logo
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Современные политологические концепции

Становление самостоятельной политической науки происходит на рубеже XIX—XX вв. Значительный прогресс в области политологических исследований был достигнут в развитых западноевропейских странах и в США в период после Первой мировой войны. Особенно бурно политическая наука развивается после Второй мировой войны. Ныне политическая наука — важнейшая отрасль обществознания, занимающая важное место в системе гуманитарного знания. Политологические исследования в последнее время приобрели довольно большое значение и в нашей стране.

Современная политическая наука представляет собой обширный комплекс знаний, исследующих реальные политические процессы происходящие в мире. Изложить все богатство и разнообразие политических теорий и концепций, результаты многочисленных исследований политологов, различные идейно-политические течения в одной теме не представляется возможным. Самое большое, что можно сделать,— это вычленить наиболее важные и разработанные теории, коротко охарактеризовать достижения некоторых известных ученых, дать самую общую характеристику наиболее распространенным и влиятельным идейно-политическим течениям.

Учитывая имеющиеся в учебных пособиях различные подходы к изложению сущности современных социально-политических концепций, в данном учебном пособии не только дан дополнительный материал, который может расширить диапазон знаний студентов по данной проблеме, но и систематически обобщается историко-политологический материал, что позволяет студентам систематизировать свои знания.

Основные черты и главные направления западной социально-политической мысли второй половиныXIX —начала XX в.

В середине и второй половине XIX в. развитие демократии в Западной Европе осуществлялось в процессе становления промышленного капитализма. Это нашло свое отражение в расцвете свободной конкуренции, расширении в некоторых странах буржуазных прав и свобод, что привело к активизации либеральных тенденций в социально-политической мысли. Последняя стала больше ориентироваться на социальные проблемы. Либерализм становится ведущим направлением политологической мысли этого периода.

С другой стороны, в конце XIX в. свободная конкуренция уступает место господству монополий, начинается становление империализма и обострение всех его противоречий. Это был период, когда рабочий класс создал свои партии, а буржуазия вынуждена была пойти на некоторые уступки, когда росло влияние марксизма, а государство начало активно вмешиваться в различные сферы общественной жизни. Это усилило консервативную, антидемократическую, реакционную тенденцию в западной политологической мысли. Стал очевидным культ насилия, все громче заявляла о себе агрессивная политика, заметным стал кризис либерализма. Но либерализм как ведущая тенденция в политологической мысли оставался на прочных позициях.

Идеи либерализма сконцентрированы в политическом учении Дж. С. Милля (1806—1873), английского поборника равноправия. Поддерживая идею «суверенитета и индивидуума», он также отводил позитивную роль государству и надеялся на преобразование существующего гражданского общества. Милль считал, что тирания большинства, подавляющая меньшинство, может быть преодолена в результате внедрения системы пропорционального представительства в избирательных округах.

Дж. С. Милль был ярым защитником индивидуальной свободы. Он подчеркивал, что принципиальной целью общества является счастье. Основной вклад в счастье — это совершенная личность, главной потребностью которой является свобода.

Говоря о роли государства, Милль отмечал, что его добродетель заключается в стремлении сделать своих подданных добрыми и просвещенными. Государство должно, с одной стороны, способствовать всеобщему развитию общества, а с другой — «организовать» уже существующие моральное и интеллектуальное государство. Эту позитивную роль, по его мнению, лучше всех может выполнить представительная система.

Единственное правление, которое может полностью удовлетворить все потребности социального государства,— это правление, в котором участвуют все люди.

Милль проявлял определенные симпатии к социализму, критиковал капитализм. Будущее он представлял как общество кооперативов-производителей, сохраняющее частную собственность, но без вредных привычек.

Следует отметить, что во второй половине XIX в. западные политологические учения развивались преимущественно на основе позитивизма (см. тему 3, § 5).

И. Кант (1724—1804) всесторонне обосновал политическую доктрину либерализма. Человек должен руководствоваться велениями нравственного закона. Свобода человека часто перерастает в произвол по отношению к другому человеку. Чтобы ограничить произвол, необходимо право. Всеобщая обязательность права достигается при помощи принудительной силы государства. Назначение государства должно в максимальной степени соответствовать принципам права, все устройство, деятельность государства подчинены праву (в этом суть правового государства).

Идеал Канта — верховенство народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве при ограничении избирательных прав трудящихся. Его политическая программа носит реформистский характер. Кант — страстный противник войны. Он обосновывает требование, чтобы «каждое государство имело такую внутреннюю организацию, при которой решающий голос о том, быть или не быть войне, принадлежал бы не главе государства, которому война, собственно, ничего не стоит (так как он ведет ее на средства другого, а именно народа), а народу, за счет которого она ведется». Он написал трактат «Вечный мир», в котором обосновывает идею исключения войн из жизни человечества.

