logo search
Копия 3203-1с 6 лет 3 к

Политические учения в России (XVIII— началоXXвека)

Формирование и развитие политической мысли в России имело свои особенности, которые определялись социально-экономическими и политическими условиями развития общества.

На этапе зарождения феодализма и возникновения государственности характерной чертой политических теорий была их практически-политическая направленность. Это нашло отражение в первом чисто политическом произведении — «Слово о Законе и Благодати» (XI в.) киевского метрополита Илариона. В этой речи выдвинута идея о независимости Ки- евского государства и сильной княжеской, власти. Задачи преодоления феодальной раздробленности, единства всех княжеств в борьбе против внешнего врага изложены также в книге «Слово о полку Игореве» (XII в.). 9 дальнейшем, после освобождения от монголо-татарского ига, на первый план в политических теориях выдвигались внутриполитические проблемы государственной жизни.

В период разложения феодализма социально-политическое положение России характеризовалось обострением классовых противоречий, порожденных крепостничеством и самодержавием. В политической мысли России выявилось течение, выступавшее в защиту самодержавия, а также ряд политических проектов российских либералов и революционно-демократическое течение, основателем которого был А.Н. Радищев (1749—1802).

В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищев широко использовал прогрессивные теории эпохи Просвещения, концепции естественного права и общественного договора. Он особо подчеркивал, что все люди равны в силу их естественной природы и все в равной степени обладают правами на свободу, благополучие и счастье.

С этих позиций Радищев осуществил анализ крепостничества, сделал вывод о том, что крепостное право является не правом, а насилием, к тому же оно противоречит общественному договору. С экономической точки зрения крепостничество также несостоятельно, поскольку у крестьян отсутствуют стимулы к труду, что ведет к низкой производительности сельскохозяйственного труда. По словам Радищева, право на собственность также относится к естественным правам человека и, следовательно, крестьянин, обрабатывающий землю, но не владеющий ею, должен получить ее в результате ликвидации помещичьей собственности.

В своей книге Радищев дал резкую критику социальных пороков современного ему общества, привел примеры произвола и беззакония, сделал вывод об антинародной сущности феодально-крепостнического государства. Об этом сказано в эпиграфе к книге: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй».

Либеральный характер носили проекты конституционных преобразований М.М. Сперанского (1772—1839). Его политические идеи вытекали из естественно-правовой концепции. Так, он подчеркивал, что крепостное право противоречит природе человека и со временем должно исчезнуть. При этом не следует отменять крепостное право сверху, а тем более снизу. По мнению Сперанского, сами помещики откажутся от него по причине экономической нецелесообразности.' Многие проекты и идеи Сперанского носили двойственный характер. Он подчеркивал необходимость строгого соблюдения государственных законов, способных ограничить волю монарха, называл народ творцом конституции. Однако при практическом решении этих вопросов Сперанский выступал в роли защитника неограниченной монархии. Указывая на важность разделения властей, он трактовал законодательную, исполнительную и судебную власти как проявление единой власти монарха.

Заметный след в истории политической мысли в России оставили революционеры-декабристы. Идеология декабризма складывалась на протяжении нескольких лет. В 1816—1820 годах вызревала идея о том, что самодержавие и крепостничество могут быть уничтожены только насильственным путем с помощью тайной революционной организации. В ] 821 —1825 годах были разработаны программные документы движения. Наиболее значительный вклад в них внесли П.И. Пестель (1793—1826) и Н.М. Муравьев (1796—1843). В историю русской политической мысли П.И. Пестель вошел как последовательный республиканец. Монархия в России должна быть ликвидирована путем военного переворота. В целях предотвращения реставрации монархии необходимо убить царя и истребить всех членов императорской фамилиил

Основные черты республики, в которую должна превратиться Россия, П.И. Пестель намечает в работе «Конституция. Государственный завет». /Он предлагает установить четкое разграничение компетенций между высшими органами государствам Верховная власть разделяется на: законодательную (Народное вече), верховно-исполнительную (Державная дума) и «власть блюстительную» (Верховный собор).

П.И. Пестель подробно характеризует права и свободы граждан в будущей республике. Все люди перед законом равны, провозглашается свобода слова и печати, право собственности объявляется священным и неприкосновенным.

