В. Е. Кемеров
ПРЕДОПРЕДЕЛЕНИЕ - религиозно-философское представление об изначальной заданности волею Бога поступков и судеб людей и народов, событий в их жизни, общего хода истории, а также
будущего спасения или осуждения в вечности того или иного человека. Нередко о П. (лат. praedeterminatio) говорят как о “промысле Божием”, “провидении” (от лат. provideo — предвижу, предусматриваю). Учение о П. обосновывает идею всемогущества Бога и бессилия человека.
Вместе с тем в любом монотеизме непременно возникает дилемма фатализма (идея П.) и волюнтаризма (идея свободы воли человека). Так, в V в. в христианстве представление о П. уточнялось через противостояние т. зр. Аврелия Августина и монаха Пелагия (Моргана). Августин полагал, что вследствие грехопадения человек утратил право на спасение и своими силами не способен вернуть себе это право. Спасение возможно исключительно по милости Бога, и спасутся только заранее избранные люди. Напротив, Пелагий доказывал, что грех генетически детям не передается, а потому нет ни наследуемого первородного греха, ни повреждения от него потомков: дети рождаются такими же непорочными, какими из рук Творца вышли Адам и Ева. Поэтому человечество способно само, без помощи Св. Духа, достигать совершенства. Пелагий отстаивал тезис об отсутствии причинной связи между смертностью и греховностью человека: Адам умер бы рано или поздно, вне зависимости от своих грехов, потому что он по своей природе смертей. Пелагиане верили, что благодать дается всем, а ее “объем” зависит от наших заслуг.
Христианская церковь приняла с некоторыми поправками т. зр. Августина, пелагианство же было осуждено как ересь в 418 г. папой Зосимой и в 431 г. Вселенским Собором в Ефесе. В 20-е гг. V в. в Южной Галлии монах Кассиан возглавил движение полупелагиан, стремившихся примирить взгляды Августина и Пелагия. Полупелагиане учили, что без благодати, даруемой Богом, люди не сумеют реализовать свои способности, но в то же время благодать внутри каждого человека подчинена его свободе воли. Бог пожелал спасти всех исполнивших требования Евангелий, но вовсе не предустановил заранее, кому пойти в рай, а кому в ад. Иисус Христос, умерший за
==695
ПРЕРЫВНОЕ и НЕПРЕРЫВНОЕ |
|
ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА |
всех, даровал благодать каждому человеку. Но и всякий человек рожден быть свободным — в его воле принимать дарованную ему Богом благодать или противостоять благотворным воздействиям благодати.
Споры о П. и свободе воли человека никогда не прекращались в теологии христиан, мусульман и иудеев. Историк Иосиф Флавий писал о полемике в Иудее между приверженцами идеи П., сторонниками учения о свободе воли человека (ессеи) и фарисеями, стремящимися к компромиссу между ними. В VIII — IX вв. в исламской теологии шла дискуссия между джабаритами, учившими об абсолютном П., и кадаритами, признававшими свободу воли человека. В христианстве в эпоху Реформации споры на эту тему возобновились с особой силой. Лютер и Меланхтон смягчили принцип П.: утерянное право на спасение можно вновь обрести через смирение, покаяние и совершение таинств. Кальвин настаивал на том, что Христос принес Себя в жертву лишь для избранных, но вовсе не для всех людей. Западная христианская церковь в большей степени поддерживает тезис о благодати как единственном условии спасения, а восточная церковь допускает наряду с П. такое условие спасения, как свобода воли. Православие выдвигает формулу “Бог намерен спасти всех, но не все спасутся”. Нынешний католицизм допускает, что человек может добиться спасения даже не будучи к нему предопределенным.
Следует различать П. и провиденциализм. Иоанн Дамаскин, говоря о них, заключал: Бог все предвидит, но не все предопределяет. Подчас понятие П. развертывается до доктрины двойного П.: одни люди предопределены ко спасению, другие — к осуждению. Иудеохристианская доктрина П. была направлена против античных идей безличной судьбы и космической необходимости.
Д. В. Пивоваров
- Предисловие к первому изданию
- Предисловие ко второму изданию
- Аналитическая философия -
- Антропология православная
- Антропология православная
- Антропология православная
- Апофатическая теология
- Апофатическая теология (от
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Арабская философия
- Арабская философия
- Аутентичность
- Воспроизводство
- Всеединство
- Вселенское человечество
- Вселенское человечество
- Вытеснение
- Гендерные исследования
- Гендерные исследования
- Гендерные технологии -
- Глобальность
- Деконструкция
- Джайнизм
- Добро и зло
- Дополнительность
- Евразийство (Евразийское движе-
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Единичное и общее
- Желание
- Желание
- Желание
- Идентичность персональная (тождество личности)
- Идеология
- Имманентное и трансцендентное
- Индивидуальное и коллективное
- Индийская философия
- Индийская философия -
- Индустриальное общество --
- Историко-психологическое доказательство бытия бога -
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Качество и количество -
- Компаративистика
- Комплекс
- Конечное и бесконечное
- Конечное и бесконечное -
- Конституирование
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Кооперация
- Космологическое доказательство бытия бога
- Креационизм научный
- Креационизм научный (от
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Либерализм
- Либерализм
- Линейность и нелинейность
- Логика высказываний, или пропозициональная логика -
- Логика высказываний, или пропозициональная логика
- Логика предикатов
- Логосфера
- Массовая коммуникация -
- Материя
- Машина и машинность (от
- 5. Е. Кемеров
- Мировоззрение
- Мистицизм, мистика (от
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Нарратология
- Нарратология
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Национальный характер
- Национальный характер -
- Неразрешимости
- Номадология
- Номадология
- Номадология
- Ноосфера
- Ноосфера
- Ноосфера
- Обществознание
- Онтология социальная -
- Основание и обоснованное -
- Отношения общественные -
- Отражение
- Отрицание (диалектическое)
- Отчуждение
- Память коллективная
- Память коллективная
- Парадигма
- Познание
- Познание
- Постмодернизм
- Правдоподобные рассуждения
- Практика
- В. Е. Кемеров
- Прерывное и непрерывное -
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психология
- Психология
- Рациональное
- Религия
- Религия
- Риторика
- Риторика
- Риторика
- Русский космизм
- Русский космизм
- Русский космизм
- Само...
- Свойство
- Секуляризация
- Семантика
- Семантика
- Семиотика
- Симулакрум
- Синергетика
- Синергетика
- Система
- Система
- Скептицизм
- Скептицизм
- Скептицизм
- Славянофильство и западничество
- Совместное и разделенное -
- Сознание
- Социальная философия -
- Социального обмена теория
- Социального обмена теория
- Социосемиотика
- Социосемиотика
- Структурализм
- 3. Фрейд в своем “Введении в психоанализ” подчеркивал особое значение с. В создании культуры и общества вообще. Путем с. Феномен аффективного влечения с необходимостью превращает
- 1) Логико-лингвистическая подсистема т. Она включает алфавиты и слова-
- Теософия и антропософия
- 1. Чисто условный силлогизм, где все посылки — условные суждения.
- Формальная философия
- Формальная философия -
- Ценность
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Часть и целое
- Часть и целое
- Часть и целое
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Эзотеризм
- Экономия
- Эмерджент
- Эсхатология
- Эсхатология
- Этнометодология
- Этнометодология
- Этноцентризм
- Эффективность