logo
Философия

Психоанализ

ния от материнской стихии первоводы или первоокеана, от Талассы. В коитусе как раз и воплощается стремление назад, “талассальная регрессия”, предопределенная тем, что только в материнской утробе первоокеана возможно безусловное удовлетворение всех желаний. Поиск покоя, простирающийся вплоть до “удовольствия от саморазрушения”, становится характерной чертой формирования внешней композиции Я, тогда как внутренняя композиция представляет собой амфимиксию (смесь или сплав) эротизмов. Возрастающая в процессе взросления проблематичность получения удовольствия приводит к тому, что Я отличает себя от сопротивляющегося мира, производя его фантастическое освоение в форме интроекции, и, в то же самое время, стремится к фантастическому преодолению его сопротивлений, проецируя на него свои свойства. Поскольку Я, как показал Фрейд, телесно, реально, желания реализуются в процессе материализации, т. е. посредством возможностей, заложенных в человеческом теле (непроизвольный смех, нервный тик, головокружение и т. п.). Свой вариант Ш. Ференци называет “биоанализом” и разрабатывает соответствующую теории терапию. До 1927 г. Ференци практикует вариант активной терапии, вменяя аналитику в обязанность сознаваться в своих ошибках пациенту и вознаграждать его за успех анализа; позднее Ференци создает “релаксивную” терапию, исходящую из предположения, что для достижения регрессии с пациентом надо обращаться как с ребенком. Эти нововведения в области техники П. вызвали трения между Ференци и Фрейдом в начале 30-х гг. Ортодоксальные же сторонники П. (К. Абрахам, М. Эйтингон, Э. Джонс, Э. Гловер, А. Фрейд и др.) критиковали Ранка и Ференци за то, что те, подчеркивая роль материнского начала в становлении личности, умаляют роль отца, а значит, и Эдипов комплекс, якобы производя т. о. “физиологизацию” П. и отказываясь от сексуальной этиологии неврозов. Только в П., разработанном М. Кляйн, идеи Ранка и Ференци были синтезированы с традиционными

 

==718

теориями П., что привело, однако, к созданию такого варианта П., который заведомо не могли одобрить ортодоксы.

Принятое в П. учение о регрессии предполагает необходимость детского ? · однако никто из основателей П. детским контингентом не занимался. Создательницей детского П. стала М. Кляйн, ученица Ференци и Абрахама. Использовав вместо метода свободных ассоциаций игры с детьми, она сумела снизить взораст пациентов аналитика до 3 лет. Полученный Кляйн клинический опыт позволил ей существенно пересмотреть теорию стадий либидинального развития. С одной стороны, Кляйн следует Ранку и Ференци, подчеркивая роль материнского начала, но, с другой стороны, она восстанавливает значение Эдипова комплекса, впрочем, описанного совсем не так, как в “Толковании сновидений” Фрейда. Участниками Эдипова комплекса, как его истолковывает Кляйн, оказываются не отец, мать и ребенок, но тело матери, пенис отца и ребенок. Кляйн полагает, что Эдипов комплекс возникает очень рано, едва ли не сразу после рождения, и что он связан с “инфантильной сексуальной теорией”, в которой коитус родителей представляется их соединением в одно тело в результате обмена органами: мать поглощает семя отца и его пенис, а отец — молоко матери и ее грудь. Интроекция этого образа единого тела создает в психике ребенка инстанцию Сверх-Я. Примитивный садизм ребенка, по мнению Кляйн, вызван не фрустрацией, а влечением к смерти и направлен на тело матери, из которого ребенок хочет извлечь пенис отца, отождествляемый с экскрементами и с детьми, для того чтобы устранить отца и занять его место Эдипов комплекс в теории Кляйн одновременен орально- и анально-садистским стадиям развития, и вообще все описанные Фрейдом и Абрахамом стадии либидинального развития не следуют друг за другом, но взаимодействуют, и этим объясняется необычайная сложность детских игр и сновидений, представлявшихся Фрейду простыми. Погруженный с самого рождения в мир насилия и страха, ребенок очень рано

проходит стадии развития, фиксация на ”которых чревата образованием психоза, и р колебаниях страхов и защитных механизмов вырабатывает позиции двух видов· паранойяльную и депрессивную. Оставаясь сторонницей активной терапии, Кляйн настаивает на необходимости истолкования самому ребенку смысла его 1я гр, с тем чтобы привести его в результате анализа к действительности. Теория Кляйн оказалась настолько органичной дал английского П. (Д. В. Уинникот, М. Балинт, Д. Мельцер и др.), что другая, созданная чуть позже А. Фрейд школа английского П. получила название Континентальной школы. Вклад же Кляйн в развитие теории и практики П. заключается в уникальном по яркости и точности описании детских фантазий, роль которых в этиологии неврозов и психозов подчеркивалась всегда и всеми представителями П.

Исследование фантазий предполагало и обращение П. к исследованию мифов и легенд, а значит, и сближение П. с этнографией. Хотя этнографические взгляды Фрейда, сформулированные с его работе “Тотем и табу” (1913), опирались на этнографические исследования XIX в. и представляли собой применение теорий П. к чужому этнографическому материалу, они оказали значительное влияние на творчество целого ряда крупнейших этнографов XX в. (Б. К. Малиновский, Р. Бенедикт, М. Мид, К. Леви-Стросс и др.). Создателем же собственно психоаналитической этнографии стал Г. Рохайм, который, основываясь на результатах своих полевых исследований аборигенов Австралии, предложил рассматривать культуру как продленное детство. Отметив, что ребенок, в отличие от детенышей животных, рождается неготовым к самостоятельной жизни, Рохайм рассматривает основные изобретения человека (земледелие, скотоводство и т. д.) как результат проекции человеческих качеств на внешний мир. Представившая психоаналитическое толкование этнографических данных теория Рохайма была тем более своевременной, что с опорой именно на эти данные уже с конца 20-х