Политические взгляды Н.М. Муравьева отличались меньшим радикализмом. Он следует теории разделения властей, в ее осуществлении он видит важную гарантию от возрождения деспотизма. Законодательная власть принадлежит выборному народному вече, состоящему из двух палат — палаты народных представителей и Верховной думы. Исполнительная власть принадлежит императору, который является «верховным чиновником российского правительства».

В русской общественно-политической мысли 40—50-х гг. XIX в. выделялись следующие основные направления: славянофильство, западничество, революционный демократизм, народничество.\ ^Славянофил ы выступали с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от западноевропей-ского.^Самобытность России, по мнению славянофилов, — в отсутствии в ее истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии как единственно истинном христианстве.

Западничество — направление русской антифеодальной общественной мысли 40-х гг. XIX в. Термины «западники», «западничество» так же, как и «славянофильство», родились в идейной полемике о том, идти ли России вслед за Западной Европой или искать «самобытный» путь^

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции, господствовавшее на буржуазно-демократическом этапе освободительного движения в России и объективно отражавшее антифеодальные интересы крестьянства, соединявшее радикальную буржуазно-демократическую программу с идеями утопического социализма Народники выступали одновременно и против пережитков крепостничества, и против буржуазного развития страны.

В 40-х годах XIX в. в России зарождается революционно-демократическая идеология. Революционные демократы — последовательные и решительные противники крепостничества и самодержавия! Они пришли к выводу об антинародной природе буржуазного строя и обратились к идеям утопического социализма. Для них характерна вера в революционные возможности народных масс, защита идеи крестьянской революции. Большую роль в распространении идей революционных демократов сыграли В.Г. Белинский (1811—1848), А.И. Герцен (1812—1870), Н.П. Огарев (1813—1877), Н.Г. Чернышевский (1828—1889).

Вершиной революционного демократизма в России было творчество Н.Г. Чернышевского. В 70-х годах революционный демократизм выступил в форме революционного народничества. В теоретическом плане воззрения революционных народников были шагом назад по отношению к взглядам Н.Г. Чернышевского. Однако они превзошли революционеров 60-х годов в организационном отношении.

Одним из видных теоретиков революционного народничества был М.А. Бакунин (1814—1876). В своей книге «Государственность и анархия» он отмечал, что общественные теории не найдут поддержки в народе, если они не опираются на интересы и традиции народных масс. Русский мужик — бунтарь по природе, поэтому народ надо не учить, а поднимать на бунт.

Бакунин отрицательно относился к борьбе за политические реформы, осуждал борьбу за политические свободы. Он писал, что достижения демократических свобод отвлекают народ от бунтарских настроений, развращают его иллюзиями народной власти. «Народу отнюдь не будет легче, если палка, которою его будут бить, будет называться палкою народной». Он выступал против демократической республики.

Государство, по словам Бакунина, является органом насилия и должно быть уничтожено. Поэтому после бунта и успешной революции не следует устанавливать новую власть. Бакунин считал, что представители народа, заняв государственные посты, будут преследовать свои собственные интересы.

Рассматривая вопросы теории социализма, свободы и абсолютизма, Бакунин высказывал некоторые политические идеи провидческого характера. В частности, он отмечал, что самым опасным в развитии социализма является его соединение с абсолютизмом. Такой государственный социализм уничтожает индивидуальность и свободу, он может привести народ в рабство и животное состояние. Крестьянская община не является готовой ячейкой социализма. По словам Бакунина, под гнетом государства само общинное избирательство стало обманом, а лица, избираемые народом, превратились в орудие власти, в подкупленных слуг кулаков. В связи с этим важнейшим условием преобразования общины является уничтожение государства.

Видным теоретиком революционного народничества был П.Л. Лавров (1823—1900 гг.). Находясь в эмиграции, он познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, высоко оценивал значение их учения для стран Западной Европы, вступил в I Интернационал, активно участвовал в Парижской Коммуне

По его мнению, неразвитость капитализма в России и малочисленность пролетариата заставляют искать иные пути революционного преобразования общества. Он полагал, что «перестройка русского общества должна быть совершена посредством народа, и помочь ему уяснить революционную роль должна интеллигенция».

Задача русских революционеров, по Лаврову, состоит в подготовке крестьянской социальной революции путем «развития научной социологической мысли в интеллигенции и путем пропаганды социалистических идей в народе». В целях пропаганды необходимо создать партию, призванную объединить наиболее сознательных революционеров, в которой необходима строгая дисциплина и которая выступает как коллективная сила.

