logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Шесть различных теорий возникновения, развития и сущности государства

Существуют различные теории возникновения, развития и сущности государства. Это: а) теократическая, трактующая государство как творение Бога; б) патриархальная, выводящая государство из семьи, рода, племени и трактующая его власть как опекунскую, отеческую; в) договорная, трактующая государство как результат общественного договора между гражданами и правителями; г) насилия, завоевания, объясняющая возникновение государства завоеванием одних групп, племен другими; д) идеалистическая, например, для Гегеля государство есть духовная идея, проявляющаяся в форме человеческой воли и свободы; е) социально-экономическая, наиболее полно обоснованная и развитая марксизмом»!

Гражданское общество — это такое общество, где главным действующим лицом, субъектом развития является человек со всей его системой потребностей и интересов, соответствующей структурой ценностей. Это система экономических, социальных, национальных, личностных отношений между людьми в процессе их жизнедеятельности. Чем богаче и разнообразнее эти отношения, тем более развито гражданское общество и тем сложнее отношения между ним и государством. Главные ценности гражданского общества — жизнь, свобода, равенство, право на собственность и свободное выражение воли граждан. Государство призвано защищать и обслуживать эти ценности, и чем лучше это оно делает, тем более гармоничными являются отношения между гражданским обществом и государством. И наоборот, невнимание или игнорирование государством этих ценностей ведет к коллизиям между обществом и государством.

Отношения между гражданским обществом и государством редко находятся в гармонии. Государство в общих интересах или в интересах отдельных групп стремится подчинить себе гражданское общество, а последнее стремится поставить деятельность государства в определенные рамки, которые, ограничивая насильственную функцию государства, позволяли бы свободно развиваться инициативе, предпринимательству, различным формам хозяйственной деятельности граждан, обеспечивали бы их широкие демократические права.

Итак, можно сказать, что генетически государство есть продукт исторического развития общества, его дифференциации и появления классовых противоречий, функционально оно обеспечивает целостность общества, защищает интересы господствующего класса, структурно закрепляет формы и способы функционирования власти, особенности аппарата управления.