Проблемы и концепции межгосударственных отношений.
В реальности существует ряд противоречий, осложняющих межгосударственные отношения.
1. С одной стороны, существует общепризнанное в международных документах формальное равенство государств, с другой — реальное их неравенство. Причем это реальное неравенство существует не только в величине, мощи, экономическом и военном потенциале государств, но и в правовом отношении. Одни страны являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, другие — нет. Одни страны имеют право иметь ядерное оружие, на другие распространяется запрет его создавать.
2. Межгосударственные отношения в значительной степени носят фрагментарный характер, то есть не сложилась широкая и полномасштабная система, которая бы регулировала весь круг отношений. В значительной степени отношения между государствами основываются на договорах между ними, однако договоры регулируют лишь часть реальных отношений.
3. Сама система отношений между государствами во многом неоднородна. В ряде случаев политика зависит от взаимоотношений первых лиц государств, их симпатий и антипатий. Однако подписанные ими договоры нуждаются в ратификации парламентами, что вносит свои трудности в договорный процесс.
4. Нестабильность договоров также является реальной проблемой межгосударственных отношений. Государства могут денонсировать действующие договоры, изменить сложившуюся систему отношений.
5. Слабость международного права и международных организаций. Международное право, т. е. система норм и регламентаций отношений между государствами в значительной степени носит договорный характер, что отражается на его применимости. Уже в 1928 г. принимались совместные решения о запрете всех войн, позднее принимались решения о запрете вооруженного насилия, однако и после 1945 года войны и конфликты продолжались.
Нельзя сказать, что межгосударственные отношения состоят исключительно из проблем; государства за последние десятилетия очень сильно продвинулись в деле интеграции, налаживание связей, появилось много общего, но проблемы остаются.
Можно отметить, что есть два основных взгляда на мировую политику. Это взгляд, в основе которого лежит представление о том, что субъектом межгосударственных отношений являются государства, а мировая политическая система отношений — система отношений между государствами. В основе этого понимания лежат и традиционное деление миро-вой истории по принципу развития отдельных государств. Английская и Французская революции открывают Новое время, а ХХ век — эпоха Новейшего времени.
Другой взгляд основой мировой политической истории считает систему отношений, закрепленную в договорах между многими, первоначально европейскими, государствами. В соответствии с таким взглядом история делится на периоды господства, разделения и закрепления мира, баланса между государствами, когда межгосударственные отношения строятся на базе генеральных многосторонних межгосударственных от-ношений.
Так, выделяются следующие системы отношений:
Вестфальская (1648 — 1650) — закрепившая итоги тридцатилетней войны в Европе, потерю Испанией Голландии, укрепление протестантской Швеции и католической Франции, раздробленность Германии.
Венская (1815) — закрепившая итоги поражения Франции и передел Европы.
Версальская (1919) — закрепившая итоги Первой мировой войны, распада Австро-Венгрии, Османской империи, отделение от России При-балтики и Польши.
Ялтинско-потсдамская (1945) — закрепившая итоги Второй миро-вой войны, послевоенное устройство.
В западной политологии существует концепция «нового мирового порядка-»», представляющая собой глобальный проект переустройства мира. Ее политическую суть можно определить как формирование во всех регионах и странах мира политических систем, базирующихся на фундаментальных основах западных демократий.
Идеи нового (единого) мирового порядка имеют два основных на-правления:
1) всемирная унификация различных государств в соответствии с некоторым образцом (признание общечеловеческих ценностей и цивилизованного сообщества); 2) создание единого государства с неким общим центром, мировым правительством.
Агентами нового миропорядка могут выступать различные субъекты: 1) отдельные государства или государство (сегодня под ним понимаются США); 2) наднациональные политические организации, международные и межгосударственные организации (НАТО, СБСЕ/ОБСЕ), экономические организации (типа транснациональных корпораций), религиозные организации (Ватикан, экуменическое движение).
Если до ХХ в. господствовали идеи мирового завоевания мира или подчинения его, то теории нового миропорядка на рубеже ХIХ — ХХ вв. имели два направления: (1) централизация мира, или (2) унификация его населения.
Ряд национальных государств и политических направлений сопротивляется этим идеям, видя в них стремление одних государств подчинить другие, когда под флагом равенства и равноправия в реальности осуществляется эксплуатация ресурсов и населения стран, не принадлежащих к «золотому миллиарду», когда под новыми идеями кроется стремление распространить какую-то одну форму человеческого общежития на всех и заставить жить людей в соответствии с этими правилами. Такие способы, как считают противники нового мирового порядка, существовали и ранее, когда крестоносцы и конкистадоры распространяли христиан-скую религию. Сегодня механизмы подчинения одних государств (бло-ков государств) не всегда подразумевают прямое насилие, больше появилось возможностей экономического воздействия и перераспределения.
Концепция национальных интересов предполагает прагматизм. Национальные интересы подразумевают: сохранение и расширение возможностей государства в защите территории, развитии вооруженных сил и экономики, влияния на другие государства, защиты населения и государственных институтов, развитие торговли и роста инвестиций. Высший национальный интерес — достижение стабильного и мирного раз-вития, достойное положение страны в системе международных отношений.
