logo
Философия

Ноосфера

целостной релятивности... Скорее, он пребывает в абсолютной локальности — абсолютное пребывает в локальном — в несводимости “здесь-и-теперь”: пустыня, степь, лед, море” (Делез и Гваттари).

Н. выступает за восстановление первичной государственной организации кочевников-“номадов” — “машины войны” как чистой формы эксцентричности в противоположность внутринаходимости государства, которую она определяет как ризоматическую организацию в открытом пространстве. Противопоставление государственной власти, основанной на работе бинарных машин, власти абстрактной машины войны, по мнению Делеза и Гваттари, предполагает определенные политические программные противопоставления для всякой будущей социальной философии. “Древовидная парадигма” образует основу политической власти. Ее традиционные ориентиры: логос, идея, понятие, разум, субъект — являются репрезентативами аппарата власти в мышлении. Н. защищает не новую модель мышления взамен старой, а социальное устройство, которое позволит самой мысли стать кочевником. Здесь речь идет о том, возможна ли какая-нибудь политика, способная реализовать мышление кочевника. Разрушение книги-дерева означает не смерть книги, но новый способ чтения, когда “комбинации, пермутации, использования исходят не изнутри книги, но зависят от связи с тем или иным внешним”, когда книга становится предметом не понимания или интерпретации, а эксперимента и деконструкции.

Т. X. Керимов

НООСФЕРА (от греч. ?οος — πазум и ?φαίρα — ψар) — сфера взаимодействия природы и общества, в которой человеческий разум при посредстве технически оснащенной деятельности становится определяющим фактором развития.

Исторически первым понятием, в какой-то мере совпадающим по смыслу с Н. является, по-видимому, понятие ойкумены — населенной части суши, — широко употребляемое в древности. К по

явлению учения о Н. привело развитие естествознания нового времени. Ж. Бюффон (1707 — 1778) обосновывал геологическое значение человека. Младшие современники Ч. Дарвина — Д. Д. Дана (1813 - 1895) и Д. Ле-Конт (1823 1901) — выявили эмпирическое обобщение, которое показывает, что эволюция живого вещества идет в определенном направлении. Это явление было названо Дана “цефализацией”, а Ле-Контом “психозойской эрой”. Исходя из геологической роли человека, И. П. Павлов (1854 — 1929) в последние годы жизни употреблял понятие “антропогенная эра”. В 1922 — 23 гг. В. И. Вернадский в своих лекциях в Сорбонне и Париже выдвинул тезис о биогеохимических явлениях как основе биосферы. Приняв концепцию В. И. Вернадского, французский математик и философ Е. Леруа ввел в 1927 г. понятие Н. как современной стадии, геологически переживаемой биосферой. Это понятие было выработано вместе с Тейяром де Шарденом — геологом, палеонтологом и философом. В. И. Вернадский принял понятие Н. и широко использовал его в своих работах. В настоящее время понятие Н. связывается главным образом с именами и трудами В. И. Вернадского и Т. де Шардена.

Для В. И. Вернадского Н. — закономерный результат развития биосферы (последний термин употреблялся еще в начале XIX в. Ж.-Б. Ламарком). Пространственные границы биосферы — это вся гидросфера вплоть до максимальных глубин океана, верхняя часть литосферы материков до глубины 2 — 3 км (на таких глубинах в подземных водах еще встречаются живые микроорганизмы), нижняя часть атмосферы (до верхней границы тропосферы). В своих ранних работах В. И. Вернадский определил биосферу как область Земли, охваченную жизнью, но впоследствии употреблял более точное понятие живого вещества, поскольку термин “жизнь” многозначен. Значительная часть энергии живого вещества идет на образование минералов, а часть захороняется в виде органического вещества, образуя в конечном счете зале-

==575