logo search
Философия

Научный потенциал общества

социокультурных факторов. Наряду с обновлением научных знаний происходит процесс их “морального старения”, поэтому не все накопленное знание считается научным заделом, а лишь то, которое является актуальным в современных условиях, т. е. непосредственно участвует в производстве нового знания. Объем актуального знания (научного задела) непосредственным образом влияет на научный потенциал страны. Хотя накопленное и вновь открытое знание по своей природе принадлежит всему человечеству (что не исключает понятия интеллектуальной собственности), условно можно говорить о степени его освоения в той или иной стране, регионе и т. п. Кроме того, страна может некоторое время сохранить в тайне научное открытие, сделанное ее учеными. Эти факторы определяют относительную величину научного задела в отдельной стране. Названные и другие особенности научного знания затрудняют не только количественное, но и качественное измерение научного потенциала. Научный задел составляют преимущественно результаты фундаментальных исследований, но могут включаться в него также и результаты прикладных исследований.

Относительно самостоятельную подсистему в научном потенциале представляет собой совокупность кадров, участвующих в научном производстве. Эффективное использование научного потенциала зависит от рациональной структуры кадров, занятых в науке, от квалификации, степени подготовленности, творческих интеллектуальных способностей собственно научных кадров, обеспечивающих рост научного знания. Одной из важных характеристик научных кадров   является   профессиональная структура, закрепляющаяся в результате специализированной подготовки научных кадров, особенностей в статусе и престиже различных профессиональных групп. Именно через кадровую составляющую Н. п. о. связан с образовательным потенциалом, включающим как уже достигнутый уровень образовательной и профессиональной подготовки, так и

возможности общества для дальнейшего развития высшего образования.

Следующий структурный компонент научного потенциала — материально-вещественные элементы науки, образующие ее материальный фундамент. Это здания, в которых размещаются научные учреждения и вспомогательные службы, оборудование и приборы, необходимые для осуществления научных экспериментов, компьютерная и вычислительная техника, без которых немыслима современная наука. Одна из современных тенденций развития научного потенциала — увеличение доли и значения материально-технической базы в его структуре, определяющей технологии научных исследований. Между тем приборы и оборудование (техника) становятся действенным компонентом Н. п. о. лишь в соединении с трудом квалифицированных специалистов, владеющих методами использования данной техники. Поэтому для оценки научного потенциала необходимо верно определять технологический уровень исследований, а не только техническую оснащенность науки.

Финансовая компонента научного потенциала — это часть финансовых ресурсов, выделяемых обществом для развития научных исследований. Однако размер финансирования научных исследований лимитируется рядом факторов и, в первую очередь, уровнем экономического развития общества. Самая сложная задача — определение рациональных пропорций между ресурсами, которыми располагает общество в данный период, и затратами на развитие науки с тем, чтобы сохранить Н. п. о. и обеспечить его развитие, не нанеся ущерба развитию других сфер общественной жизни. Эти пропорции изменяются как по мере развития науки, так и по мере развития общества. Экономический кризис, спад производства приводят к резкому сокращению финансирования развития науки, что неизбежно вызывает снижение уровня научного потенциала.

Н. п. о. решающим образом зависит от структуры организации и управления научными исследованиями как на уровне

 

 

 

==553

 

НАЦИОНАЛИЗМ

 

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ

 

страны и региона, так и на уровне отдельных научных учреждений. Понятие “организация” применительно к научному потенциалу многоаспектно. Организация связывает все структурные составляющие Н. п. о. в единое целостное образование. В то же время можно говорить об организации и управлении научными исследованиями (фундаментальными и прикладными), об организации подготовки и повышения квалификации научных кадров и др. Необходимы организация и управление развитием материально-технической базы науки и ее информационным обеспечением. Информационное обеспечение научных исследований, создание организационно автономных информационных подразделений и самостоятельных научно-информационных учреждений означают совершенствование организации науки, а деятельность по информационному обеспечению является разновидностью информационной деятельности. Организационным факторам принадлежит также главная роль в реализации Н. п. о. Чем адекватнее формы организации научной деятельности ее внутренним потребностям и особенностям, тем полнее Н. п. о. может быть реализован, тем лучше наука может удовлетворить потребности и запросы общества. Проблема соответствия форм организации науки ее особенностям и конкретным задачам весьма многообразна в силу иерархичности системы организации науки, а также необходимости ее связи с социальной практикой.

Конкретный анализ, измерение и оценка научного потенциала по всем структурным уровням и компонентам необходимо должны основываться на социально-философском понимании его сущности и дополнять теоретическую концепцию Н. п. о.

