logo
Shpori_polit_2011

Національні версії політичної модернізації в сша, Франції, Японії.

Мельвиль А.Ю. Категории политической науки

  1. Спонтанными (произвольный, добровольный) принято считать модернизации, которые зарождались и протекали естественным путем, в провесе постепенного самопроизвольного (опираясь на объективно формировавшиеся силы спроса и предложения) преобразования социально-экономической структуры общества и, как следствие, его политических институтов. Среди спонтанных, как правило, называют модернизацию Великобритании. Также к странам «органической» модернизации большие британские переселенческие колонии, прежде всего США, где индустриальный способ производства и современные политические институты эволюционировали на свободной от докапиталистических социально-институциональных связей основе.

  2. К направленным обычно относят модернизации в обществах «позднего старта» (Германия, Италия, Россия, Япония, и др.), где фактически не оформились независимые от политической власти агенты модернизации. В этих странах, государство, во многом под влиянием внешних факторов, принимало на себя основную ответственность за приспособление хозяйственной и политической систем к инновационным тенденциям в обществах-пионерах модернизации. В обществах «второй волны» модернизации четко просматривается закономерность: чем ниже «точка старта», тем насущнее была потребность государственного вмешательства в общественные процессы.

Во Франции политическая модернизация началась позже, чем в Великобритании и несколько раз прерывалась. Валерии Жискар д'Эстен в книге «Власть и жизнь» отметил: «В ряду великих держав Франция стоит среди тех, кто хуже всех управляла своим общественным развитием: французское общество эволюционировало хаотически, преодоливая многочисленные препятствия и ограничения революционными рывками». Период официального признания гражданского общества растянулся с 1789 по 1830 г. Однако, после Июльской революции потребовался почти век на создание системы представительной демократии, окончательная институализация которой состоялась в конце 1950-х годов.

Травин Д., Маргания О. Европейская модернизация

Франция была отнюдь не первой страной в мире, двинувшейся по пути модернизации, по пути формирования рыночного хозяйства и разрушения сковывающих его административных пут, доставшихся в наследство от старого режима. Первой буржуазной революцией традиционно считается выход Голландии из-под гнета испанской короны в конце XVI века. Примерно через две сотни лет после этого первой промышленной державой мира стала Англия. Да и Соединенные Штаты, остающиеся по сей день образцом динамичного и эффективного экономического развития, образовались как государство более чем за десятилетие до начала Великой французской революции.

Однако опыт Голландии, Англии и США в значительной мере уникален по причине особых условий, действовавших в этих странах. Французы же, напротив, еще во второй половине XVIII столетия двинулись именно по тому пути, который с некоторыми поправками пришлось потом пройти почти всем народам, начинавшим строить у себя рыночное хозяйство.

Во-первых, во французской экономике вплоть до 1789 г. были очень сильны административные рычаги, сдерживающие действие свободных рыночных сил.

Во-вторых, ломка административной системы проходила на фоне серьезнейших социальных потрясений, последствия которых сказывались и через столетие после первой революции.

В-третьих, эти потрясения привели к образованию слабой государственной власти, постепенно все больше скатывающейся к примитивному популизму.

В-четвертых, популизм совершенно разрушил финансовую систему французского государства, что привело к деградации экономики.

В-пятых, выход из кризиса, формирование нормальных условий для хозяйственного развития и начало устойчивого экономического роста связаны во Франции с деятельностью нескольких последовательно сменявших друг друга авторитарных либо монархических режимов.

Все эти моменты впоследствии на протяжении всего XX столетия присутствовали (в тех или иных сочетаниях) в жизни многих государств, осуществлявших переход к рынку. Несмотря на то что всюду имелась какая-то национальная специфика реформ, она обусловливала лишь большие или меньшие масштабы отклонения от французского пути.

Французы пережили эпоху становления рынка, двигаясь путем проб и ошибок, преодолевая реки крови и моря слез.

