logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Типы политических систем. Формы эволюции политических систем. Эволюция политической системы бывшего ссср.

Выделяют четыре типа политических систем, существующих в современном мире:

Англо-американская система характеризуется гомогенной политической культурой. Она гомогенна в том смысле, что политические цели и средства их достижения разделяют практически все. Для данной политической культуры свойственна специализация полит. Отношений на выполнении особых функций. Власть и влияние внутри политической системы разделены, структура ролей в этой группе политических систем глубоко дифференцирована, четко выражена, организована и бюрократизирована.

Континентально-европейские системы отличаются фрагментарностью политической культуры, имеющий в целом общие корни и общее наследие. Для них характерно сосуществование старых и новых культур. Политические системы такого типа существуют прежде всего во Франции, Германии, Италии. Страны Скандинавии и Бенилюкса занимают промежуточные позиции между континентально- европейской и англо-американскими системами.

Доиндустральное и частично индустриальные политические системы имеют смешанную политическую культуру. Трудности коммуникации и координации, резко расходящиеся политической ориентации, слабая степень диверсификации ролей всех звеньев системы порождают необходимость в применении насилия.

Политические системы тоталитарного типа. Тоталитарная политическая культура создает принудительный тип политической активности. В ней отсутствуют добровольные объединения, а политическая коммуникация контролируется монолитной партией.

В зависимости от преобладающей в обществе позиции выделяются и соответственно формы эволюции политических систем:

Застой в политике характеризуется консервацией политического строя, блокированием усилий, направленных на существенное изменение форм и методов полит.руководства. В условиях застоя происходит сужение рамок демократии, участия народных масс в выработке и реализации политических решений. Существенная особенность застоя – бюрократизм в политике, который выражается в формальном подходе при выработке решений общественных проблем, волоките, бумаготворчестве. Другая существенная особенность застоя – политический кризис. Проблемы общества не решаются, а только загоняются вглубь. Может также осуществляться имитация решения проблем.

Реформистический путь эволюции политической системы характеризуется проведением постепенной регулировки в критических зонах общества. Реформизм также характеризуется духом прагматизма, он не ставит перед собой задачи полной реорганизации общества на основе идеальной модели. Путь реформ удается в том случае, если перед лицом политического кризиса вовремя осознается необходимость их проведения.

Революционные преобразования политической системы имеют ряд этапов: вызревание, взрыв, победа и институализация. На первом этапе формируется революционная ситуация. Вооруженное столкновение правительственных сил и революционных масс приводит к взрыву. Если революционное движение побеждает, наступает этап ломки старого государства и закладывание основ нового. Революционные партии в этот момент стремятся опереться на народные массы, вовлечь их в разработку и реализацию политических решений. На завершающем этапе революционных преобразований происходит институализация новой политической системы, создаются новые экономические, политические культурные институты, которые начинают определять профиль общества в целом.

Путь эволюции политической системы бывшего СССР связан с движением от тоталитарного режима к президентской республике.

СССР в 30-40-х годах. В это время в СССР сложилась тоталитарная политическая система, осуществилось полное огосударствление экономики, внешняя политика подчинялась в значительной мере целям войны, государство вмешивалось в социальную и личную жизнь граждан. Немалое значение в становлении тоталитарного режима имели личностные черты самого Сталина, а также существование у населения устойчивые уравнительно – коллективистские и государственно-патерналисткие настроения.

Задачи демократизации политической системы России на сегодняшний день. Они включают в себя: разгосударствление экономики; отказ государства от вмешательства в социальную и личную жизнь; создание механизма обеспечения экономических, социальных и гражданских прав человека; строительство демократического государства, в основе которого принципы: разделения властей, верховенство закона, курс на создание президентской республики, в которой наряду с парламентом существует самостоятельно формируемая президентская власть, формирование престижа политики и власти в общественном сознании, уважения граждан к закону, авторитета закона и власти.

Объективные препятствия на пути – демократизации политической системы. Она связана как с объективными, так и с субъективными трудностями, недостатками. Прежде всего, следует отметить неблагоприятные экономические условия политической реформы. К ним относятся: сокращение экспорта и импорта, нарушение хозяйственных связей, зависимость нашей экономики от военно-промышленного комплекса, кризис кредитно-денежной системы. Эти условия порождают социальные противоречия, которые выражаются в росте национализма в политике, политической противостоянии различных социальных сил. Явно обозначилось стремление предпринимателей добиваться реализации своих экономических интересов за счет интересов народа.

Субъективные препятствия на пути демократизации политической системы. Среди таких препятствий можно назвать сохранившиеся элементы тоталитарного мышления в массовом сознании авторитарный стиль руководства, выражающийся в стремлении единоличного принятия решений, в игнорировании принципов коллегианальности руководства, гласности; низкая политическая культура; политическая безответственность