Цивилизация
качественное своеобразие всего сущего. Представление о реальности как гармонии всех видов Ц. в чистом динамизме “единого ци.” мира обозначало не столько сущности, сколько функциональные зависимости и характеристики вещей и не знало дуализма духа и материи. В своих работах В. В. Малявин переводит Ц. как “жизненная энергия” или “дыхание”. Концепции А. И. Кобзева и В. В. Малявина объединяют признание материально-идеального характера Ц. Но, например Ян Хиншун утверждал, что Ц., буквально “воздух”,. у древнекитайских материалистов означает материальную субстанцию вещей, а у идеалистов — дух. Причем Ц. в толковании сторонников даосизма делятся на две части: “тончайшие”, образующие у человека духовное начало, и “грубые”, из которых состоит его тело. В настоящее время это утверждение следует признать устаревшим, поскольку, начиная с работ А. М. Карапетьянца, доказано, что в классической китайской философии не было понятий, обозначавших “дух” и ничто иное, “материю” и ничто иное.
Традиционные концепции Ц. в настоящее время играют большую роль в теории китайской медицины. Согласно функциям внутри человеческого тела, Ц. рассматривается как вид сигнала вместе со своим носителем и предполагается, что этот носитель есть некая субстанция. Поэтому Ц. означает не только вдох кислорода и выдох углекислого газа, но и вид субстанции, которая несет более ценный и сложный сигнал и энергию. Такую Ц. обычно называют “внутренней” или “истинной” в отличие от вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Истинная Ц. в человеческом теле является побудительной силой его жизнедеятельности. Истинная Ц. классифицируется на первоначальную небесную (внутриутробную) и вторичную небесную (послеродовую); Внутриутробная Ц. также делится на основную (жизненная энергия) и изначальную (первобытную). Основную Ц. человек получает от родителей на стадии зачатия. Изначальная Ц. обеспечивает физиологические функции тканей и ор-
ганов тела. Она образуется во время внутриутробного развития плода. Послеродовая Ц. в свою очередь делится на два вида: небесную и земную. Небесную Ц. человек вдыхает и выдыхает. Земная Ц. означает “ци воды и зерна”. Она усваивается при помощи пищеварительной системы. Человеческий организм может существовать только тогда, когда он наполнен небесной и земной Ц. Внутриутробная Ц. “является движущей силой жизни”, а послеродовая Ц. — материалом, который обеспечивает поддержание жизни. Эти два последние вида Ц., т. о., можно сравнить с “актом” и “потенцией” или с “материальной” и “движущей” причинами в философии Аристотеля.
(Лит.: Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М„ 1983, с. 163 - 170; Малявин В. В. Мудрость безумных речей // Чжуанцзы, ле-цзы. М., 1995, с. 3 — 56; Древнекитайская философия. В 2 т. М-, 1994; Чжан Юйлань. “Чжуан-цзы” с переводом на байхуа. Сиань, 1994 (на кит. яз.); La Tzu. Tao te Ching. Translated with an introduction by D. C. Lau.)
А. Л. Мышинский
ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civitas город, гражданское общество, государство) — понятие, сложившееся в конце XVIII в. в Западной Европе и к настоящему времени ставшее способом ценностной самоидентификации современного человечества в его отношении к природе, социуму и культуре.
Древние греки и римляне видели свое превосходство над варварами, живущими на периферии их мира, в наличии городов-государств, в рациональной организации политической жизни и в гражданских достоинствах, как личных (учтивость, приветливость, вежливость), так и общественных (солидарность, ответственность, доблесть). С появлением городов-государств связано возникновение и древнекитайской Ц., где в свою очередь образование этнокультурно-политического комплекса “срединных” царств сопровождалось складывающимися представлениями об их превосходстве над ос
==1008*
- Предисловие к первому изданию
- Предисловие ко второму изданию
- Аналитическая философия -
- Антропология православная
- Антропология православная
- Антропология православная
- Апофатическая теология
- Апофатическая теология (от
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Арабская философия
- Арабская философия
- Аутентичность
- Воспроизводство
- Всеединство
- Вселенское человечество
- Вселенское человечество
- Вытеснение
- Гендерные исследования
- Гендерные исследования
- Гендерные технологии -
- Глобальность
- Деконструкция
- Джайнизм
- Добро и зло
- Дополнительность
- Евразийство (Евразийское движе-
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Единичное и общее
- Желание
- Желание
- Желание
- Идентичность персональная (тождество личности)
- Идеология
- Имманентное и трансцендентное
- Индивидуальное и коллективное
- Индийская философия
- Индийская философия -
- Индустриальное общество --
- Историко-психологическое доказательство бытия бога -
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Качество и количество -
- Компаративистика
- Комплекс
- Конечное и бесконечное
- Конечное и бесконечное -
- Конституирование
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Кооперация
- Космологическое доказательство бытия бога
- Креационизм научный
- Креационизм научный (от
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Либерализм
- Либерализм
- Линейность и нелинейность
- Логика высказываний, или пропозициональная логика -
- Логика высказываний, или пропозициональная логика
- Логика предикатов
- Логосфера
- Массовая коммуникация -
- Материя
- Машина и машинность (от
- 5. Е. Кемеров
- Мировоззрение
- Мистицизм, мистика (от
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Нарратология
- Нарратология
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Национальный характер
- Национальный характер -
- Неразрешимости
- Номадология
- Номадология
- Номадология
- Ноосфера
- Ноосфера
- Ноосфера
- Обществознание
- Онтология социальная -
- Основание и обоснованное -
- Отношения общественные -
- Отражение
- Отрицание (диалектическое)
- Отчуждение
- Память коллективная
- Память коллективная
- Парадигма
- Познание
- Познание
- Постмодернизм
- Правдоподобные рассуждения
- Практика
- В. Е. Кемеров
- Прерывное и непрерывное -
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психология
- Психология
- Рациональное
- Религия
- Религия
- Риторика
- Риторика
- Риторика
- Русский космизм
- Русский космизм
- Русский космизм
- Само...
- Свойство
- Секуляризация
- Семантика
- Семантика
- Семиотика
- Симулакрум
- Синергетика
- Синергетика
- Система
- Система
- Скептицизм
- Скептицизм
- Скептицизм
- Славянофильство и западничество
- Совместное и разделенное -
- Сознание
- Социальная философия -
- Социального обмена теория
- Социального обмена теория
- Социосемиотика
- Социосемиотика
- Структурализм
- 3. Фрейд в своем “Введении в психоанализ” подчеркивал особое значение с. В создании культуры и общества вообще. Путем с. Феномен аффективного влечения с необходимостью превращает
- 1) Логико-лингвистическая подсистема т. Она включает алфавиты и слова-
- Теософия и антропософия
- 1. Чисто условный силлогизм, где все посылки — условные суждения.
- Формальная философия
- Формальная философия -
- Ценность
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Часть и целое
- Часть и целое
- Часть и целое
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Эзотеризм
- Экономия
- Эмерджент
- Эсхатология
- Эсхатология
- Этнометодология
- Этнометодология
- Этноцентризм
- Эффективность