Прелюдией реформ стали либеральные начинания Тюрго в 1774 г., а к стабильному экономическому росту, способствующему повышению жизненного уровня значительной части населения, страна пришла лишь при Наполеоне III, правление которого закончилось в 1870 г.

Ігнатов О. Шарль де Голь і модернізація П’ятої республіки

Французская модернизация (1958–1968), связанная с именем генерала де Голля и ознаменованная созданием Пятой республики, с высоты сегодняшнего дня характеризуется во многом как «догоняющее» развитие, осуществленное специфическими методами – соединением либеральных программ и политической централизации страны. «Консервативная» специфика этой модернизации заключалась в том, что против – и взамен – признанного отсталым политического и социального механизма была выстроена система, которая являлась в некоторых существенных отношениях архаичной для самой Франции. Именно возвратом к старине выглядело то, что централизация власти совмещалась со значительным уплощением политического поля, устранением представлявшегося чрезмерным многообразия политических партий и их замещением пропрезидентскими партийными и квазипартийными структурами, созданием неформальных кабинетов, непосредственно подчинявшихся де Голлю и выполнявших стратегическую функцию разработки программ модернизации и их воплощения.

Генерал де Голль, его команда и большая часть общества считали возвращением к республиканским идеалам и, главное, созданием устойчивой парадигмы развития, благодаря которой наследие Франции как национального государства могло продолжить свое существование в модернизационном проекте. По де Голлю, Франция как единая нация должна была получить более надежные политические инструменты и системы политического представительства, чем те, что имелись в распоряжении Четвертой республики с ее непрекращавшимся политическим кризисом.

Экономическая и социальная модернизация призвана была обеспечить устойчивый баланс между жестко либеральными и социалистическими направлениями развития. Государству при этом отводилась роль не столько арбитра свободных экономических сил, сколько силы, способствующей консолидации общества, планомерному развитию, повышению общего социального уровня (в том числе рабочих) и, в конечном счете, сохранению и укреплению государства всеобщего благосостояния. Таким образом, общая логика модернизации по де Голлю выглядела так: «Независимое национальное государство (идеологически связанное еще с концепцией социального католицизма) + политическая централизация (и превращение государственного механизма в механизм модернизации)+ экономическая либерализация и интернационализация».

Особенности французской модернизации 60-х годов, несомненно, связаны с тем контекстом, в котором формировались экономические представления де Голля. Именно эти представления определили двойственный характер модернизации – одновременно дирижистский и либеральный.

Социально-политическая структура по де Голлю подразумевала возвращение к ситуации 30-х годов, т.е. сохранение «Франции мелких буржуа», Франции мелкокрестьянского хозяйства. Негативом этой Франции являлась Франция профсоюзов, социальных гарантий и довольно сложной политической системы, весьма уязвимой для парламентских и партийных кризисов. Препятствием к осуществлению деголлевских планов могла стать и колониальная система. Ее фактическое сохранение (с соответствующими системами протекционизма, таможенных налогов, монополизации отдельных сфер производства и услуг) сделало экономический рост Франции 50-х достаточно эфемерным явлением, обретавшим плоть разве что в общеевропейских процессах послевоенного восстановления. Как заметил де Голль, первым делом в 1958 году он столкнулся с «пустой казной», с которой надо было что-то делать.

Модернизации по де Голлю предстояло решить существенный комплекс задач:

- стабилизировать и интенсифицировать экономическое развитие и снять его внутренние пределы, заданные сохранением архаической мелкобуржуазной и сельскохозяйственной экономики, не позволявшей поднять уровень внутреннего инвестирования; - привлечь иностранные капиталы и осуществить реальную индустриализацию; - демонтировать остатки колониальной системы, фактически сохранявшей во Франции элементы «имперского» фискального и товарного уклада и отделявшей страну от общеевропейского окружения; - создать новый общественный консенсус, структурированный обновленным республиканским идеалом, развитием общества потребления и индивидуального успеха.

