logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Основные политико-идеологические доктрины и течения современного мира

Человеческий мир формируется и структурируется в соответствии не только с разделением людей по труду, по принадлежности к той или иной культуре, но и по идейной принадлежности. В прошлых веках противоречия интересов различных социальных групп оформлялись как идейные различия в рамках религиозных учений (например, христиане — мусульмане), с помощью религиозных различий формировались различные интересы, создавались политические организации, вплоть до государственных (католичество и православие как религии Западной и Восточной Римских империй). Позднее, начиная приблизительно с конца XVIII века формируются политические нерелигиозные (первоначально атеистические, антирелигиозные) политические течения, организации и доктрины. За два последние столетия многие из них знали свои взлеты и падения, тем не менее в той или иной форме они развивались, отвечая на общественные изменения и потребности новых групп и ситуаций, появлявшихся в обществе.

В современном мире классические идеи консерватизма, либерализма, анархизма, реформизма, социализма, коммунизма, фашизма претерпевают трансформацию, приспосабливаясь к реалиям постиндустриальной эпохи и переходных процессов, доминирующих в сегодняшнем мире. Основу каждого политического течения составляет идеологическая доктрина — набор взаимосвязанных представлений об идеале общества — его экономической и политической системе и массовые политические организации, созданные сторонниками этих доктрин. Со временем каждая доктрина порождала свои многочисленные разновидности. Уже в XX веке классические доктрины XVIII—XIX веков пережили кризис, трансформировались и предстают как неоидеологии. На Западе и Востоке возникли «Новые правые» и «Новые левые», неофашизм, неолиберализм, неоконсерватизм и неокоммунизм, политический ислам тоже стали делить на фундаменталистский и более современный, модернистский.

Далее в рамках каждого политического течения рассматривается доктрина — политическая идеология и, кратко, наиболее представительные политические организации (включая международные).

Национализм. Выделяют, как правило, три типа национализма — государственнический, культурнический и этнический (связанный с этносом — определенным народом). Первый в качестве главенствующих выдвигает интересы нации — всех граждан государства (например, россиян), второй — людей,принадлежащих к одному типу национальной культуры (например, русских и других представителей этнических нерусских, но которые себя относят к русской культуре), третий — основной этнической общности (например, великороссов). Третий тип, как правило, основывается на признании приоритета или превосходства одной этнической группы над другими. Национализм любого из трех типов может становиться государственной идеологией.

Государственный национализм — один из наиболее распространенных в мире типов государственных идеологий, хотя в каждом государстве такая идеология специфична.

Основными признаками националистической идеологии являются: признание первичности интересов нации над интересами государства, специфичности исторического пути нации и ее предназначения, единства нации и государства. К теориям национализма третьего типа примыкают теории расизма — обоснования превосходства представителей одной расы над другими. Ко второму типу примыкают теории единства представителей одной суперкультуры, например панславизм, панисламизм, пантюркизм...

Теоретиками классического русского национализма являются И.А. Ильин, В.В. Шульгин, Л.А. Тихомиров.

Технократизм. Технократизм, как правило, не базируется на каких-либо политических организациях, поскольку технократы уже организованы характером своей деятельности; это политико-идеологическое течение, опирающееся на ценности развития, веру в безграничные технические и в целом рациональные возможности организации общества. Опирается технократизм на представителей и выходцев из сфер промышленности, науки. Технократизм часто берется на вооружение политиками, пытающимися отойти от традиционных конфронтационных моделей политической идеологии и организации. Как правило, представители данного направления питают веру в возможности перенесения на общественный организм особенностей технической структуры, что, по их мысли, позволяет оказывать влияние на общественную систему.

В нашей стране технократическое мышление пытались выразить силы, близкие к промышленным кругам: А. И. Вольский, В. Бакатин. Причем сами технократы старались представить свою идеологию и свою организацию, как «центристскую», не связанную с политическими крайностями. Многие из них пошли еще дальше, создавая некую идеологию, как они ее называли, «здравого смысла» (В. Бакатин). Однако понятной доктрины они сформировать так и не смогли, оставаясь в лучшем случае выразителями промышленных интересов (например, сформировавший Промышленную партию А. И. Вольский) с требованиями сохранения отечественной промышленности и отраслевой науки.

