logo
Философия

Конфуцианство (confucianism)

 

==425

сознании происходит при условии корреляции между предметами и формами интенциональности. Речь идет при этом не о том, что из себя представляет реальность, а о том, как эта реальность дается нам в сознании. Иными словами, К. продуцирует реальность лишь в той мере, в какой осмысляет способы оформления феноменов в сознании. Гуссерль различал формальное К. предмета и материальное К. природы, духовно-личностного мира. В отличие от трансцендентального идеализма Канта, Гуссерль расширил понятие К., относя это понятие не только к проявлению активной деятельности сознания, но и к сфере так называемых “пассивных синтезов сознания”, к исследованию которых он обращается при анализе внутреннего сознания времени. Понятие К. обнажает основные недостатки и незавершенность феноменологического анализа, в частности, по вопросу об отношении к реальности.

Т. X. Керимов

КОНФУЦИАНСТВО (CONFUCIANISM) — термин западной науки для обозначения “школы ученых”, жу цзяо, одного из важнейших направлений традиционной китайской философской и общественно-политической мысли, наряду с даосизмом и буддизмом. Термин образован от латинизированной формы имени основателя школы — Конфуция (кит. — Кун Фу-цзы или Кун-цзы, “Великий учитель Кун”). Это имя не вошло в китайское название философской школы, поскольку Конфуций (551 — 479 гг. до н. э.) не считал, что создает некое новое идеологическое течение, а напротив, всегда стремился “не создавать, а передавать, верить в древность и любить ее”. К. возникло в качестве идеологии “ученыхлитераторов”, хранителей культурных традиций погибшей династии Шань (трад. XVII — XI вв. до н. э.), которая была завоевана стоявшими на более низкой ступени развития племенами Чжоу, основавшими одноименную династию (трад. XI в. до н. э. — 256 г. до н. э.), что отразилось в этимологии слова “жу” (слабый), К. с самого начала своего су-

ществования осознавало себя в качестве силы, претендующей на создание социальной и политической структуры (А. И Кобзев). Изначально “ученые-литераторы” принимали участие в управлении государством, отвечая за ритуал и церемонии (ли), направленные на то, чтобы общество должным образом соответствовало космическому порядку. По Дж. К. Фэрбэнку, ли представлял собой узаконенные формы насилия: приношение в жертву животных и людей, ведение войн и охоту, которые являлись привилегией правителя. Ведущая роль в организации ритуалов обеспечивала высокий социальный статус “ученых-литераторов” вплоть до конца эпохи Чжоу К этому времени Китай оказался раздробленным на большое количество владений, “Сражающихся царств”. Эта обстановка породила в кругах “ученых-литераторов” идеализированные представления о “золотом веке” ранних периодов истории Китая, когда вся страна пребывала в мире и спокойствии под управлением одного “совершенномудрого” государя. “Возвратить старые порядки Чжоу” — под таким девизом проходила деятельность Конфуция и его учеников, многие из которых превратились в “странствующих советников” правителей и узурпаторов. Часть из них выступала за насильственное возвращение к порядкам “золотого века”.

Рациональное обоснование социальной структуры в К. начиналось с установления отношений господства — подчинения в обществе в соответствии с космическим порядком. В той же мере, в какой Небо (тянь) было высшим абсолютом для всех жителей Поднебесной (тянься), родители являлись высшим авторитетом для детей, мужчины — для женщин, а правители — для подданных. Каждый индивид должен был иметь “конвенциально закрепленное место в системе социальных ожиданий, а также вести себя в соответствии с этими ожиданиями” (Т. Метцгер, 1990). Как лаконично говорил Конфуций: “Правитель должен быть правителем, подданный — подданным, отец — отцом, а сын — сыном” (Цзюнь цзюнь чэнь чэнь фу фу цзы

 

==426