В. Ф. Кузнецова

НАЦИОНАЛИЗМ — особое состояние этнического сознания, его иллюзорная форма, а также идеологический и политический принцип. Его содержание составляет абсолютизация собственной национальной исключительности, с необходимостью соединенная с недоверием к чужим этническим общностям, как правило, — к тем или иным конкретным народам, и в крайних своих проявлениях — с отказом им в праве на существование. Н. возникает как ответная реакция этнической общности на деструктивные воздействия внешней среды (социально-экономических и политических процессов, иноэтнического влияния). Если эти воздействия далеки от оптимума, например, превышают допустимый для данного народа предел, который на каждом этапе жизни этноса, безусловно, меняется и зависит от особенностей его исторической судьбы, численности этноса, специфики его способов деятельности, степени общности черт культуры с его соседями и т. д., реакция этноса может быть прямо противоположной той, что была ответом на аналогичные по качеству воздействия до возникновения критической ситуации. Н. выступает, в частности, ответной реакцией этнических общностей на усиливающийся общемировой процесс интернационализации. Однако реакция этнической системы в форме Н. является реакцией неадекватной. В национальном сознании происходит фетишизация собственно этнического, которое при этом начинает рассматриваться как единственное предельное основание бытия данной общности людей, как единственный естественный критерий дифференциации человеческого общества, определяющий в конечном итоге все отношения между людьми. Этническое становится в конце концов объектом своего рода культа вплоть до ритуализации. Националистское сознание чаще всего сводит этнические различия к генетическим, а генофонд и его внешние проявления (такие как антропологическая типизация) определяются в качестве единственного фактора, конституирующего национальную целостность. Рассматривая этнос как явление исключительно генетическое, националистское сознание неизбежно недооценивает всю сложную систему созданной этносом хозяйственной, государственной, духовной культуры, результаты многочисленных

==554

 

межэтнических взаимопроникновений (в т. ч. и генетических), имевших место в исторической судьбе данного народа. Исповедуя национальную чистоту, Н. абсолютизирует этническую замкнутость, ведущую в конечном итоге к застою, упрощению, упадку и гибели данной национальной культуры. И, следовательно, в этом смысле националистический идеал есть в своей сущности оборотная сторона идеала космополитического, антигосударственного, идеала разрушения национальной культуры как таковой.

Гносеологические основания Н. заключены в рационализированном сознании, даже если формально те или иные националистические концепции опираются на мистическую традицию. Рационализм (в наиболее ярко выраженной форме доведенный до утилитаризма) предполагает в данном случае прежде всего цель земного процветания, достижения утилитарного блага, практической пользы для данного народа в процессе межэтнической борьбы. И любая идея об “избранности” данного народа “работает” именно на этот идеал. Н. всегда предполагает видение внешнего врага, якобы губительно действующего на этническую общность. Как правило, такими врагами считаются иные этносы. Но при этом остается в стороне вопрос о том, почему данный народ допускает в отношении себя подобные деструктивные действия. Признавая разрушительную мощь внешних сил, националистское сознание неизбежно признает и неспособность собственного народа противостоять им, тем самым унижая собственное национальное достоинство.

В. А. Алексеева

НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ - систематизированное обобщение национального самосознания в его надвременном бытии, представленное чаще всего в форме социально-философских или общественно-политических текстов, художественных произведений. Соответственно, Н. и. может иметь как рационализированный, так и образно-типизационный способ своего выражения. Суть Н. и.

составляет проблема смысла бытия данного народа-этноса. Смысложизненная проблематика конкретизируется целым рядом вопросов, характеризующих содержание Н. и. Среди них вопросы о “начале” исторической судьбы народа, о его генетических истоках, об историческом будущем, о целях его существования, об исторической и культурной миссии, о его месте в мире, об отношениях с соседями, об основаниях его уникальности, об особенностях национального характера и др. Н.и. неизбежно имеет религиозный аспект, поскольку вероисповедание всегда выступает одним из мощных этноконсолидирующих факторов. В этом плане сформулированные выше проблемы осмысливаются как промысел Божий в отношении того или иного народа, и “...идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности” (Вл. Соловьев). Отсюда инвариантом Н. и. всегда является мессианская идея, основанная на тезисе о богоизбранности данного народа и о его особой роли в истории человечества, хотя сама концепция богоизбранности имеет различные инварианты — в зависимости от особенностей религиозной догматики, от культурно-исторической традиции. Так, русская православная традиция обусловливает идею о том, что русский народ является единственным хранителем и проповедником православной веры, призванным к страданию во имя очищения всего человечества.

Н. и. от своих философских и религиозно-мистических оснований рано или поздно всегда переходит к социально-ситуативному, даже — к конкретно-политическому аспекту своего существования. В таком виде она формулируется уже не как идея о вневременном смысле бытия народа-этноса, а как вопрос о конкретно-историческом предназначении тех социально-культурных форм (общественных систем, институтов), которые были созданы народом в ходе его исторической судьбы. Так возникает идея державности (например, “Москва — Третий Рим” в русской культуре), идея национального миссионизма как “экспорта”

 

 

 

 

==555