logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Личность и политика. Политические роли. Личность как первичный субъект и объект политики

Обычно под субъектами политики понимаются индивиды и социальные группы (слои), а также организации, принимающие непосредственное участие в политической деятельности. Первичным субъектом политики является личность (индивид). Именно личность, ее интересы, ценностные ориентации и цели являются движущим началом политической активности наций, классов, партий и т. д. В политологии личность может рассматриваться в трех аспектах:

Аристотель внес ряд новых конструктивных идей. К ним прежде всего относится антропологическая трактовка власти (и политики). Государство основывается на взаимодействии свободных и равных граждан. В нем реализуется высшая цель природы человека – индивид становится органической частью живого и целостного политического организма. И в этом смысле государство имеет первенство над личностью.

Хотя Аристотель и выступает за приоритет государства в отношениях с гражданином, но он против огосударствления общества. Он считает, что тотальная унификация всех граждан, чрезмерное единство государства ведет к его распаду.

Признание тотальности, неограниченности государственной власти по отношению к индивиду, подданным было характерно не только для античного понимания демократии, но в еще большей мере для монархических и других авторитарных политических режимов. Гуманистической реакцией на политическую беззащитность личности в отношениях с государством явился либерализм.

Согласно теории либерализма, источником власти выступает индивид, а государство является лишь результатом соглашения, договора свободных людей. Оно подконтрольно и подотчетно народу и выполняет лишь те функции, которыми его наделяют граждане.

Пренебрежение такими либеральными принципами политического устройства, как свобода личности, приоритет прав человека над правами государства, разделение властей, законность, уважение частной собственности и т. д. чревато превращением человека в винтик огромной государственной машины. Так и случилось в тоталитарных государствах, и прежде всего в бывшем СССР. Тоталитаризм беспредельно расширяет сферу взаимоотношений индивида и власти и в то же время превращает личность в человека-функцию, лишенного всякой свободы политического выбора.

Современное христианское политическое учение претендует на золотую середину между индивидуализмом либерализма и коллективизмом тоталитаризма. В своих взглядах на место личности в государстве оно исходит из трех основополагающих принципов: уникальной ценности человека в силу его духовности, солидарности и субсидарности. Духовность- это основа гуманистического отношения к человеку, уважение каждой личности государством и обществом. Солидарность - это социально-политическое кредо христианского учения. Она предполагает заботу каждого гражданина о других людях, обществе и государстве. Субсидарность предполагает помощь со стороны государства своим гражданам и главным образом тем, кто сам не может обеспечить себя: несовершеннолетним, инвалидам, престарелым, безработным и т. п. Социальная политика превратилась в одно из центральных направлений деятельности государства.

Личность является первичным субъектом политики наряду с такими субъектами, как нация, класс, группа, социальный слой, а также организации, принимающие непосредственное участие в политической деятельности. Из разнообразных подходов классификации субъектов наиболее распространенным является деление их на два основных уровня:

Иногда выделяют и третий, «функциональный» уровень, включающий социальные институты, предназначенные для выполнения преимущественно неполитических задач (церковь, университеты, корпорации, спортивные ассоциации и т. п.)

Личность является политическим субъектом особого рода, так как ее статус как субъекта иной, чем у большинства социальных групп, политических организаций или их отдельных органов.