logo
Shpori_polit_2011

6. Парламентская система

Принципиальной особенностью парламентаризма является раз­деление эффективного и церемониального руководства. Первое осу­ществляется командой министров во главе с премьером, которая ответственна перед парламентом; второе возложено на формально­го главу государства, будь то конституционный монарх или выбор­ный президент. В круг его обязанностей обычно входит присутствие на официальных церемониях, вручение наград, прием столь же вы­сокопоставленных зарубежных гостей. Формально возможности глав государств могут быть гораздо шире (назначать премьер-ми­нистров, высших чиновников, блокировать законопроекты в пар­ламенте и т. д.), но фактически ими очень редко пользуются. Как говорят в Великобритании, «королева царствует, но не правит».

Сила премьер-министра определяется тем, в какой степени он кон­тролирует назначение членов кабинета. В Великобритании премьер подбирает остальных министров по собственному усмотрению и мо­жет в случае необходимости их смещать. При этом личная лояльность главе правительства может больше способствовать успеху соискателя, чем знание специфики ведомства или административный опыт. В странах с фрагментированной многопартийной системой пре­мьер в еще меньшей степени контролирует назначение министров.

Коллективная ответственность предполагает, что все члены правительства привержены общей политической линии и разделя­ют его судьбу и в случае успеха, и в случае поражения. Следует подчеркнуть, что полная коллективная ответственность остается недостижимым идеалом даже для Великобритании. Во-пер­вых, отдельные министры располагают собственным политическим авторитетом и могут в крайних случаях апеллировать непосредствен­но к парламенту или к средствам массовой коммуникации, отстаи­вая свою самостоятельность. Во-вторых, премьер в принципе не может контролировать все решения, принимаемые членами кабине­та. Ему просто-напросто недостает информации и (или) компетент­ности. Но как принцип коллективная ответственность очень важна для парламентской системы.