Проблемы смены политического режима
Сегодня, когда международная ситуация формируется прежде всего под влиянием распада политических режимов в Советском Союзе и Восточной Европе, проблемы перехода от одного типа режима к другому все заметнее выдвигаются в центр внимания политологии, в особенности переход от авторитаризма к демократии.
Определение политического перехода как движения к демократическим формам правления предполагает изучение ряда параметров.
Причины перехода. С выяснения вопроса о причинах демократического перехода начинается любое исследование. Под причинами могут подразумеваться и экономические кризисы, и социокультурные противоречия, и разногласия в высших эшелонах власти, и ослабление идеологической легитимации режима и т. д. Эти факторы оказывают на режим сильное влияние, в результате которого он либо решается на перемены добровольно, либо устраняется насильственно.
Отправной и завершающий этапы. После того, как политический переход становится фактом, возникает необходимость четко сформулировать его границы. Необходимо определить, когда именно, на каком этапе завершается эпоха господства авторитарного режима и начинается эпоха перехода. Чаще всего непосредственным свидетельством такого начала являются активные выступления оппозиционных правительству группировок и изменения в высших эшелонах власти — кадровые перестановки, декларации лидеров режима о намерениях проводить реформы и пр. Режим вступает в переходное состояние, активизируя в той или иной форме права политической оппозиции. Одновременно происходит конституализация демократических институтов. Процесс перехода может считаться завершенным, когда демократические институты уже достаточно укоренились в обществе, а нормы демократического правления и демократического согласования интересов признаются всеми или большинством политических факторов.
Процесс и его промежуточные этапы. Процесс демократического перехода представляет собой сложное комплексное явление, не является линейным и односторонним. В зависимости от угла зрения могут выделяться различные этапы перехода: либерализация, высвобождение энергии политической оппозиции; конструирование диалога и соперничества, разворачивающегося между режимом и оппозицией; демократизация и консолидация.
Либерализация режима является неотъемлемой характеристикой демократического перехода. Она завершается либо падением авторитарной власти, либо новыми репрессиями и восстановлением авторитаризма.
Либерализация протекает по-разному, в зависимости от того, на чем основывалось прежнее авторитарное равновесие — на лжи, страхе или экономическом процветании. В первом случае, по-видимому, более характерном для посткоммунистических переходов, равновесие нарушается моментально, как только слово правды о деятельности режима произнесено публично. Казавшийся непоколебимым репрессивный режим Чаушеску пал буквально в течение считанных дней после того, как несколько демонстрантов по возвращении диктатора из поездки в Иран стали выкрикивать обвинения в его адрес.
Для обществ, осуществляющих переход в условиях относительного экономического благополучия, либерализация протекает более плавно и сбалансированно. Один из примеров — процесс перехода в Венгрии, где в результате «компромисса Кадара» экономические реформы и эксперименты начали проводиться задолго до возникновения кризиса коммунизма и начала переходных процессов.
Демократизация и конституирование демократических институтов представляют собой процесс введения массовой политической энергии в определенное русло. Принципиальное отличие демократизации от либерализации состоит в том, до какой степени массовым социальным слоям открывается доступ для легального участия в политической деятельности. Поэтому институализация демократических институтов — формирование конкурентной партийной системы, принятие нового избирательного закона, разработка и принятие конституции, решение вопроса о национально-государственном устройстве, проведение подлинного разделения исполнительной, законодательной и судебной властей — следует рассматривать в контексте того, в какой степени оно содействует массовому политическому участию.
Процесс демократического перехода достигает стадии консолидации, когда установлены основные демократические институты, когда состоялись свободные выборы и дееспособность правительства определяется масштабами общественного доверия.
Вопрос демократической консолидации важен, ибо его решение позволяет определить временные границы перехода к демократии. Вопрос о том, когда завершится переход — с достижением консолидации новых институтов или сразу же после их конституирования — важен. От ответа на него зависит, будет ли политическая система продолжать реформироваться или задачей дня станет стабилизация, совершенствование достигнутого.
Способы перехода. В зависимости от стратегии демократизации, избираемой режимом и оппозицией, можно выделить различные способы политического перехода. Несомненно, что переход к демократии в Венгрии и Польше осуществлялся принципиально иначе, чем в Румынии и Албании; переход в странах Балтики отличается принципиальным своеобразием по сравнению с переходами в Казахстане и Киргизии. Переход может быть мирным и насильственным, эволюционным и революционным, навязанным извне или состоявшимся под преимущественным влиянием внутренних перемен.
Внешний фактор и демократический переход. Внешний фактор способен играть самостоятельную роль в процессах внутренней политической трансформации. На различных этапах развития общества эта роль может принадлежать идеям, международным организациям или системе международно-экономических связей.
В отношении процессов демократизации режима внешний фактор может быть как способствующим, так и препятствующим их развитию. Иными словами, это воздействие может быть негативным и позитивным. Примером негативного воздействия может служить поведение Советского Союза в странах Восточной Европы в послевоенный период. Введение советских войск в Венгрию в 1956 г. и в Чехословакию в 1968 годах привело, как известно, к насильственному свертыванию развернувшихся в этих странах демократических процессов. Другой пример — введение военного положения правительством Ярузельского в Польше в 1981 году, которое может рассматриваться как превентивная мера, принимавшаяся во избежание ввода советских войск, и следовательно, осуществлявшаяся в условиях внешнего влияния. В отличие от Венгрии и Чехословакии в Польше советское влияние было косвенным, однако результаты оказались во многом сходными. Что касается позитивного внешнего влияния на демократизацию режима, то оно может осуществляться по нескольким направлениям и различными средствами. Во-первых, такое влияние может распространяться в результате демонстрационного эффекта успешной демократизации. Во-вторых, внешнее влияние может оказываться международными неправительственными организациями по согласованию с национальными правительствами, преследуя цели привития им разделяемых значительной частью международного сообщества норм поведения. Это также относится к механизмам добровольного восприятия внешнего влияния.
