logo search
Философия

Научный потенциал общества

развития науки. В потенциале потому и содержится возможность, что другой его стороной является действительность: в этом проявляется двуединая природа потенциала как меры совмещения возможности и действительности.

Определение сущности И. п. о. через категорию “возможность” не противоречит традиционному его пониманию как совокупности ресурсов, или “составляющих”, Н. п. о. — это конкретные, реальные возможности, и поэтому он связан с совокупностью условий, которые и делают эти возможности осуществимыми, включают в себя эти условия (по Гегелю, “Реальная возможность некоторой мыслимой вещи есть... наличие сущее многообразие относящихся к ней обстоятельств”). Условия развития и реализации научного потенциала — это все внешние и внутренние связи науки в их отношении к ее потенциалу. Без учета этих объективных условий и детерминирующих факторов, социальных связей всякие измерения и оценки научного потенциала неизбежно будут носить ограниченный, формальный характер. Условия являются средством перехода возможностей в действительность. Этот переход означает не только развитие самого научного потенциала, но и условий, с которыми он связан. Т. о., научный потенциал — это не просто абстрактные возможности науки, а совокупность реальных возможностей, т. е. таких, осуществление которых обеспечивается объективными и субъективными условиями. Условиями могут выступать и ресурсы — научные кадры, материально-технические, финансовые и др.

Н. п. о. — целостное образование, имеющее сложную структуру. Структура, как определенная упорядоченность элементов, характеризует взаимосвязь и взаимозависимость структурных компонентов научного потенциала. Ресурсы становятся составляющими научного потенциала потому, что они, воздействуя друг на друга, порождают саму систему научного потенциала, и системностью их взаимодействия во многом определяется характеристика каждой составляющей как таковой.

Основными структурными ?ομπονентами научного потенциала, несущими специфические функциональные нагрузки, являются: накопленное знание (научный задел); кадры науки; финансирование научных исследований; материально-технические элементы и организационно-управленческие факторы. Обоснование необходимости и достаточности названных компонентов научного потенциала заключается в том, что все они выступают как целостная характеристика научной деятельности, поскольку, с одной стороны, ни один из них сам по себе не способен обеспечить производство научных знаний и, с другой стороны, научная деятельность невозможна без хотя бы одного из них.

Принципиально важным является то, что научный потенциал не есть простая сумма количественно измеренных его составляющих. Понимание потенциала науки в этом последнем смысле встречается в литературе и в практике оценки научного потенциала региона, отрасли, научного учреждения. На самом деле нет и не может быть единых унифицированных единиц, чтобы измерить такие разнородные составляющие, как кадры, занятые в науке, научный задел, материально-техническая база науки и т. д. Кроме того, качество соединения элементов в систему не отражается непосредственно в количественных показателях. Н. п. о. как система обладает новым качеством, не содержащимся в образующих его компонентах и возникающим именно в результате их взаимодействия

С позиций системного подхода каждая составляющая научного потенциала может быть рассмотрена как относительно самостоятельная его подсистема.

Накопленное научное знание — важнейшая часть Н. п. о. В широком социально-философском понимании оно представляет собой один из видов социальных ресурсов. Научное знание является информационным ресурсом, который можно рассматривать в качестве “входного” и “выходного” параметров научного потенциала. Процесс развития научного знания предстает как противоречивое взаимодействие когнитивных и

==552