Концепции баланса сил сложилась с пониманием того, что военная сила лишь одна из составляющей государственной мощи наряду с экономическими, политическими, научно-техническими факторами. Развитость одних факторов, например, географического положения, наличия природных ресурсов, промышленного потенциала, военной подготовленности, национальной морали, качества дипломатии и т. д., как правило, уравновешивается слабостью каких-то других сторон. Когда государство А наращивает свою мощь, то соседнее государство В начинает делать то же самое, в результате мощь государства растет, а безопасность отнюдь не обеспечивается. Государства растрачивают значительную часть экономического потенциала на вооружения, действенность которых ослабляется наличием подобных же средств у соседних государств — потенциальных противников.
В результате возникла концепция баланса сил, когда достаточно иметь примерно равную мощь со своим потенциальным соперником. Со-хранение баланса сил может поддерживаться через привлечение других союзных государств.
Наиболее яркий пример действия этой концепции — период разрядки в отношениях СССР и США, когда государства начали разрабатывать концепции оборонной достаточности, а не стремиться иметь тех или иных вооружений большей, чем у противника.
Концепция национальной безопасности расширила число факторов, принимаемых во внимание. Это разумная концепция, так как именно понятие безопасности наиболее полно характеризует современное положение, когда появляются экологические, ядерные, информационные угрозы государству, которые нельзя устранить просто путем наращивания военного или экономического потенциала.
Распад СССР и ликвидация Варшавского договора привели к корен-ному изменению баланса сил на мировой арене: двухполюсный мир (США, НАТО — СССР, Варшавский договор) превратился в однополюсный, в котором безраздельное господство принадлежит США, играющим главную роль в НАТО.
- Введение
- Политология как наука и учебная дисциплина
- Проблема становления науки политологии
- Проблема развития политической науки – политологии
- Проблема предмета политологии.
- Проблема возможности научного изучения политической деятельности.
- Проблема взаимосвязи политологии с другими общественными науками.
- Проблема соотношения политологии как науки и идеологии.
- Проблема специфики политологии.
- Проблема понятий и категорий политологии.
- Проблема методов исследования политических объектов.
- Проблема функции политологии.
- Тест на тему политология как наука и учебная дисциплина
- Политическая мысль нового времени
- Политическая мысль нового времени.
- Политические учения в сша в период борьбы за независимость.
- Политические учения в России (XVIII— началоXXвека)
- Политические концепции позитивизма xiXв.
- Современные политологические концепции
- Американская и французская школы современной политической науки
- Основные политико-идеологические доктрины и течения современного мира
- Политическая мысль в современной России
- Тест на тему политическая мысль нового времени
- Теория власти и властных отношений.
- Понятие и сущность политической власти.
- Концепции власти.
- Виды власти.
- Легитимность власти и её уровни.
- Проблемы делегитимизации.
- Средства власти.
- Способы властвования.
- Механизм реализации власти.
- Искусство политики.
- Проблемы современной российской власти.
- Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе.
- Тест на тему теория власти и властных отношений.
- Личность и политика. Политические роли. Личность как первичный субъект и объект политики
- Личность в политике. Мотивация поведения.Политические роли
- Политическая социализация личности
- Тест на тему личность и политика. Политические роли
- Социальные группы как субъекты и объекты политики.
- 1.Социальная структура общества – основа формирования субъектов и объектов политики.
- 2.Класс.
- 3.Система общества.
- 4.Бюрократия.
- 5.Социально-этнические общности в политике.
- 6.Интерес и его роль в становлении социального субъекта политики.
- Политическая культура. Политическое сознание.
- Политическая система общества.
- Типы политических систем. Формы эволюции политических систем. Эволюция политической системы бывшего ссср.
- Тест на тему политическая система общества
- Государство как политический институт
- Подходы к исследованию государства
- Государство-это форма организации классового общества
- Шесть различных теорий возникновения, развития и сущности государства
- Основные признаки государства
- Типы государства
- Формы государств
- Функции государства
- Бюрократизм в государстве
- Российская государственность:прошлое и современность
- Роль российского государства в переходных условиях
- Тенденции развития современных государств
- Правовое государство
- Самоуправление
- Тест на тему государство как политический институт
- Политические партии и общественно-политические движения Понятие и сущность политической партии
- Классификации и функции политических партий
- Общественно-политические движения
- Тест на тему политические партии и общественно-политические движения
- Политический режим
- Классификация политических режимов
- Проблемы смены политического режима
- Тест на тему политический режим
- Политический процесс
- 1. Сущность, структура и характер политического процесса.
- 2. Стадии политического процесса.
- 3. Типы политического процесса
- 4. Разновидности политического процесса
- 5. Типология политического процесса
- 6. Политические кризисы, пути их предотвращения и преодоления.
- Тест на тему политический процесс
- Политическое лидерство и политические элиты
- 1. Понятие политического лидерства
- 2.Теории феномена лидерства.
- 3.Классификация феномена лидерства.
- 4.Функции лидера
- 5.Институализации лидерства.
- 6.Профессионализация лидерства.
- 7. Функции политических элит.
- 8. Структура политических элит.
- 9.Функции политических элит.
- 10. Системы формирования политических элит и их типы.
- Тест на тему политическое лидерство и политические элиты.
- Либерализм
- Нацизм и фашизм с христианской точки зрения
- Социализм: плюсы и минусы
- Утопический социализм в России.
- Социально-религиозные течения.
- Коммунизм
- Консерватизм.
- Лоббизм: нужен ли?
- Иные политико-идеологические течения.
- Тест на тему политические идеологии
- Международная политика Внешняя политика, ее цели и задачи.
- Проблемы и концепции межгосударственных отношений.
- Сущность теории и практики геополитики.
- Глобальные проблемы современности и политические методы их разрешения
- Тезисная часть.№13
- Тест на тему международная политика