Существуют и принудительные формы оказания внешнего воздействия на демократические процессы, среди которых выделяют контроль, обусловленность и военную оккупацию в целях насаждения демократического режима. Под контролем и обусловленностью подразумевают оказание политического и экономического давления на правительство, не желающее следовать нормам и предписаниям соответственно одной или группы международных стран. Конечно, далеко не всегда такого рода принудительное воздействие оказывается эффективным. Это определяется не только готовностью внешних сил употребить значительную часть имеющихся у них ресурсов для оказания давления на недемократические правительства, поддержки, стремящихся к консолидации демократий или отпору силам антидемократической ориентации, но и степенью внутренней ускоренности авторитаризма. Следовательно, внешнее воздействие может быть активным и пассивным, позитивным и негативным, способствующим ослаблению или укреплению поставторитарного режима. Оно может способствовать проведению экономических реформ или защите прав человека и национальных меньшинств, укреплять идейный авторитет реформаторов или способствовать созданию вокруг переходной страны благоприятной системы безопасности. Внешний фактор таким образом способен трансформироваться по масштабности своего влияния во внутренний.
- Введение
- Политология как наука и учебная дисциплина
- Проблема становления науки политологии
- Проблема развития политической науки – политологии
- Проблема предмета политологии.
- Проблема возможности научного изучения политической деятельности.
- Проблема взаимосвязи политологии с другими общественными науками.
- Проблема соотношения политологии как науки и идеологии.
- Проблема специфики политологии.
- Проблема понятий и категорий политологии.
- Проблема методов исследования политических объектов.
- Проблема функции политологии.
- Тест на тему политология как наука и учебная дисциплина
- Политическая мысль нового времени
- Политическая мысль нового времени.
- Политические учения в сша в период борьбы за независимость.
- Политические учения в России (XVIII— началоXXвека)
- Политические концепции позитивизма xiXв.
- Современные политологические концепции
- Американская и французская школы современной политической науки
- Основные политико-идеологические доктрины и течения современного мира
- Политическая мысль в современной России
- Тест на тему политическая мысль нового времени
- Теория власти и властных отношений.
- Понятие и сущность политической власти.
- Концепции власти.
- Виды власти.
- Легитимность власти и её уровни.
- Проблемы делегитимизации.
- Средства власти.
- Способы властвования.
- Механизм реализации власти.
- Искусство политики.
- Проблемы современной российской власти.
- Основные тенденции властных отношений в современном российском обществе.
- Тест на тему теория власти и властных отношений.
- Личность и политика. Политические роли. Личность как первичный субъект и объект политики
- Личность в политике. Мотивация поведения.Политические роли
- Политическая социализация личности
- Тест на тему личность и политика. Политические роли
- Социальные группы как субъекты и объекты политики.
- 1.Социальная структура общества – основа формирования субъектов и объектов политики.
- 2.Класс.
- 3.Система общества.
- 4.Бюрократия.
- 5.Социально-этнические общности в политике.
- 6.Интерес и его роль в становлении социального субъекта политики.
- Политическая культура. Политическое сознание.
- Политическая система общества.
- Типы политических систем. Формы эволюции политических систем. Эволюция политической системы бывшего ссср.
- Тест на тему политическая система общества
- Государство как политический институт
- Подходы к исследованию государства
- Государство-это форма организации классового общества
- Шесть различных теорий возникновения, развития и сущности государства
- Основные признаки государства
- Типы государства
- Формы государств
- Функции государства
- Бюрократизм в государстве
- Российская государственность:прошлое и современность
- Роль российского государства в переходных условиях
- Тенденции развития современных государств
- Правовое государство
- Самоуправление
- Тест на тему государство как политический институт
- Политические партии и общественно-политические движения Понятие и сущность политической партии
- Классификации и функции политических партий
- Общественно-политические движения
- Тест на тему политические партии и общественно-политические движения
- Политический режим
- Классификация политических режимов
- Проблемы смены политического режима
- Тест на тему политический режим
- Политический процесс
- 1. Сущность, структура и характер политического процесса.
- 2. Стадии политического процесса.
- 3. Типы политического процесса
- 4. Разновидности политического процесса
- 5. Типология политического процесса
- 6. Политические кризисы, пути их предотвращения и преодоления.
- Тест на тему политический процесс
- Политическое лидерство и политические элиты
- 1. Понятие политического лидерства
- 2.Теории феномена лидерства.
- 3.Классификация феномена лидерства.
- 4.Функции лидера
- 5.Институализации лидерства.
- 6.Профессионализация лидерства.
- 7. Функции политических элит.
- 8. Структура политических элит.
- 9.Функции политических элит.
- 10. Системы формирования политических элит и их типы.
- Тест на тему политическое лидерство и политические элиты.
- Либерализм
- Нацизм и фашизм с христианской точки зрения
- Социализм: плюсы и минусы
- Утопический социализм в России.
- Социально-религиозные течения.
- Коммунизм
- Консерватизм.
- Лоббизм: нужен ли?
- Иные политико-идеологические течения.
- Тест на тему политические идеологии
- Международная политика Внешняя политика, ее цели и задачи.
- Проблемы и концепции межгосударственных отношений.
- Сущность теории и практики геополитики.
- Глобальные проблемы современности и политические методы их разрешения
- Тезисная часть.№13
- Тест на тему международная политика