logo
Философия

Эсхатология

что в результате исследования должны выявиться “появляющиеся в пространстве знания конфигурации, обусловившие всевозможные формы эмпирического познания”. Речь идет не столько об истории в традиционном смысле слова, сколько о какой-то разновидности “археологии”.

Существует определенное тождество и различие между понятием Э. и парадигма. Оба понятия указывают на своеобразие структурных принципов определенной эпохи. Но если парадигма описывает внутринаучные регулятивы, то Э. вычленяет культурно-исторический срез познавательной установки.

Т. X. Керимов

ЭСХАТОЛОГИЯ — учение о конечности мира и человека, о том или ином характере “исхода” мировой истории, наличного бытия. Мифическая и религиозная традиции представляют преимущественно сюжетно-образные, символические варианты Э. (многочисленные  варианты  мифов о  потопе, Апокалипсис, или Откровение Иоанна, Рагнарек скандинавской мифологии и т. п.). Философские учения, включающие эсхатологические мотивы, как правило, опираются на определенный тип мифической или религиозной Э. При этом происходит осмысление символов, образов, персонажей традиционной Э. в соответствии с основополагающими метафизическими, антропологическими и историософскими концепциями. Можно говорить о двух основных типах философской Э. в европейской культурной традиции: первый — Э. в рамках собственно религиозной и мистической философии, органично включенная в общий дискурс религиозно-философского синтеза; второй — имплицируемые эсхатологические мотивы в нерелигиозной теоретической философии, развивающиеся преимущественно в историософских и культурологических концепциях. Примером второго типа могут служить практически все классические схемы исторического процесса, взятого в социальнокультурных параметрах.

Наиболее фундаментальная предпосылка Э. в контексте философско-теоретической системы — специфический способ мышления о мире и человеке в рамках оппозиций “абсолютное — иное”, “первичное — производное”, “подлинное — неподлинное”. Сущность или смысл феноменального мира оказываются отнесенными к сфере первичного ноуменального бытия, первореальности (какой бы характер ей ни приписывался — идеальный, материальный, божественно-персональный и т. п.) Т. о. вырабатываются специфические основания Э.· в метафизике — принцип относительной самостоятельности сверхбытия и бытия феноменального мира, не обладающего полнотой и совершенством первореальности; в антропологии — принцип несовершенства человеческой природы, отчуждения идеальной человеческой сущности от реального индивида, дихотомии “духовного” и “материального”; в социально-историческом познании — утверждение принципа историзма. Общая логика, обосновывающая вписанность Э. в классическое философско-теоретическое мышление, представляется следующей: отчуждение — становление через диалектику взаимоотчужденных начал — снятие отчуждения. Следует отметить, что Э. или специфические эсхатологические мотивы отнюдь не сводятся к представлениям о “конце света”, вселенском катаклизме, глобальной деструкции. Мотив гибели феноменального сопровождается утверждением неизбежности воссоединения отчужденных начал, формирования, кристаллизации некоего нового вселенского строя, универсального в своих манифестациях, характеризуемых единством как результатом -диалектического становления. В этом смысле не столь важно, каково теоретическое и ценностное предпочтение в рамках конкретной философской системы, т. е. каков конечный итог становления: торжество “Града Небесного” над “Градом Земным” (Августин) либо гармонизирующий синтез абсолютного и конкретного (гегелевская схематика процесса самораскрытия Абсолютного Духа).

==1033*