logo search
Философия

Комплекс

нение по аналогии, исходя из известного стремится сделать вывод о неизвестном. Как и парадигматическое, оно основывается на представлении о тождестве как общезначимой форме. Т. о. сравнение по аналогии без всяких переходов становится обобщающим сравнением, когда на основании одной обнаруженной аналогии между отдельными конкретными случаями делают вывод об аналогии во всех остальных случаях. Например, сравнение в исторической концепции Тойнби — главное методологическое средство, т. к. вся она основывается на формальном законе аналогии, а каждая отдельная аналогия подтверждает закон целого.

Индивидуализирующий метод сравнения предполагает сравнение индивидуальностей; индивидуальность понимается в самом широком смысле как особенность. Суть этого вида сравнения сводится к восхождению от особенного к общему путем сравнения различных форм особенного. Основной тип суждения связан с компаративом “отличен”. По мысли историка Ранке, отправляясь от особенного, мы можем смело и обдуманно подняться до всеобщего. От всеобщих же теорий нет пути к созданию особенного.  Индивидуализирующий  метод сравнения был разработан прежде всего неокантианцами Риккертом и Дильтеем. Они применили его при сравнении исторических индивидуальностей. М. Вебер пошел дальше, призвав к воспроизведению не только конкретной особенной индивидуальности в истории, но и к созданию “индивидуальных целостностей”, воспроизведению их в качестве “тотальностей высшего порядка” (в истории это, например, “великие державы”, в философии — “философская культура”).

В современной ситуации постмодернизма в основе всех компаративистских исследований прослеживается влияние тезиса о том, что сравнимость — абсолютна, несравнимость — относительна. О. В. Охотников

КОМПЛЕКС — организованная совокупность аффективно заряженных мыслей, представлений, воспоминаний, интересов и установок личности, воздействие которых на актуальную психическую жизнь происходит как правило бессознательно. Формируется главным образом в раннем детстве на основе межличностных отношений и обуславливает многие закономерности последующей психической жизни.

К. могут стать отколовшаяся часть психики, набор образов и идей, группирующихся вокруг центра, имеющего своим источником как архетипы, символы, мифы, так и травматические переживания, фрустрации, характеризующиеся общим эмоциональным настроением. Начиная действовать, становясь “констеллированными”, К. накладывают отпечаток на поведение и характеризуются аффектом, вне зависимости, сознает это человек или нет. К. представляет собой устойчивую последовательность ассоциативных цепей. Новые жизненные ситуации бессознательно сводятся к ситуациям из глубокого детства; тем самым поведение управляется скрытой и неизменной структурой.

Фрейд выделил несколько фундаментальных базовых К., среди которых: а) Эдипов К. (получивший свое название от известного греческого мифа о царе Эдипе, убившем своего отца и вступившем в брак со своей матерью), определяющий социальную позицию субъекта (“эдиповская триангуляция”), представляющий собой основу структурирования личности и формирования человеческих желаний; б) К. кастрации, который сопровождает процесс формирования и развития сексуальной идентичности, провоцируя фобические и агрессивные тенденции в эволюции личности (его более общее понимание связано с таким порядком в культуре, когда право на использование чего-либо всегда связано с социальным запретом или в равной мере с нарушением этого запрета). В этих и мн. др. К. психоанализ находит опору всей психопатологии и стремится выявить своеобразие их возникновения, функционирования и возможности устранения для каждого конкретного случая патологии.

Представление о К. основано на оп-

 

==423