logo search
Shpori_polit_2011

1. Неконституционная исполнительная власть

Принципиально важным для различения двух основных типов ис­полнительной власти является понятие конституции. Понятие конституции, позволяющее различить два вида испол­нительной власти, тесно связано с охарактеризованной в гл. 3 прак­тикой конституционализма, т. е. эффективных ограничений на при­менение власти. Наличие таких ограничений - независимо от того, закреплены ли они в документе или носят характер политической нормы, - и позволяет нам определить власть как конституционную.

Неконституционная исполнительная власть чуж­да подобной практике. Несмотря на многообразие титулов, суть всегда одна - это ис­полнительная власть, действующая без каких бы то ни было огра­ничений. Неконституционная исполнительная власть нетерпимо относится к оппозиции и даже к инакомыслию, загоняет в подполье независимые политические партии и заинтересованные группы, жестко контролирует средства массовой коммуникации. Несмотря на это, тотальный контроль над обществом - цель, недо­стижимая даже для самых сильных режимов такого рода. Всегда остаются сферы социальной жизни, неподвластные государству.

Более высокий уровень развития страны заставляет абсолютную исполнительную власть заботиться о своей легитимности. Вообще говоря, неконституционная исполнительная власть мо­жет демонстрировать высокую эффективность в достижении отдель­ных целей (об этом свидетельствуют, например, экономические ус­пехи Южной Кореи и Чили в 70-х гг.), но ей критически недостает ответственности перед массами и легальных процедур смены вла­ствующей элиты