logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Социально-религиозные течения.

Христианские доктрины признают идейный плюрализм при приоритете собственного религиозного верования (кроме «сатанинских учений»).

A. Социально-политическая доктрина православия. Православие в советское время не выработало собственной развитой

социальной доктрины. В качестве части теоретической доктрины в советское время провозглашались коммунистическое христианство и социальная нейтральность церкви. Для православия практически во все время была характерна 'поддержка официальных властей. Так, патриарх РПЦ Алексий II в апреле 1993 открыто призвал в телеинтервью избирателей] голосовать за Б. Ельцина. В целом сегодня характерно начало осторожного отхода от доктрины социальной нейтральности церкви. Церковь возвращается частично к досоветским национальным ценностям, частично пытается освоить новые. Основными провозглашаемыми ценностями! православия выступают мир и примирение, осуждение богатства и излишеств в жизни.

Б. Социально-политическая доктрина католицизма.

Социально-политическая доктрина католицизма изложена в энцикликах (посланиях) римских пап. В качестве основных положений провозглашаются: божественная легитимность государства и власти (причем, относимая только к «действительно демократическим правительствам»), ‘ признание необходимости частной собственности при осуждении крайностей капитализма и социализма, провозглашение необходимости социальной солидарности, социального мира при взвешенной социально ориентированной политике государства и помощи, богатых бедным.

B. Социально-политическая доктрина ислама.

В отличие от многих иных религиозных учений ислам имеет свою, - достаточно разработанную систему взглядов на общественное устройство и политическую систему. Идеалом ислама являются единое по своей идеологии и морали общество, которое может объединять людей разных национальностей. Скрепляющими его основами являются идеология и религия. В этом обществе отсутствуют сословные, общинные и национальные различия. Критериями возвышения человека являются приверженность морали, нравственность, праведность и богобоязненность. Система права в таком государстве строится на Шариате. Политическая система покоится на трех основах: единобожие, миссионерство и халифат. Единобожие означает, что Аллах — это Господь всех людей и Ему принадлежит вся власть, а не человеку или группе. Миссионерство означает доведение до людей закона Аллаха через священную книгу — Коран и через Его Посланника — Магомета. Законы, отраженные в Коране и реализованные в качестве посланника Аллаха, являются нормами общества. Халифат — это наместничество, когда человек становится Халифом Аллаха, т.е. замещает Аллаха в управлении земным царством по оставленным Им законам. (Абу Аля Ал-Маудуди. Образ жизни в исламе. М-, 1993. С. 25—30). Таким образом, халиф не свободен в своих поступках. I