Взгляды П. Лаврова на государство существенно отличались от взглядов М.А. Бакунина; Лавров выступал за необходимость революционной диктатуры, признавал большую роль государства в строительстве нового общества.

Заметное влияние на идеи революционного народничества оказал П-Н. Ткачев (1844—1885 гг.). В противоположность Лаврову, он отрицал необходимость революционной пропаганды в народе в целях подготовки революции. По его мнению, экономические и политические условия, в которых находится народ, не позволяют надеяться на то, что удастся преодолеть его привычку к терпению и бессловесному послушанию.

В отличие от Бакунина, Ткачев полагал, что положительные идеалы русского крестьянства строго консервативны, отрицал активную роль народа в революции и приписывал эту роль «исключительно революционному меньшинству».

Практические революционеры, учил Ткачев, должны установить в восставших общинах революционную диктатуру и не выпускать власть из рук до тех пор, «пока каждый новый порядок не пустит более или менее глубоких корней в общественной жизни, пока он не уничтожит всех своих врагов и не завоюет себе симпатии большинства». Вместе с тем, он считал, что преобразовательная деятельность государства должна соответствовать уровню потребностей и уровню сознания народных масс. Поэтому революционеры, считал Ткачев, должны создать систему руководимых ими органов народного предпринимательства во главе с Народной думой. Эти органы должны санкционировать революционные преобразования, которые будут проводиться постепенно, шаг за шагом, на протяжении жизни целого поколения.

Политические воззрения России конца XIX — начала XX вв. отличались большой пестротой общественных умонастроений, отражавших сложную социально-политическую обстановку в обществе. Революционные демократы и революционные народники подготовили почву для проникновения идей марксизма в Россию.

В новых исторических условиях, исходя прежде всего из конкретных факторов развития России в начале XX в.И. Ленин в работах «Крах II Интернационала», «Государство и революция», «О государстве», «Детская болезнь "левизны" в коммунизме» и др. на основе марксистской теории разработал учение о социалистической революции, о советах как государственной форме диктатуры пролетариата, о коммунистической партии как штабе революции, руководящей силы строительства социализма и т. п. В то же время с позиций сегодняшнего дня нельзя не видеть в марксистском теоретическом наследии ряда ошибочных положений, сознательных или невольных заблуждений относительно роли пролетариата, творческих возможностей обобществленного производства, способности к научному руководству коммунистической партии, перспектив мировой социалистической революции, возможности построения в кратчайшие сроки коммунизма и т. д

В это время заметное влияние приобрела группа мыслителей преимущественно буржуазно-либеральной ориентации. Это B.C. Соловьев (1858—1900), Н.А. Бердяев (1874—1948), С.Н. Булгаков (1871—1944), Н.Ф. Федоров (1828—1903), С.Л. Франк (1877—1950) и др. При всей их мировоззренческой и политической неоднородности общими в их социально-исторических воззрениях были острый социальный критицизм, неприятие официальной идеологии и политической практики самодержавия приняли они в конечном счете и марксизм, а также всю революционно-демократическую традицию русской общественной мысли. В сборниках «Проблемы идеализма» (1902), «Вехи» (1909), «Из глубины» (1918) они пытались переориентировать традиционное сознание русской интеллигенции с революционно-социалистического в эволюционно-религиозное русло. Но им не удалось правильно решить вопрос о соотношении классового и общечеловеческого. Их объединяло желание найти истинные формы солидарности людей и средства их достижения,

В начале 20-х годов нынешнего века в среде русской послеоктябрьской эмиграции возникло своеобразное идейно-политическое течение— евразийство. В него вошли крупные русские ученые и мыслите-ли. историк Г.В. Вернадский, экономист П.Н. Савицкий, философ и историк* Л.П. Карсавин, правовед Н.А. Алексеев, языковеды Н.С. Трубецкой и P.O. Якобсон, богослов Г.В. Флоровский и др/ Они связывали будущее социально-политическое устройство России — Евразии с созданием государства— носителя евразийской идеи. Евразийцы хотели сохранить Советы (без коммунистов), обеспечить одновременное существование государственной и частной собственности:'В духовной жизни особая роль отводилась православию, которое должно было сплотить все вероисповедания на территории страны.