Семантика
рассматривая все языковые выражения не как имена, а как предикаты. Следует учитывать, что интенсионал определяется не только через оппозицию экстенсионалу (денотату), но и через оппозицию языковой форме знака (знаковому средству). Последнее противопоставление находится в центре внимания структурной лингвистики. Начиная с Ф. де Соссюра интенсионал (понятие, представление) называется “означаемым” знака, а его языковая форма — “означающим” знака (проблемы референции не рассматриваются). Учет же всех со-· ставляющих названных оппозиций представлен в “семантическом треугольнике” или “треугольнике Огдена и Ричардса” (“Значение значения”, 1923): смысл, знаковое средство, референт теории смысла (“теории значения”) изображены стороной треугольника, связывающей знаковое средство со смыслом знака (интенсионал, означаемое), а теории референции связывают данное знаковое средство с обозначаемым предметом, как правило, через посредничество смысла. Знак выражает некоторое понятие (смысл, интенсионал), а последнее отображает предмет. Можно предположить, что удаленность вершины смысла от исключенной стороны треугольника обратно пропорциональна искусственности используемого языка. Последовательность “знаковое средство — смысл — референт (денотат)” более характерна для позиции интерпретатора знака; последовательность “смысл — знаковое средство — референт” характеризует С. производящего данный знак (говорящий, пишущий и т. д.). Коммуникатор неизбежно использует знаковые средства (“означающие”) в некоторой избыточности, воспринимающий же производит избыточные их интерпретации (смыслы, “означаемые”). Возникает асимметрия акта коммуникации: слушающий понимает не только то, что хотел, но и то, что не хотел выразить говорящий (в том числе его бессознательное). Последние рассуждения свидетельствуют о связи С. с прагматикой. Более тесно связывает С. с прагматикой Л. Витгенштейн (лингвистического периода), когда говорит о значении в качестве
употребления. Связь С. с синтаксисом (отношениями между знаками) еще более очевидна и изучена, она учитывается во всяком логическом и структурно-лингвистическом анализе значения. Однако в “семантическом треугольнике” эта связь никак не отражена.
Для того чтобы описать отношение выражений некоторого языка или знаков некоторой знаковой системы к означаемым понятиям и обозначаемым объектам, необходимо позаботиться о языке такого описания. Описываемый язык (знаковая система) выступает в качестве предметного языка, называемого языком-объектом, а язык описывающий (язык семантического описания) — в качестве метаязыка. Их неразличение ведет к неадекватности описания и семантическим парадоксам. А. Тарский рассматривал логическую С. в качестве “совокупности рассуждений, касающихся тех понятий, которые, грубо говоря, выражают определенные зависимости между выражениями языка и объектами и состояниями либо действиями, к которым относятся эти выражения”. Основные требования к метаязыку в логической С. следующие: все выражения языка-объекта должны быть выразимы в метаязыке (переводимы на метаязык), поэтому последний должен быть богаче языка-объекта; далее, в метаязыке должны быть невыразимые посредством языка-объекта понятия (семантические понятия), иначе неизбежны парадоксы автореференции. Дополнительные требования зависят от принимаемой С. описания. В лингвистической С. требования к метаязыку обычно не столь строги. Допускается использование для описания некоторого языка как другого естественного языка (перевод), так и использование в качестве метаязыка некоторой части самого описываемого естественного языка (язык лингвистики).
Одной из центральных категорий логической С. является категория истины (имеющая и синтаксический аспект — непротиворечивость, грамматическая правильность выражений, и прагматический — правдивость говорящего и пр.). Аспект С. подчеркнут уже в классиче-
==774
ском определении истины, как соответствия высказывания действительному положению вещей у Аристотеля. Тарский дал семантическое определение истины, где выразил в логической форме то, что говорится в классическом определении. Его определение пригодно для значительной группы формализованных языков. Предикат “истинно” рассматривается Тарским как термин метаязыка, как термин С., соотносящий имя высказывания с самим высказыванием относительно некоторого положения дел. Например, высказывание “Вода мокрая” истинно тогда, и только тогда, когда вода мокрая. Здесь имя высказывания отмечено кавычками, а само высказывание стоит без кавычек. Распространение семантического определения истины на область естественных языков Тарский считал проблематичным, т. к. последние “семантически замкнуты”. Семантически замкнутый язык включает как выражения, относящиеся к внеязыковым объектам, так и выражения семантического плана, т. е. относящиеся к самому данному языку. С этим связано возникновение семантических парадоксов. Например, известного с древности парадокса “лжец”. Одна из простейших его формулировок такова. Человек, говорящий “Я лгу” и более ничего не говорящий, если говорит правду, то значит действительно лжет; а если же говорит неправду (лжет), то значит не лжет. В естественном языке нет удовлетворительных средств, чтобы разграничить в данном случае предметное содержание и форму его выражения, язык-объект и метаязык (рассмотрение кавычек в качестве метаязыкового маркера ограничивает их действительные грамматические функции). Класс анализируемых в логической С. выражений может быть существенно расширен. В модальных и интенсиональных логиках значение выражений определяется их отнесением к некоторому возможному миру (“возможному ходу событий”, “положению дел” и т. д.). С. же на основе классической логики ограничена “действительным миром”.