Политическая рамка голлистской модернизации: создание политических инструментов модернизационной политики

Возвращение де Голля в политику в 1958 году, принятие в том же году конституции Пятой республики и референдум 1962 года, одобривший процедуру выборов президента всеобщим голосованием, обеспечили радикальное изменение политической системы Франции. Разделение властей, отстаиваемое де Голлем, предполагало резкое увеличение роли президента в политическом раскладе сил, в том числе и устранение традиционной «диархии» президента и премьер-министра. После 1962 года президент республики становится непосредственным олицетворением государства, власть которого проистекает из стихии народного волеизъявления. Парламент был ограничен в возможностях контролировать исполнительную власть, чему способствовало преобразование партийной системы.

Следствием создания «партии большинства» и выстраивания президентской власти стало полное крушение старой партийной системы, повлекшее значительные изменения всего политического поля в целом.

Партия власти, ставшая публичным проводником идей исполнительной власти, благодаря привязке к фигуре де Голля и отказу от примата идеологии сама оказалась выключенной из партийной эволюции Франции и, что еще важнее, создала пространство для «несистемной» оппозиции, т.е. стихийного включения в протестные движения групп населения, не связанных с традиционными партийными механизмами.

Реформы подготовили создание института государственного функционера, выделив основное звено управления этим институтом и его преобразования, а именно систему образования/конкурса/назначения функционеров высшего и среднего звена.

С 1872 года основным поставщиком высших управленческих кадров была Свободная школа политических наук (Ecole libre des sciences politiques), элитарный характер которой, однако, постоянно вызывал нарекания. Проект более управляемой, унифицированной и в то же время более демократичной Национальной школы управления (Ecole national d’administration, ENA) был предложен Жаном Зэ в 1936 году, но реализован он был только в октябре 1945 года генералом де Голлем и Мишелем Дебре.

Сам де Голль рассматривал ENA в качестве «рассадника будущих государственных служащих» и «основания нового государства», призванного рационализировать систему подбора кадров, которая ранее отличалась непрозрачностью и плодила коррупционеров.

Он также дал понять, каким видит будущее своих молодых слушателей: «Те, кому суждено служить государству, должны стать новой элитой, элитой во всех своих качествах, интеллектуальной элитой и моральной

1. Борьба с инфляцией: инфляция признается тем фактором, который понижает позиции Франции на международных рынках. Бюджет государства урезается, ежегодное повышение зарплат чиновников и служащих ограничивается 4%, уменьшаются субсидии национализированному сектору экономики. Государственные ресурсы пополняются за счет повышения налогов, акцизов на алкоголь и табак, общего повышения тарифов на газ, электричество, транспорт и т.д. Все ставшие привычными для Четвертой республики индексации, за исключением межпрофессионального минимума зарплаты роста (SMIC), замораживаются.

2. Монетарная политика: ее цель – создание «твердого», т.е. свободно конвертируемого, франка. За 17,5-процентной девальвацией следует деноминация в соотношении 1:100. Франк становится такой же твердой валютой, как швейцарский франк или дойчемарка.

3. Либерализация рынка – наиболее важный момент, следующий за подписанием Францией Римского договора (1957) и официальным созданием Европейского экономического сообщества, или Общего рынка. Франция отказывается от значительной доли протекционистских мер и таможенных пошлин. К 1960 году либерализировано около 90% сделок с европейскими странами, а также 50% сделок в зоне доллара.

В этот период экономические и финансовые власти ставят задачу повышения конкурентоспособности французской экономики, а также постепенного снижения роли государства.

Промышленная модернизация 60-х годов становится поэтому эпохой концентрации и даже монополизации производства.

Негативные последствия и пределы модернизации

1. Одним из существенных пределов роста становится региональный дисбаланс: усиление демографического и экономического неравенства между отдельными городами, регионами и целыми географическими зонами Франции.

2. Другой внутренней проблемой модернизации стал рост инфляции.

3. Общесоциальным пределом модернизации становится расслоение общества между стратами, составлявшими «костяк» модернизации, и теми, кто в итоге модернизации посчитали себя «проигравшими».

