logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Российская государственность:прошлое и современность

Идея государственности, роли государства, политической власти постоянно присутствовала в русской общественно-политической мысли. Формула: самодержавие, православие, народность по-разному трактовалась славянофилами и западниками. Славянофилы — антигосударственники, в то время как вторые ориентировались на Запад и признавали необходимость государства. Формы государственного устройства и правления во многом зависят от характера, психологии, культуры, веры народа.

Февральская революция 1917 г. в России ликвидировала самодержавие и установила буржуазную республику. Октябрьский переворот в том же году ликвидировал ее и провозгласил республику Советов — новый тип социалистического государства.

Марксизм исходит из того, что в ходе социалистической революции буржуазное государство должно быть разбито, сломано, а вместо него создано государство нового типа — социалистическое государство, классовой сущностью которого должна быть власть рабочих и крестьян, диктатура пролетариата. Качественно должна измениться сущность этого государства: из орудия подавления меньшинством большинства оно превращается в инструмент политической власти народа, перестает быть орудием классового господства. Поэтому В.И. Ленин считал, что социалистическое государство — это уже не государство в традиционном, собственном смысле слова, а «полугосударство», ибо оно выражает волю большинства народа.

Основу нового государства должны составлять Советы народных депутатов (раньше — депутатов трудящихся), которые мыслились как подлинные органы народовластия, воплощение воли народа. На деле же в условиях гражданской войны, а затем культа личности Сталина широко применялись методы принуждения и террора. Все это привело к тому, что диктатура пролетариата переросла в диктатуру партийного аппарата и советской бюрократии. В стране был установлен тоталитарно-бюрократический режим, фасад которого маскировался демократическими лозунгами и словами.

Реальные изменения в сфере политической надстройки нашего общества наметились в связи с провозглашенным курсом на проведение политической реформы. Осуществление политической реформы в настоящее время имеет самое прямое отношение к государству, изменению его функций и методов функционирования аппарата. Основное направление изменения государства — переход от административно-бюрократического управления к демократическому. Одним из важных направлений политической реформы является децентрализация управления и такое перераспределение функций и полномочий, которое обеспечило бы максимальную инициативу и самостоятельность местных органов власти.

Демократическая реформа политической системы означает ее качественное преобразование, организационное обновление, коренное улучшение практики ее функционирования, раскрытие ее гуманистического потенциала. Этого можно достичь путем коренного обновления всех политических структур, обеспечением политического плюрализма, многопартийности, гласности, свободы деятельности средств массовой информации, укреплением законности и правопорядка, формированием демократического самоуправления народа.

Реформа политической системы — комплекс важных и масштабных задач. В ходе ее осуществления неизмеримо возрастает значение гражданина, созидательная роль его активности, инициативы и ответственности. При этом нельзя забывать о том, что в условиях демократии менее всего допустимо неуважение к закону, пренебрежение интересами и правами других граждан, нормами общественной жизни.

Процесс реформирования привел к тому, что советское государство относительно мирным путем уступило место современному российскому государству. По своей сути современное российское государство представляет переходный тип государства, который расстается с реликтами советского социалистического государства и эволюционирует в сложных и противоречивых процессах в направлении либерально-демократического государстваВ ходе реформы были проведены на действительно демократической основе выборы депутатов в Государственную Думу Федерального Собрания, путем всенародного голосования избран Президент России, действует Конституционный суд РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации, в которой закреплены основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство государства, характер и принципы деятельности центральных и местных органов государственной власти. Статья I Конституции гласит, что Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.