В рамках технократического течения созданы концепции «революции менеджеров» и меритократии. Концепция «революции менеджеров» основывается на том, что в мире происходит переход власти от владельцев капитала к наемным профессионалам-управленцам. Концепция ме-рИтократии обосновывает необходимость разделения общества на управляющих — профессионально подготовленных, одаренных и управляех — основную массу людей.

Консерватизм. Консерватизм как политическая идеология складывался в XVIII веке. Основные идеи консерватизма были сформированы Эдмундом Берком и Жаном де Местром. Консерватизм складывался как реакция на революционные изменения. Базовыми идеями консерватизма является сохранение основных ценностей, присущих обществу, поддержание религии, семьи, традиционной морали, ценностей нации и государства, приостановка быстрых изменений общества, опора на сложившийся естественный порядок и систему. В соответствии с консервативными принципами всякие политические решения должны приспосабливаться к обычаям и национальным традициям, а не наоборот.

Консервативными организациями являются Консервативная партия в Великобритании, голлистская во Франции, блок ХДС/ХСС в Германии, республиканская партия в США и др.

В России после формирования многопартийности и событий 1991 года понятие консерватизма сместилось, к этому направлению стали относить как коммунистические партии, стремящиеся сохранить старый порядок, так и патриотические организации, многие из которых выступали за возрождение прежней досоветской России. Однако на российской почве консервативных партий, в западном смысле слова, образоваться не могло. Ряд партий пытался назвать себя «консервативными», по западной модели, например, «Партия российского единства и согласия» (ПРЕСС), однако реально это был скорее пропагандистский маневр, поскольку она провозглашала далеко не традиционные для России ценности. Одна из разновидностей консерватизма — традиционализм. Его цель — возвращение к прежним, «более верным», классическим, коренным устоям адекватным тем или иным базовым основам общества.

Традиционализм связан с местничеством, религиозными верованиями, племенными и национальными верованиями, опорой на культурные традиции. Социальный источник — быстрая модернизация общества и рост его пороков. Национальные виды консерватизма достаточно различны, как и основания культуры. Характерны принципиальные различия консерватизма на Западе и Востоке. Для современного западного консерватизма в отличие от восточных его вариантов характерно признание ве-ДУЩей роли рынка, ценностей демократии и неотъемлемых прав человека.

Социально-религиозные течения. Христианские доктрины признаёт идейный плюрализм при приоритете собственного религиозного ве-Рования (кроме «сатанинских учений»).

А. Социально-политическая доктрина православия. Православие в советское время не выработало собственной развитой социальной доктрины. В качестве части теоретической доктрины в советское время провозглашались коммунистическое христианство и социальная нейтральность церкви. Для православия практически во все время была характерна поддержка официальных властей. Так, патриарх РПЦ Алексий II в апреле 1993 открыто призвал в телеинтервью избирателей голосовать за Б. Ельцина. В целом сегодня характерно начало осторожного отхода от доктрины социальной нейтральности церкви. Церковь возвращается частично к досоветским национальным ценностям, частично пытается освоить новые. Основными провозглашаемыми ценностями православия выступают мир и примирение, осуждение богатства и излишеств в жизни.

Б. Социально-политическая доктрина католицизма. Социально-политическая доктрина католицизма изложена в энцикли-ках (посланиях) римских пап. В качестве основных положений провозглашаются: божественная легитимность государства и власти (причем относимая только к «действительно демократическим правительствам»), признание необходимости частной собственности при осуждении крайностей капитализма и социализма, провозглашение необходимости социальной солидарности, социального мира при взвешенной социально ориентированной политике государства и помощи богатых бедным. В. Социально-политическая доктрина ислама. В отличие от многих иных религиозных учений ислам имеет свою, достаточно разработанную систему взглядов на общественное устройство и политическую систему. Идеалом ислама являются единое по своей идеологии и морали общество, которое может объединять людей разных национальностей. Скрепляющими его основами являются идеология и религия. В этом обществе отсутствуют сословные, общинные и национальные различия. Критериями возвышения человека являются приверженность морали, нравственность, праведность и богобоязненность. Система права в таком государстве строится на Шариате. Политическая система покоится на трех основах: единобожие, миссионерство и халифат. Единобожие означает, что Аллах — это Господь всех людей и Ему принадлежит вся власть, а не человеку или группе. Миссионерство означает доведение до людей закона Аллаха через священную книгу — Коран и через Его Посланника — Магомета. Законы, отраженные в Коране и реализованные в качестве посланника Аллаха, являются нормами общества. Халифат — это наместничество, когда человек становится Халифом Аллаха, т.е. замещает Аллаха в управлении земным царством по оставленным Им законам. (Абу Аля Ал-Маудуди. Образ жизни в исламе. М., 1993. С. 25—30). Таким образом, халиф не свободен в своих поступках.