4. Формирование общества потребления и внедрение американских экономических и социальных стандартов привели к фрустрации у части общества – той, которой новые стандарты потребления в условиях быстрой инфляции оказались недоступними.

Ігнатов О. Консервативна модернізація: Made in Japan

Причинами японского «экономического чуда» 1955–1973 годов принято считать высокий уровень трудовой этики граждан страны, тесное взаимодействие крупного бизнеса и государства, использование новейших технологий, в том числе и в управлении, а также невысокие расходы на оборону. Однако все эти факторы, взятые по отдельности, не могли стать основанием для модернизации страны. Необходим был комплекс мер, который мог бы их объединить и запустить в единый процесс.

Факторы модернизации: обретение политической стабильности

1. Конституционная реформа. Новая конституция, вступившая в действие в 1947 году, объявляла народ Японии источником его суверенитета, закрепляла принципы демократии, разделения властей, верховенства закона. Главой государства формально являлся император, однако реальные властные полномочия передавались премьер-министру, главе кабинета правительства, назначаемого из депутатов одной из палат представительного органа власти. К выборам по новой конституции в Японии впервые допускались женщины, также вводились выборы в местные органы власти, чего ранее не было.

Кроме того, оккупационная администрация отменила цензуру в СМИ, распустила политический сыск и разрешила деятельность профсоюзов.

2. Устранение старых элит и появление нового класса чиновников и управленцев. Старые административно-хозяйственные и политические элиты были в значительной степени отстранены от системы принятия государственных и бизнес-решений и почти полностью деморализованы. Новая власть нашла опору в классе среднего и мелкого чиновничества, целой армии рядовых клерков, полицейских, госслужащих. Теперь они имели шансы на продвижение по карьерной лестнице. В стране начал складываться новый класс государственных и корпоративных менеджеров, не являвшихся собственниками промышленных или земельных активов.

3. Оформление политической конкуренции в институциональные рамки. Либерально-демократические реформы способствовали политической стабилизации Японии – они ввели в конституционное русло политическую энергию населения. На идеологической карте японской политики выделялись три крупные авторитетные силы: либералы, социалисты и милитаристы.

Сформировалась многопартийная система с ядром из партии власти – Либерально-демократической партии Японии и парламентской оппозиции, представленной на ранних этапах развития новой политической культуры в основном социалистами. Общая тенденция партийной системы к бипартизму сохранялась в течение всего срока модернизационных реформ и последовавшего за ними «экономического чуда».

Политическая стабильность, гарантом которой со временем стала Либерально-демократическая партия Японии, была необходима не только оккупационной администрации. Не меньшее значение имела она и для бизнеса

В программе Либерально-демократической партии Японии можно выделить следующие приоритеты:

- стимулирование экономического роста, основанного на экспорте;

- поддержка смешанной модели экономики при заметном участии в управлении ею государства;

- поддержка приватизации, либерализации экономики и внешней торговли, свободы движения капиталов;

- твердая национальная валюта и борьба с инфляцией;

- создание широкого класса собственников;

- создание общества всеобщей занятости;

- поддержка системы социальных гарантий работникам;

- создание современного информационного общества высоких технологий;

- ориентация на реализацию долгосрочных стратегических целей;

- защита традиционных японских ценностей и национальной идентичности.

1. Первой модернизационной мерой стала аграрная реформа. Она преследовала цель быстрого увеличения класса собственников земли, которые должны были стать одной из опор нового правительства.

2. Вторым важнейшим мероприятием властей, проведенным не без участия американского оккупационного режима, стало разукрупнение японских корпораций, выразившееся, в конечном счете, в демонополизации экономики.

3. За шесть послевоенных лет была предпринята также серия других системных преобразований: денежная реформа 1946 года; конверсия военных предприятий; бюджетная реформа, предусматривавшая стабилизацию денежного обращения и валютного курса (1949–1950); налоговая реформа (1949–1950).

4. Главным инвестором японских компаний стала национальная банковская система.

5. Большие результаты принесла политика по стимулированию сбережений.