Желание
отношением к знакам. Эта цепочка знаков порождает фантазирование как коррелят Ж
Фрейдовское “либидо” означает полатыни “желание”. Под этим понятием он понимал энергию, являющуюся подосновой всех преобразований сексуального влечения в том, что касается его объекта и его цели. У К. Юнга понятие “либидо > используется в расширительном смысле и означает “психическую энергию” как таковую, присутствующую во всем что устремляется к чему-либо. Однако такая расширительная трактовка либидо сталкивается со следующим возражением: если эта энергия и “десексуализирована”, то это лишь вторичный процесс, связанный с отказом от собственно сексуальной цели. Поскольку сексуальное влечение осуществляет давление, то либидо определяется как энергия этого влечения. Именно этот количественный аспект преобладает и в более поздней “теории либидо” с ее опорой на понятия нарциссизма и Я-либидо. Понятие “Я-либидо” было положено в основу либидинальной экономии (см. “Экономия”), ослабив тем самым субъективный аспект понятия “либидо”. В работе “По ту сторону принципа удовольствия” Фрейд приходит к понятию Эроса как основы влечений к жизни, как стремления организмов сохранять целостность живой субстанции. Эросу противостоит Танатос — влечение к смерти и разрушению Опираясь на биологический миф, Фрейд восстанавливает здесь субъективное измерение, которое поначалу было присуще понятию “либидо”.
Ж. Лакан по-своему интерпретирует фрейдовское понимание Ж., выдвигая его на первый план в психоаналитическом учении. В связи с этим он сосредотачивается на строгом разграничении близких по духу понятий Ж. — “потребности” и “запроса”. Потребность нацелена на особый объект и удовлетворяется этим объектом. Запрос всегда связан с обращением к другому человеку, даже в тех случаях, если устремлен на объект, поскольку за ним стоит просьба о любви. Ж. рождается в зазоре между потребностью и запросом; оно не сводимо к потребности, ибо не является отношением к реальному объекту, а есть отношение к фантазму; вместе с тем оно не сводимо и к запросу, властно навязывающему себя независимо от языка и бессознательного другого человека и требующему абсолютного признания себя другим человеком. Ж. — это то, что остается после запроса, когда он удовлетворен. Диалектика Ж. такова, что его удовлетворение может приводить к исчезновению самого Ж., т. е. первичного жизненного импульса; такое удовлетворение равносильно смерти, поэтому для поддержания жизни необходимо возникновение все новых и новых объектов Ж. Но подлинное Ж., по Лакану, обращено не на овладение этими объектами, а на стремление к слиянию с миром. Слиться с миром — означает получить признание с его стороны, быть любимыми другими людьми. Следовательно, подлинное Ж. человека состоит в том, чтобы его желал и в нем нуждался Другой: он хочет сам быть “объектом”, которого не хватает партнерам по социальной коммуникации, хочет быть причиной “желания” с их стороны. Т. о., обнаруживается фундаментальная зависимость субъекта от окружающих его людей, от Другого, носителя “символического”. Ж. оказывается заключенным в символическом, т. е. в языке. Лакан отмечает, что момент, когда Ж. становится человеческим, совпадает с моментом, когда ребенок рождается в языке. В этот момент субъект не просто справляется со своим лишением, принимая его, но возводит свое Ж. во вторую степень, ибо его действие разрушает тот объект, который оно само заставляет появляться и исчезать. Его действие негативизирует силовое поле Ж., становясь объектом для себя самого. И объект этот, воплотившись в символическую пару двух элементарных восклицаний, говорит о происшедшей в субъекте интеграции фонем, чью синхроническую структуру существующий язык предлагает ему усвоить. Ребенок начинает включаться в систему конкретного дискурса своего окружения. Даже в одиночестве Ж. маленького чело-
==289
- Предисловие к первому изданию
- Предисловие ко второму изданию
- Аналитическая философия -
- Антропология православная
- Антропология православная
- Антропология православная
- Апофатическая теология
- Апофатическая теология (от
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Арабская философия
- Арабская философия
- Аутентичность
- Воспроизводство
- Всеединство
- Вселенское человечество
- Вселенское человечество
- Вытеснение
- Гендерные исследования
- Гендерные исследования
- Гендерные технологии -
- Глобальность
- Деконструкция
- Джайнизм
- Добро и зло
- Дополнительность
- Евразийство (Евразийское движе-
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Единичное и общее
- Желание
- Желание
- Желание
- Идентичность персональная (тождество личности)
- Идеология
- Имманентное и трансцендентное
- Индивидуальное и коллективное
- Индийская философия
- Индийская философия -
- Индустриальное общество --
- Историко-психологическое доказательство бытия бога -
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Качество и количество -
- Компаративистика
- Комплекс
- Конечное и бесконечное
- Конечное и бесконечное -
- Конституирование
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Кооперация
- Космологическое доказательство бытия бога
- Креационизм научный
- Креационизм научный (от
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Либерализм
- Либерализм
- Линейность и нелинейность
- Логика высказываний, или пропозициональная логика -
- Логика высказываний, или пропозициональная логика
- Логика предикатов
- Логосфера
- Массовая коммуникация -
- Материя
- Машина и машинность (от
- 5. Е. Кемеров
- Мировоззрение
- Мистицизм, мистика (от
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Нарратология
- Нарратология
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Национальный характер
- Национальный характер -
- Неразрешимости
- Номадология
- Номадология
- Номадология
- Ноосфера
- Ноосфера
- Ноосфера
- Обществознание
- Онтология социальная -
- Основание и обоснованное -
- Отношения общественные -
- Отражение
- Отрицание (диалектическое)
- Отчуждение
- Память коллективная
- Память коллективная
- Парадигма
- Познание
- Познание
- Постмодернизм
- Правдоподобные рассуждения
- Практика
- В. Е. Кемеров
- Прерывное и непрерывное -
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психология
- Психология
- Рациональное
- Религия
- Религия
- Риторика
- Риторика
- Риторика
- Русский космизм
- Русский космизм
- Русский космизм
- Само...
- Свойство
- Секуляризация
- Семантика
- Семантика
- Семиотика
- Симулакрум
- Синергетика
- Синергетика
- Система
- Система
- Скептицизм
- Скептицизм
- Скептицизм
- Славянофильство и западничество
- Совместное и разделенное -
- Сознание
- Социальная философия -
- Социального обмена теория
- Социального обмена теория
- Социосемиотика
- Социосемиотика
- Структурализм
- 3. Фрейд в своем “Введении в психоанализ” подчеркивал особое значение с. В создании культуры и общества вообще. Путем с. Феномен аффективного влечения с необходимостью превращает
- 1) Логико-лингвистическая подсистема т. Она включает алфавиты и слова-
- Теософия и антропософия
- 1. Чисто условный силлогизм, где все посылки — условные суждения.
- Формальная философия
- Формальная философия -
- Ценность
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Часть и целое
- Часть и целое
- Часть и целое
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Эзотеризм
- Экономия
- Эмерджент
- Эсхатология
- Эсхатология
- Этнометодология
- Этнометодология
- Этноцентризм
- Эффективность