logo search
Shpori_polit_2011

Полупрезидентские системы

Схема, предложенная Шугартом и Кэри, многое проясняет в особенностях функционирования президентских систем, но она не является ни единственной, ни общепринятой. Основное ее достоин­ство состоит в том, что она позволяет выделить президентско-пар-ламентскую и премьерско-президентскую системы как отдельные аналитические категории, приписав каждой из них собственную логику развития. Альтернативный подход состоит в том, чтобы рас­сматривать «чистый» президенциализм и «чистый» парламентаризм как два идеальных типа, в промежутке между которыми можно раз­местить реальные виды институционального устройства. Ближе к центру этой шкалы оказываются смешанные виды, которые иногда так и называют - полупрезидентские системы (термин Мориса Дюверже). Под эту категорию подпадают и президентско-парламентс-кая и премьерско-президентская системы

1. Основное законодательное полномочие президентов -право вето.

2. Второе законода­тельное полномочие президентов состоит в возможности издавать имеющие законодательную силу указы.

3. Третья категория - полномочия президента в области бюджетного про­цесса.

4. Пос­ледняя категория законодательных полномочий президента - это его право выносить отдельные законопроекты на всенародный ре­ферендум.

Вторая группа полномочий затрагивает право пре­зидента проявлять инициативу, отправляя членов правительства

1 В отставку. президент может это делать без оглядки на парламент;

2 что это возможно лишь в осо­бых условиях (скажем, чрезвычайного положения);

3 если прези­дент может отправить правительство в отставку лишь тогда, когда новый премьер уже выдвинут парламентом;

        1. - если отставка правительства по инициативе президента не предусмотрена.

Третья группа полномочий касается допустимого объема вмешательства парламента в процесс отставок по его собственной инициативе.

1 Отсутствие этого права выражается значением

2. Если парламент может выразить правительству недоверие, но в ответ президенту предоставляется право распустить парламент,

3. Если парламент может выразить недоверие правительству, выдвинув кан­дидатуру нового премьера (так называемый конструктивный вотум недоверия),

4. Если парламент имеет неограниченную возможность отправлять правительство в отставку

Наконец, может ли пре­зидент распустить парламент

1. Если может при любых условиях;

2. Если эта возможность ограничена тем или иным сроком функционирования парламента (например, его нельзя рас­пустить в течение года после или до очередных выборов);

3.Если роспуск парламента влечет за собой новые президентские выборы;

4. Если это возможно лишь в ответ на вотум недоверия правитель­ству;

5. Если такого права нет.

Во-первых, оказывается, что общие объемы президентских полномочий больше всего в тех странах, которые сохраняют автори­тарные режимы, а также в тех но­вых демократиях, конституции которых составлялись при ведущем участии представителей авторитарных режимов (Бразилия, Чили). Во-вторых, выясняется, что в современном мире особое значение приоб­ретает объем законодательных полномочий, конституционно деле­гируемых президенту.

Президентско-парламентские системы отстоят от парламентаризма дальше, чем «чисто» президентские, в то время как премьерско-президентские системы, напротив, ближе к парламентским. Поэтому расширительное употребление термина «полупрезидентские системы» следует признать неточным.