственных отношений.
- Сущность теории и практики геополитики.
- Глобальные проблемы современности и политические методы их разрешения
- Тезисная часть.№13
- Тест на тему международная политика