logo
Философия

Кооперация

роде в К.: все полно духов — и добрых, и злых. Т. о. Вебер показывает, что в К. были соединены два начала: этически-рациональное и иррационально-магическое; рационализм здесь носил особый характер, существенно отличный от западного типа рационализма: он был объединен с магией и традиционализмом. Именно в силу этого в Китае не могла возникнуть та форма науки, которая развивалась на западноевропейской почве, и не мог сложиться сходный с западным тип рационального хозяйства, так же как и формально-рациональный тип управления.

А. Л. Мышинский

КООПЕРАЦИЯ — сотрудничество, взаимосвязь людей в процессах их деятельности. К. — это своеобразное сложение или умножение человеческих сил, дающее мощный “добавочный” эффект. “Добавка” образуется из того, что люди могут связывать свою деятельность не только в пространстве, но и во времени. Для человеческой К. характерно не только простое сложение усилий (простая К., непосредственная  коллективность  и совместность), но и сложные сочетания различных одновременных и разновременных действий. Использование орудий и предметных средств деятельности также по существу оказывается кооперацией человеческих усилий, соединением “живых” и овеществленных форм человеческого опыта. К. иногда трактуется как дополнение разделенности человеческого труда. Однако точнее говорить, что разделение и К. деятельности — это стороны одного и того же процесса; они взаимопредполагают друг друга, указывают на такие существенные качества социального процесса как его дискретность и континуальность.

Значение К. в истории общества постоянно возрастает. И это прежде всего связано с возникновением сложных “композиций” человеческой деятельности, разворачиваемых во времени. Чем меньше эффект деятельности зависит от количества людей, собранных в одном месте, тем выше социальная ценность организации, кооперирующих “живые” и опредмеченные человеческие способности, соединяющих операции, совершаемые людьми в разных точках социального пространства. Т. о., К. раскрывается в качестве сложного общественного отношения, поддерживающего непрерывность социального процесса, обеспечивающего его воспроизводство и развитие. Творческая деятельность индивида может быть тоже истолкована как своего рода К. человеческих качеств, продуцирующая новую предметность, качества, формы. В. Е. Кемеров

КОСМОЛОГИЧЕСКОЕ  ДОКАЗАТЕЛЬСТВО БЫТИЯ БОГА — своеобразная рационализация основного догмата авраамических религий о Боге как созидателе мирового порядка (космоса), отвечающая Книге Бытия из Ветхого завета. Оно называется “космологическим” (но не просто “логическим”) потому, что апеллирует к эмпирическим свидетельствам о наличии в мире причинно-следственной упорядоченности и распространяет понятие каузальности на весь космос.

Суть доказательства в том, что если каждое явление должно иметь свою причину, будучи следствием этой собственной причины, то и весь мировой порядок в целом должен порождаться своей причиной. Перводвигателем (первопричиной) космоса может быть только Бог. Бессмысленно задавать вопрос о причине, которая, в свою очередь, могла бы породить Бога, ибо такой лукавый вопрос просто уводит мысль в бесконечное повторение одного и того же и вновь заставляет возвращаться к представлению о предельной первопричине космоса.

Иными словами, если согласиться с правомерностью понятия первопричины, то тем самым придется логически запретить вопрос о причине первопричины. Но если кто-то настаивает на последнем, то закрыть этот вопрос можно таким ответом: первопричина есть причина самой себя. Поскольку космос один и тот же, то первопричина должна быть признана неизменной, равной самой себе; тогда

 

==429