Коммунизм. Коммунизм, окончательно оформившийся как течение, идеологически и организационно, в начале XX века представляет из себя достаточно разнородное явление. В нем сосуществуют такие доктрины, порой достаточно враждебные друг к другу, как ленинизм, государственный коммунизм, троцкизм, маоизм и ряд других.

Коммунистическая доктрина включает в себя классовую теорию, согласно которой общество разделено на классы, борющиеся между собой. Цель коммунистов — построение бесклассового общества, где отсутствует классовая эксплуатация, а общественные богатства поставлены на службу всего народа. Социальной силой строительства такого общества выступают трудящиеся и их наиболее передовые отряды. В XIX — начале XX века передовыми отрядами считались рабочие. Сегодня многие коммунисты включают в них широкие слои наемных работников, связанных с интеллектуальной деятельностью: инженеров, операторов, «ин-формационщиков», технологов. Основные идеи — социальная солидарность всех людей труда, интернационализм на основе этой солидарности, социальная справедливость и равенство в соответствии с трудовым вкладом каждого. В политической области предполагается установление власти трудящихся путем совершения революции при подавлении сопротивления эксплуататорских классов, которые должны быть лишены собственности. Равно как и представители других течений, коммунисты осовременивают свою идеолого-политическую доктрину. В нашей стране сторонники государственного социализма — Всероссийская Коммунистическая партия большевиков. Более умеренна Коммунистическая партия Российской Федерации.

Социал-демократизм. Социал-демократическое течение, как и коммунистическое, выделилось в начале XX века из более широкого — социалистического, ставшего достаточно распространенным и массовым в XIX веке на базе развития промышленности и осознания рабочими своих интересов.

Социал-демократизм считает, что базовые ценности — свобода, демократия и социальная справедливость и солидарность могут быть достигнуты постепенно в ходе реформирования общества, без революционных преобразований. Цель — построение общества социальной демократии (для части социал-демократов — демократического социализма). Демократия должна пронизать все подсистемы общества — экономическую, социальную, политическую, духовную. Экономическая демократия предполагает смешанную экономику — с наличием различных форм Собственности, контроль общества над рыночными процессами, участие • управлении производством всех трудящихся. Социальная демократия Кедполагает ликвидацию всех форм социального отчуждения, неравенства, дискриминации, осуществление гарантий и прав трудящихся на труд, отдых, охрану здоровья, образование, жилье и др. Залогом социальной демократии является социальное партнерство различных групп: тру. дящихся, собственников, управленцев и бюрократии (государства). Политическая демократия признает парламентаризм, всеобщее избирательное право, плюрализм, первенство закона. Социал-демократизм основывается на целом ряде концепций — государства благосостояния — развития социальных институтов поддержки (соцобеспечения, здравоохранения, образования...), самоуправления — широкого участия масс в управлении, функционального социализма — построение социализма путем изменения функций собственности (производственной, управленческой, распределительной, контрольной), этического социализма — построения социализма путем нравственного совершенствования человека.

В России развитого социал-демократического движения не сложилось (большинство социал-демократических организаций таковы лишь по названию), поскольку отсутствовала его основа — связь с рабочим движением, которое интеллигентские организации, как правило, либерального толка не признали за свои, выступая с открытых позиций защиты капитала и рынка.

Либерализм. Классический либерализм рассматривает в качестве высших ценностей свободу личности в противоположность ценностям коллективным. Принципы индивидуальных прав и свободы провозглашаются выше государственных. Экономическая система общества базируется на экономике с доминирующей частной собственностью, в рамках экономической системы частной инициативе предоставлены широкие полномочия, ограничивается монополистическая деятельность, поощряется конкуренция. Политика в области социального обеспечения не поощряется, а заменяется частными фондами (пенсионными, страховыми и др.), работающими на принципах прибыльности. Политическая система и ее деятельность основываются на невмешательстве государства в экономическую жизнь, поддержании системы конкурентности и в политической жизни, в которой конкуренция осуществляется путем борьбы различных партий между собой в ходе парламентских и президентских выборов.

