logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Политическая мысль нового времени.

Мыслители нового времени развивали гражданскую трактовку политике. Ярким примером являются английские националисты(17-18в.). Представителями этого течения являются Томас Гоббс и Джон Локк.

В основу своей теории государства и права Т.Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он подчеркивал роль личности в общественной жизни. Он считал, что изначально все люди созданы равными в отношение физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими право на все. Каждый имеет право на все, захваченное силой. Иметь право на все в условиях такой войны – значит фактически не иметь, не иметь никакого право ни на что. Это бедственное положение Т.Гоббс называет «естественное состояние рода человеческого». Но люди осознали свое положение, и нашли выход в создании государства. Сильная централизованная власть создается путем общественного договора между всеми участвующими индивидами. Эта власть обеспечивает политический порядок и выживание человечества. Государство, возникшее в результате добровольного соглашения, Гоббс называет политическим государством. Согласно Гоббсу, может быть три формы государства: монархия, демократия и аристократия. Его глубинные симпатии на стороне монархии.

Джон Локк свои взгляды изложили в труде «Два трактата о государственном правлении». По Локку, до возникновения государства людей пребывают в естественном состоянии. Локк исходит из идеи борьбы индивида за свое самосохранение. Локк считал, что для естественного человека всегда было характерно владеть частной собственностью, что определялось его эгоистическими наклонностями, присущими ему от природы.

В естественном состоянии индивиды, не испрашивая ничьего разрешения и не завися ни от чьей воли, свободно распоряжаются своей личностью и своей собственностью. Господствует равенство. Чтобы нормы общения соблюдались, природа наделила каждого судить преступивших закон. Однако в естественном состоянии отсутствуют органы, которые, которые могли бы беспристрастно решать споры между людьми. В целях надежного обеспечения естественных прав, равенства и свободы, защиты личности и собственности люди соглашаются образовать политическое общество, учредить государство. Он считал, что надо ограничить верховную власть утвердив над ней власть закона. Гражданское общество, по Локку, это правовое общество, которое исключает всякий авторитаризм верховной, государственной власти. Локку принадлежит заслуга выдвижения впервые идеи разделения верховой власти на законодательную, исполнительную и федеративную. Представления о дифференциации, принципах распределения, связи и взаимодействия отдельных частей единой государственной власти легли в основу рождавшейся в 17в. доктрины конституциализма.

Шарль Луи Монтескье в труде «Персидские песни» подверг критике абсолютистский режим Франции, который он отождествлял с деспотическим правлением. Деспотизм не совместим со свободой. Резко критиковал он и католическую церковь. Монтескье рассматривал государство как результат общественного договора. Монтескье придавал большое значение природно–географическим факторам, которые во многом определяют законы и формы государственного правления.

Мыслитель в своем основном труде «О духе законов» с большой симпатией говорит о республиканской форме правления. Идея политической свободы связана у Ш.Монтескье с идеей гражданской свободы. Для обеспечения и осуществления свободы и предотвращения переворотов необходимо строгое соблюдение законов. Достигнуть этого можно путем разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Монтескье придает важное значение распределению законодательной власти между различными социальными силами государства. Ш.Монтескье в разделение властей видит гарантию безопасности граждан от беззакония и злоупотребления властей.

Монтескье верил в прогресс, который он связывал с установлением политической свободы. Он говорил, что политическая свобода способствует развитию экономики, промышленности и торговли. Он отстаивал идеи свободы слова, печати, свободы совести.

Радикально – демократическое умонастроение в политической теории выразил Жан Жак Руссо. Его основное произведение «Об общественном договоре». Как и все просветители, Руссо придерживался договорной теории государства, рассматривал свободу и равенство как высшие ценности, считал политику средоточием общественных интересов. В его учение ценность личности признается только в соотношение с целым, с «общей волей», с обществом и государством, а потому свобода рассматривается как подчинению закону, в котором выражена «общая воля» всех граждан.

В противоположность либеральной идее компромисса интересов, Руссо выдвигает принцип народного суверенитета как власти направляемой общей волей. Лучшей формой правления, по Руссо, является республика, где должностные лица избираются народом. Он предлагал проводить периодические народные собрания с его отчетами, предусматривал организацию трибуната.