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) в своей работе «Философия права» применил к анализу политических явлений диалектический метод. Свободу личности он видит в наличии частной собственности и в правовом равенстве. В развитых европейских государствах, по Гегелю, реализована христианская идея свободы, достигнуты личная независимость и равенство всех перед законом, учреждены представительное и конституционное правление.

Весьма большое значение имеет разработка Гегелем проблем гражданского общества и государства. Гражданское общество, по Гегелю,— это сфера действия частного интереса. Государство является более высокой ступенью развития, чем гражданское общество. Оно представля-ет собой сферу всеобщих интересов. Государство определяется как «действительность нравственной идеи и свободы», как правовое образование, гарант прав и свобод. Гегель исходит из необходимости законности, равенства всех перед законом. Концепция правового государства выступает как бы синтезом античной мысли о полисе-государстве как высшей и совершенной форме правления с доктриной «господства права».

Во второй половине XIX в. в западной политологической мысли наряду с демократическими и либеральными идеями в заметной мере усиливаются и развиваются многочисленные националистические и антидемократические концепции. В этих концепциях резкая критика демократических идей и институтов сочетается с оправданием внешней агрессии, войны, захватов чужих территорий, национализма, расизма, колониальной политики и т. д. Свое наиболее яркое выражение эта идеология нашла в творчестве Фр. Ницше (1844—1900). Государство представляет собой, по Ницше, служебное орудие, средство борьбы сил и воль. Воля к накоплению силы и увеличению власти трактуется им как специфическое свойство всех явлений, в том числе социальных и политических. Причем воля к власти — это повсеместно самая примитивная форма аффекта, а именно — «аффект команды».

Все учение Фр. Ницше предстает как морфология воли к власти. Ценность, согласно Ницше,— это наивысшее количество власти, которое человек в состоянии себе усвоить. Человечество же — лишь средство, но не цель. Именно немногочисленные великие личности (типа Цезаря, Наполеона), несмотря на кратковременность их существования и непередавае-мость их качеств по наследству, являются, по Ницше, единственным смыслом, целью и оправданием происходящего и всей борьбы воль за власть.

Всю социально-политическую историю Ницше характеризует как борьбу двух воль к власти — воли сильных (высших видов, аристократических господ) и воли слабых (массы, рабов, «толпы», «стада»). Аристократическая воля к власти, по Ницше,— это инстинкт подъема, воля к жизни; рабская воля к власти — инстинкт упадка, воля к смерти, к ничто. Высокая культура аристократична, господство же толпы ведет к вырождению культуры, к декадансу. Мораль — орудие рабов против господ, нравственные суждения и установления слабых против сильных, оправдание господства стада над высшими видами. История человечества нескольких последних тысячелетий расценивается Ницше как процесс постепенного вырождения господства здоровых жизненных начал, как в конечном счете победа многочисленной массы слабых и угнетенных над немногочисленной аристократией сильных.

Восхваляя аристократический кастовый строй, Ницше стремится к биологическому обоснованию кастовых идеалов. В каждом «здоровом» обществе, полагает он, имеются три различных, но взаимотяготеющих физиологических типа людей со своей собственной гигиеной и сферой положения: а) гениальные люди — немногие; б) исполнители идей гениев, их правая рука и лучшие ученики — стражи права, порядка и безопасности (царь, воины, судьи и др. блюстители закона); в) прочая масса посредственных людей.

Ницше различает два основных типа государственности — аристократический и демократический. Аристократические государства он называет теплицами для высокой культуры и сильной породы людей. Демократия характеризуется им как упадочная форма государства. Ницше выступал против идей народного суверенитета, реализация которых, по его оценке, ведет к потрясению основ и падению государства, устранению противоположности между «частным» и «публичным».

С позиций аристократической переоценки всех ценностей и поисков путей к будущему строю новой аристократии Ницше отвергает национальную политику современных ему европейских государств как мелкую политику взаимной вражды и розни европейцев. Время мелкой политики, считает он, прошло: следующее, XX столетие будет временем большой политики — борьбы за мировое господство, невиданных ранее войн.

Обосновывая свои представления о будущем, он заявляет, что, с одной стороны, демократические движения в Европе приведут к порождению человеческого типа, приготовленного к новому рабству, и тогда появится сильный человек — без предрассудков, опасного и привлекательного свойства, «тиран», невольно подготовляемый европейской демократией. С другой стороны, говорит Ницше, Европа, раздираемая ныне ненормальной враждой своих народов, станет единой. При этом европейская проблема в целом видится ему как «воспитание новой, управляющей Европою, касты». В конечном счете Ницше делает ставку на будущего европейца и видит в немцах именно тот народ, который оплодотворит грядущий «новый порядок жизни».

