Комплекс
нение по аналогии, исходя из известного стремится сделать вывод о неизвестном. Как и парадигматическое, оно основывается на представлении о тождестве как общезначимой форме. Т. о. сравнение по аналогии без всяких переходов становится обобщающим сравнением, когда на основании одной обнаруженной аналогии между отдельными конкретными случаями делают вывод об аналогии во всех остальных случаях. Например, сравнение в исторической концепции Тойнби — главное методологическое средство, т. к. вся она основывается на формальном законе аналогии, а каждая отдельная аналогия подтверждает закон целого.
Индивидуализирующий метод сравнения предполагает сравнение индивидуальностей; индивидуальность понимается в самом широком смысле как особенность. Суть этого вида сравнения сводится к восхождению от особенного к общему путем сравнения различных форм особенного. Основной тип суждения связан с компаративом “отличен”. По мысли историка Ранке, отправляясь от особенного, мы можем смело и обдуманно подняться до всеобщего. От всеобщих же теорий нет пути к созданию особенного. Индивидуализирующий метод сравнения был разработан прежде всего неокантианцами Риккертом и Дильтеем. Они применили его при сравнении исторических индивидуальностей. М. Вебер пошел дальше, призвав к воспроизведению не только конкретной особенной индивидуальности в истории, но и к созданию “индивидуальных целостностей”, воспроизведению их в качестве “тотальностей высшего порядка” (в истории это, например, “великие державы”, в философии — “философская культура”).
В современной ситуации постмодернизма в основе всех компаративистских исследований прослеживается влияние тезиса о том, что сравнимость — абсолютна, несравнимость — относительна. О. В. Охотников
КОМПЛЕКС — организованная совокупность аффективно заряженных мыслей, представлений, воспоминаний, интересов и установок личности, воздействие которых на актуальную психическую жизнь происходит как правило бессознательно. Формируется главным образом в раннем детстве на основе межличностных отношений и обуславливает многие закономерности последующей психической жизни.
К. могут стать отколовшаяся часть психики, набор образов и идей, группирующихся вокруг центра, имеющего своим источником как архетипы, символы, мифы, так и травматические переживания, фрустрации, характеризующиеся общим эмоциональным настроением. Начиная действовать, становясь “констеллированными”, К. накладывают отпечаток на поведение и характеризуются аффектом, вне зависимости, сознает это человек или нет. К. представляет собой устойчивую последовательность ассоциативных цепей. Новые жизненные ситуации бессознательно сводятся к ситуациям из глубокого детства; тем самым поведение управляется скрытой и неизменной структурой.
Фрейд выделил несколько фундаментальных базовых К., среди которых: а) Эдипов К. (получивший свое название от известного греческого мифа о царе Эдипе, убившем своего отца и вступившем в брак со своей матерью), определяющий социальную позицию субъекта (“эдиповская триангуляция”), представляющий собой основу структурирования личности и формирования человеческих желаний; б) К. кастрации, который сопровождает процесс формирования и развития сексуальной идентичности, провоцируя фобические и агрессивные тенденции в эволюции личности (его более общее понимание связано с таким порядком в культуре, когда право на использование чего-либо всегда связано с социальным запретом или в равной мере с нарушением этого запрета). В этих и мн. др. К. психоанализ находит опору всей психопатологии и стремится выявить своеобразие их возникновения, функционирования и возможности устранения для каждого конкретного случая патологии.
Представление о К. основано на оп-
==423
- Предисловие к первому изданию
- Предисловие ко второму изданию
- Аналитическая философия -
- Антропология православная
- Антропология православная
- Антропология православная
- Апофатическая теология
- Апофатическая теология (от
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Арабская философия
- Арабская философия
- Аутентичность
- Воспроизводство
- Всеединство
- Вселенское человечество
- Вселенское человечество
- Вытеснение
- Гендерные исследования
- Гендерные исследования
- Гендерные технологии -
- Глобальность
- Деконструкция
- Джайнизм
- Добро и зло
- Дополнительность
- Евразийство (Евразийское движе-
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Единичное и общее
- Желание
- Желание
- Желание
- Идентичность персональная (тождество личности)
- Идеология
- Имманентное и трансцендентное
- Индивидуальное и коллективное
- Индийская философия
- Индийская философия -
- Индустриальное общество --
- Историко-психологическое доказательство бытия бога -
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Качество и количество -
- Компаративистика
- Комплекс
- Конечное и бесконечное
- Конечное и бесконечное -
- Конституирование
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Кооперация
- Космологическое доказательство бытия бога
- Креационизм научный
- Креационизм научный (от
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Либерализм
- Либерализм
- Линейность и нелинейность
- Логика высказываний, или пропозициональная логика -
- Логика высказываний, или пропозициональная логика
- Логика предикатов
- Логосфера
- Массовая коммуникация -
- Материя
- Машина и машинность (от
- 5. Е. Кемеров
- Мировоззрение
- Мистицизм, мистика (от
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Нарратология
- Нарратология
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Национальный характер
- Национальный характер -
- Неразрешимости
- Номадология
- Номадология
- Номадология
- Ноосфера
- Ноосфера
- Ноосфера
- Обществознание
- Онтология социальная -
- Основание и обоснованное -
- Отношения общественные -
- Отражение
- Отрицание (диалектическое)
- Отчуждение
- Память коллективная
- Память коллективная
- Парадигма
- Познание
- Познание
- Постмодернизм
- Правдоподобные рассуждения
- Практика
- В. Е. Кемеров
- Прерывное и непрерывное -
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психология
- Психология
- Рациональное
- Религия
- Религия
- Риторика
- Риторика
- Риторика
- Русский космизм
- Русский космизм
- Русский космизм
- Само...
- Свойство
- Секуляризация
- Семантика
- Семантика
- Семиотика
- Симулакрум
- Синергетика
- Синергетика
- Система
- Система
- Скептицизм
- Скептицизм
- Скептицизм
- Славянофильство и западничество
- Совместное и разделенное -
- Сознание
- Социальная философия -
- Социального обмена теория
- Социального обмена теория
- Социосемиотика
- Социосемиотика
- Структурализм
- 3. Фрейд в своем “Введении в психоанализ” подчеркивал особое значение с. В создании культуры и общества вообще. Путем с. Феномен аффективного влечения с необходимостью превращает
- 1) Логико-лингвистическая подсистема т. Она включает алфавиты и слова-
- Теософия и антропософия
- 1. Чисто условный силлогизм, где все посылки — условные суждения.
- Формальная философия
- Формальная философия -
- Ценность
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Часть и целое
- Часть и целое
- Часть и целое
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Эзотеризм
- Экономия
- Эмерджент
- Эсхатология
- Эсхатология
- Этнометодология
- Этнометодология
- Этноцентризм
- Эффективность