Д. В. Анкин
- Предисловие к первому изданию
- Предисловие ко второму изданию
- Аналитическая философия -
- Антропология православная
- Антропология православная
- Антропология православная
- Апофатическая теология
- Апофатическая теология (от
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Арабская философия
- Арабская философия
- Аутентичность
- Воспроизводство
- Всеединство
- Вселенское человечество
- Вселенское человечество
- Вытеснение
- Гендерные исследования
- Гендерные исследования
- Гендерные технологии -
- Глобальность
- Деконструкция
- Джайнизм
- Добро и зло
- Дополнительность
- Евразийство (Евразийское движе-
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Единичное и общее
- Желание
- Желание
- Желание
- Идентичность персональная (тождество личности)
- Идеология
- Имманентное и трансцендентное
- Индивидуальное и коллективное
- Индийская философия
- Индийская философия -
- Индустриальное общество --
- Историко-психологическое доказательство бытия бога -
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Качество и количество -
- Компаративистика
- Комплекс
- Конечное и бесконечное
- Конечное и бесконечное -
- Конституирование
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Кооперация
- Космологическое доказательство бытия бога
- Креационизм научный
- Креационизм научный (от
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Либерализм
- Либерализм
- Линейность и нелинейность
- Логика высказываний, или пропозициональная логика -
- Логика высказываний, или пропозициональная логика
- Логика предикатов
- Логосфера
- Массовая коммуникация -
- Материя
- Машина и машинность (от
- 5. Е. Кемеров
- Мировоззрение
- Мистицизм, мистика (от
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Нарратология
- Нарратология
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Национальный характер
- Национальный характер -
- Неразрешимости
- Номадология
- Номадология
- Номадология
- Ноосфера
- Ноосфера
- Ноосфера
- Обществознание
- Онтология социальная -
- Основание и обоснованное -
- Отношения общественные -
- Отражение
- Отрицание (диалектическое)
- Отчуждение
- Память коллективная
- Память коллективная
- Парадигма
- Познание
- Познание
- Постмодернизм
- Правдоподобные рассуждения
- Практика
- В. Е. Кемеров
- Прерывное и непрерывное -
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психология
- Психология
- Рациональное
- Религия
- Религия
- Риторика
- Риторика
- Риторика
- Русский космизм
- Русский космизм
- Русский космизм
- Само...
- Свойство
- Секуляризация
- Семантика
- Семантика
- Семиотика
- Симулакрум
- Синергетика
- Синергетика
- Система
- Система
- Скептицизм
- Скептицизм
- Скептицизм
- Славянофильство и западничество
- Совместное и разделенное -
- Сознание
- Социальная философия -
- Социального обмена теория
- Социального обмена теория
- Социосемиотика
- Социосемиотика
- Структурализм
- 3. Фрейд в своем “Введении в психоанализ” подчеркивал особое значение с. В создании культуры и общества вообще. Путем с. Феномен аффективного влечения с необходимостью превращает
- 1) Логико-лингвистическая подсистема т. Она включает алфавиты и слова-
- Теософия и антропософия
- 1. Чисто условный силлогизм, где все посылки — условные суждения.
- Формальная философия
- Формальная философия -
- Ценность
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Часть и целое
- Часть и целое
- Часть и целое
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Эзотеризм
- Экономия
- Эмерджент
- Эсхатология
- Эсхатология
- Этнометодология
- Этнометодология
- Этноцентризм
- Эффективность