logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Функции государства

Наиболее наглядно специфика и историческая необходимость государства проявляются в его функциях. Термин «функции государства» применяется для обозначения основных, наиболее важных направлений деятельности государства. Функции характеризуют государство в динамике, а не в статике. Функции государства объективны, они устанавливаются в зависимости от типа государства, от основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач.

Все основные направления деятельности государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они протекают, подразделяются на внутренние и внешние. По продолжительности действия на постоянные и временные. Иногда выделяют основные и неосновные функции. По органам власти классифицируют на функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Выделяют также общесоциальные и классовые функции. В учебной литературе классификация проведена по двум параметрам: внутренние и внешние функции. К внутренним функциям относятся:

Главными из внешних функций являются: 1) защита интересов и суверенитета государства во всех сферах международных отношении;

реализация интересов общества и государства посредством участия в работе международных организации, союзов, объединений.

В зависимости от того, какие функции наиболее развиты или имеют приоритетное значение, государства можно классифицировать как социальные, правовые, военные. Социальные государства сосредоточиваются на проведении активной социальной политики, содействующей предупреждению и смягчению социальных конфликтов.

. Традиционно выделяются три ветви государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, имеющие в различных странах разное оформление и название. Соответственно в организационной структуре современного государства различают пять элементов государственного аппарата: 1) представительные органы, 2) исполнительно-распорядительные органы, 3) судебные органы, 4) органы прокурорского надзора, 5) органы государственного контроля. В западной политической теории имеют место две концепции организации государственной власти: а) доктрина тройственного разделения властей (Ш. Монтескье) и б) доктрина единства власти в лице представительной власти.

Политическая стабильность общества в немалой степени зависит от четкости взаимоотношений всех ветвей власти.

Новая и новейшая политическая история свидетельствует по крайней мере о двух тенденциях в деятельности государственного аппарата, институтов государственной власти: а) усиление исполнительной власти в ущерб представительной и судебной, б) усиливающийся процесс бюрократизации государственного аппарата.