Развивает и свои взгляды на войну. Метафизически оправдывая войну, он связывает с ней свои надежды на новую высокую культуру. Война для государства, подчеркивает он, такая же необходимость, как раб для общества. Именно поэтому Ницше расценивает войну и военное сословие как прообраз государства. Эти его положения в дальнейшем были взяты на вооружение идеологами фашизма и национал-социализма, объявивших Ницше своим предтечей. 72

В конце XIX — начале XX вв. большую роль в развитии политологической мысли сыграл немецкий политэкономист и теоретик-социолог Макс Вебер (1864—1920). Чтобы понять историю модернизации, писал Вебер, надо рассматривать направление сложных и взаимосвязанных изменений от «традиционных» образований к «рациональным» во всех сферах социальной жизни. В политической сфере он выделяет три типа легитимного господства, т. е. такого господства, которое признано со стороны управляемых индивидов. Первый тип господства, по Веберу, легальный, т. е. такой тип государства, в котором подчиняются не личности, а законам. Иначе говоря, это есть правовое государство. Второй тип легитимного господства — традиционный, который основан на вере не только в законность, но даже в священность издревле существующих порядков и властей. Идеальным примером такого господства является патриархальное господство, которое опирается на силу дара харизматика. Третий тип господства — плебисцитарная демократия, согласно которой харизматический лидер, избранный плебисцитарным путем (прямое голосование всего народа), должен дополнить недостаточную легитимирующую силу парламентской демократии. Именно харизматический лидер, по мнению Вебера, во многом может решить вопрос взаимоотношения личности, общества и государства в XX веке.занял социологический подход, ориентирующий на изучение политики с позиций системно-структурного и функционального методов. Наряду с социологическим направлением широкое распространение получила идеалистическая философия политики.

В первой половине XX в. широкое распространение получило политико-правовое учение солидаризма. Оно основано на идеях французских социологов О. Конта, Э. Дюркгейма и Л. Буржуа. Главным представителем солидаризма был Л. Дюги (1859—1928). Он развил концепцию социальной солидарности. По Дюги, связи, объединяющие людей в общества, являются узами социальной солидарности, или взаимозависимости. Он считал, что каждый класс выполняет свою миссию, свой долг по обеспечению солидарности и гармонии общества. Сотрудничество классов в процессе общественного разделения труда приведет, согласно концепции солидаризма, к преодолению теневых сторон капитализма мирным путем, без революций.

Л. Дюги критиковал народный суверенитет и противопоставлял ему «синдикалистский федерализм» как новую политическую систему, призванную заменить традиционные либерально-парламентские учрежде- ния, обеспечить общественную солидарность и гармонию классов, предотвратить социалистическую революцию, не допустить диктатуры пролетариата.

Теория солидаризма оказала значительное влияние на дальнейшее развитие политической идеологии эпохи империализма. Хотя сам Дюги не был сторонником авторитарного режима, но его концепция использовалась фашистами.

Дюркгейм Эмиль (1858—1917) продолжил позитивистскую контов-скую традицию в социологии и политике. Его основные работы «О разделении общественного труда», «Самоубийство» и др. Он всесторонне обосновал идею общественной солидарности. Механическая солидарность была в архаическом обществе. Органическая солидарность цивилизованного общества основана на разделении труда. Обмен человеческой деятельностью, ее продуктами предполагает зависимость членов общества друг от друга, следовательно солидарность членов общества. Солидарность — высший моральный принцип, высшая универсальная ценность. Солидарность существует не только между людьми, но и между классами и группами. Решающая роль в деле солидарности социальных групп принадлежит идеалам и верованиям.

Под углом зрения солидаризма Дюркгейм истолковывал государство как «коллективный разум», надклассовый орган, обеспечивающий безопасность общества. Важнейшей функцией государства считал «освобождение индивидуальных личностей». Но вместе с тем он предостерегал от чрезмерного преувеличения функций государства. Противовес ему — вторичные группы и ассоциации, ограничивающие политическую власть государства. Здесь Дюркгейм противоречив: с одной стороны — признание приоритета общества и государства по отношению к индивиду, с другой — вера в право человека на свободу, равенство, братство. Дюркгейм развил концепцию религии без Бога. Причины общественного кризиса он видел в отставании культуры от далеко продвинутой экономики, в несовершенстве моральных норм. Дюркгейм признавал большое общественное значение социалистического движения, но идеи К. Маркса не принял. Главное место в его социально-политической программе отводилось реформам.

В заключение следует отметить, что с начала своего зарождения и по настоящее время политическая мысль прошла длительный путь поисков лучшего государственного устройства, способного обеспечить человеку материальное благополучие, соблюдение прав и свобод, духовное и нравственное развитие. Изучение политических теорий прошлого расширяет политический кругозор и политическую культуру, помогает правильно понять сущность современных политических процессов как в нашей стране, так и во всем мире. 74