logo search
Shpori_polit_2011

3. Президентские системы

Базовым при выделении видов конституционной исполнитель­ной власти служит различие между президентской и парламентской системами (президенциализмом и парламентаризмом), прояснить которое нам помогут несколько исходных определений. Следует сразу подчеркнуть, что эти определения не претендуют на сколько-нибудь исчерпывающий характер. Но и обойтись без них нельзя.

Под парламентом будем понимать многочисленный по составу выборный орган, члены которого равны по статусу, под президен­том -выборное должностное лицо, представляющее всех граждан государства. правительством.

«Чистые типы» президенциализма и парламентаризма характе­ризуются фактическим отсутствием кого-то одного из перечисленных «игроков»: в условиях президентской системы правительство нахо­дится под полным контролем президента и, стало быть, не играет са­мостоятельной политической роли, а в условиях парламентской сис­темы президент либо вообще не избирается, либо выполняет лишь функцию церемониального руководства.

Чем боль­ше таких полномочий и возможностей, тем большее значение припи­сывается данному политическому режиму по шкале власти президен­та над правительством. Второе измерение включает в себя зависимость правительства от парламента, выражающуюся в практике вотума недоверия, и зависимость парламента от правительства, когда оно может использовать угрозу роспуска представительного собрания для давления на него. Чем меньше эти зависимости, тем большее значе­ние приписывается данному режиму по шкале «раздельного выжива­ния» правительства и парламента.

Верхний левый сектор схемы занимают системы, которые Шугарт и Кэри называют президентско-парламентскими, а нижний левый -премьерско-президентскими системами. Описанию всех этих систем и будет посвящена оставшаяся часть главы.

Выделяют следующие признаки, совокупность которых безоши­бочно отличает президентскую систему от всех прочих: 1) всенародные выборы главы государства - президента; 2) президент определяет состав правительства и руководит его деятельностью; 3) президент имеет значительные полномочия в области законодательства; 4) сро­ки нахождения у власти как президента, так и парламента жестко фик­сированы и не зависят друг от друга