logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Формы государств

По способу организации высшей власти государства делятся на монархии и республики. Форму монархии имеют в настоящее время около трети государств мира, причем большинство выступает как ограниченные, конституционные монархии. В монархии власть главы государства передается по наследству, и она не производна ни от какого бы то ни было государственного органа, ни от населения. В конституционных монархиях власть монарха ограничена конституцией. Такая форма правления имеется в Великобритании, Бельгии, Нидерландах, Швеции, Норвегии, Дании, Испании, Японии. Здесь власть монарха не распространяется на законодательство и значительно ограничена в сфере управления. По большей части монарх выполняет представительские функции, выступая символом государственного единства нации. Значительную роль в таких государствах выполняет парламент и правительство.

В республиках формирование высших органов государственной власти происходит путем выборов. Республики, в которых избирается президент, являющийся главой исполнительной власти, называются президентскими (США, Франция и др.), а те республики, где исполнительная власть принадлежит правительству, формируемому парламентом, называются парламентскими (Англия, Германия, Италия и др.).

При переходе от ограниченной монархии к парламентской форме правления образуется дуалистическая форма исполнительной власти: 1) не ответственный перед парламентом глава государства — монарх (в Англии, Норвегии, Швеции, Испании и др.) или президент республики (во Франции, Финляндии, Мексике) и 2) независимое от него правительство, которое образовано парламентом под руководством премьер-министра и ответственного перед этим парламентом.

Форма государства есть внешнее проявление организации территориальной и классово-политической власти, которая включает в себя три элемента: территориальное строение, форму правления и политический режим. Территориальное строение государства отражает связь центральных и местных государственных органов, отношения отдельных частей государства между собой и с государством в целом. По этому признаку различают две основные формы — унитарное и федеративное государство и переходную форму — конфедерацию.

Унитарное государство имеет единую конституцию и гражданство, единую систему органов высшей власти, действующей без ограничений на всей территории страны. Как правило, это мононациональные государства. Но если есть представители других наций, то их проблемы решаются с помощью автономных образований (Великобритания, Испания, Финляндия). В унитарном государстве осуществляется централизация всего государственного аппарата и вводится прямой, либо косвенный контроль над местными органами. В зависимости от того, какой вид контроля осуществляет центральная власть за местными органами, различают централизованные и децентрализованные унитарные государства. Здесь существует единая судебная система, используется одноканальная система налогов.

Федерация — (от лат. «федус» — союз) — соединенное, союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (штаты, республики, земли, кантоны, округа и т. п.), которые обладают определенной самостоятельностью в решении вопросов, отнесенных к их компетенции федеральным законодательством. Территория федерации состоит из территорий субъектов федерации, причем последние не обладают полным суверенитетом и не имеют права выхода из федерации. В федерации существует два уровня государственного аппарата: федеральный союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли), создается двухпалатный федеральный парламент, одна из палат которого отражает интересы субъектов федерации. При ее формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности населения. В федерации возможно двойное гражданство, члены федерации могут иметь свою конституцию или устав, причем обязателен принцип верховенства общефедерального закона над законами субъектов федерации. Субъекты федерации имеют собственную судебную систему, используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектов федерации. Главным вопросом любой федерации является разграничение компетенции между союзом и субъектами федерации.

Федерация строится либо по территориально-административному признаку (США), либо по национально-территориальному признаку (СССР), либо по смешанному признаку (современная Россия). Территориальная федерация характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации (не могут выйти и др.).Национальная федерация связана с наличием нескольких наций и народностей, она обладает большим суверенитетом, чем территориальная. Здесь остро встает вопрос о праве наций на самоопределение.

Конфедерация—это постоянный (иногда временный) союз суверенных государств, созданный для обеспечения их общих целей. Конфедерация не имеет своих общих законодательных, исполнительных и судебных органов. Члены конфедерации сохраняют суверенитет, налоги, армию, гражданство (Швейцария). Как правило, конфедерации недолговечны и распадаются или образуют федерацию (Германский Союз 1815—1867, США 1781—1787 и др.).