Классическими теоретиками либерализма являются Дж. Локк, Дж. Ст. Милль. Теоретиками неолиберализма являются Ф. Хайек, Д. Фридман, Г. Сорман и др. В идеологии либерализм в качестве своей доктрины провозгласили многие российские организации («Демократическая Россия», «Выбор России», «Вперед, Россия»), однако на практике в период 1991—1993 гг. лидеры этих организаций, находившиеся у власти, проводили иную, не либеральную, а клановую политику.

Анархизм. Анархизм в качестве идеала выдвигает общество, свободное от государственной власти и построенное на принципах самоуправления. Анархисты главного врага человека видят в государстве и системе власти, которая подавляет человеческую свободу. Реализуется человек в коммуне — в жилищном коллективе и в синдикате — в трудовом коллективе, в рамках которых человек свободно взаимодействует с другими индивидами. Принципом анархизма является добровольность человеческих объединений, которые не регламентируются никакими законами — «наследием прошлого гнета и варварства». Каждый человек обладает свободой действий, благодаря которой он может развить в себе способности.

Анархизм бывает индивидуалистического или коллективистского толка.

В современной России анархистские организации после временного расцвета 1987—1992 гг. почти прекратили свое существование.

Фашизм. Как специальная идеология и теория возник в начале XX века. По своей сути был ответом на униженное положение ряда стран в мире и попыткой исправить такое положение путем крайней мобилизации ресурсов и концентрации власти.

После прихода фашистских партий к власти в ряде государств, в ходе и после Второй мировой войны фашизм как понятие, идеология и течение приобрел негативную эмоциональную историческую окраску. К фашистским стали причислять самые различные, порой далекие от фашизма организации и идеологические системы, с целью их дискредитации. Так, в Российской Федерации на рубеже 1992—1995 годов к фашистским относили «Память», «Русское национальное единство», все коммунистические и социалистические организации также пытались объявить фашистскими (некоторые авторы пытались отрицать принципиальную разницу между фашизмом и коммунизмом), с другой стороны, фашистскими объявлялись «Выбор России», «Демократическая Россия» и другие. В основу большинства обвинений такого рода клались отдельные характеристики вышеуказанных организаций и положения доктрины, близкие к фашистским. В нашей стране распространилось отождествление фашизма с его нацистским вариантом, получившим государственное оформление в гитлеровской Германии 1933—1945 гг. Однако такой способ классификации в основе своей является эмоционально-пропагандистским и мало имеет под собой аргументированных доказательств.

К классическим характеристикам фашизма относятся: вера в сверхспособности (харизму) вождя, признание необходимости крайних форм государственного воздействия на все сферы жизни общества, установление социального порядка путем насилия, доминанта государственногоинтереса над остальными, отрицание демократического порядка, нетерпимость к иным формам идеологии и организации, национализм.

Популизм. Под популизмом понимаются приемы непосредственного обращения лидеров к массам с лозунгами и программами, в которых эклектически (бессистемно соединенные разнородные взгляды) смешиваются наиболее приятные избирателям и массам положения различных доктрин, в силу чего они становятся, как правило, заведомо невыполнимыми. Популизм, как правило, не связывает себя с какими-либо конкретными политико-идеологическими доктринами, а старается приспособиться к конкретным, порою взаимоисключающим требованиям масс.

Иные политико-идеологические течения. К ним относится целый ряд социально-политических течений.

Пацифизм — антивоенное движение, сторонники которого выступают против войн, вооружений и военных организаций.

Экологическое движение (зеленые) и идеология своими ценностями провозглашает: единство с природой, социальную ответственность, демократию, децентрализацию, ограничение загрязняющей индустрии, демилитаризацию и ненасилие.

Феминизм — женское движение за равенство полов в качестве ценностей выдвигает равенство с мужчинами в политическом участии и представительстве, труде, доходах.

В последнее время предпринимаются попытки разработать собственную доктрину движения пожилых и молодежи.