logo search
Философия

Цивилизация

качественное своеобразие всего сущего. Представление о реальности как гармонии всех видов Ц. в чистом динамизме “единого ци.” мира обозначало не столько сущности, сколько функциональные зависимости и характеристики вещей и не знало дуализма духа и материи. В своих работах В. В. Малявин переводит Ц. как “жизненная энергия” или “дыхание”. Концепции А. И. Кобзева и В. В. Малявина объединяют признание материально-идеального характера Ц. Но, например Ян Хиншун утверждал, что Ц., буквально “воздух”,. у древнекитайских материалистов означает материальную субстанцию вещей, а у идеалистов — дух. Причем Ц. в толковании сторонников даосизма делятся на две части: “тончайшие”, образующие у человека духовное начало, и “грубые”, из которых состоит его тело. В настоящее время это утверждение следует признать устаревшим, поскольку, начиная с работ А. М. Карапетьянца, доказано, что в классической китайской философии не было понятий, обозначавших “дух” и ничто иное, “материю” и ничто иное.

Традиционные концепции Ц. в настоящее время играют большую роль в теории китайской медицины. Согласно функциям внутри человеческого тела, Ц. рассматривается как вид сигнала вместе со своим носителем и предполагается, что этот носитель есть некая субстанция. Поэтому Ц. означает не только вдох кислорода и выдох углекислого газа, но и вид субстанции, которая несет более ценный и сложный сигнал и энергию. Такую Ц. обычно называют “внутренней” или “истинной” в отличие от вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Истинная Ц. в человеческом теле является побудительной силой его жизнедеятельности. Истинная Ц. классифицируется на первоначальную небесную (внутриутробную) и вторичную небесную (послеродовую); Внутриутробная Ц. также делится на основную (жизненная энергия) и изначальную (первобытную). Основную Ц. человек получает от родителей на стадии зачатия. Изначальная Ц. обеспечивает физиологические функции тканей и ор-

ганов тела. Она образуется во время внутриутробного развития плода. Послеродовая Ц. в свою очередь делится на два вида: небесную и земную. Небесную Ц. человек вдыхает и выдыхает. Земная Ц. означает “ци воды и зерна”. Она усваивается при помощи пищеварительной системы. Человеческий организм может существовать только тогда, когда он наполнен небесной и земной Ц. Внутриутробная Ц. “является движущей силой жизни”, а послеродовая Ц. — материалом, который обеспечивает поддержание жизни. Эти два последние вида Ц., т. о., можно сравнить с “актом” и “потенцией” или с “материальной” и “движущей” причинами в философии Аристотеля.

(Лит.: Кобзев А. И. Учение Ван Янмина и классическая китайская философия. М„ 1983, с. 163 - 170; Малявин В. В. Мудрость безумных речей // Чжуанцзы, ле-цзы. М., 1995, с. 3 — 56; Древнекитайская философия. В 2 т. М-, 1994; Чжан Юйлань. “Чжуан-цзы” с переводом на байхуа. Сиань, 1994 (на кит. яз.); La Tzu. Tao te Ching. Translated with an introduction by D. C. Lau.)

А. Л. Мышинский

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civitas город, гражданское общество, государство) — понятие, сложившееся в конце XVIII в. в Западной Европе и к настоящему времени ставшее способом ценностной самоидентификации современного человечества в его отношении к природе, социуму и культуре.

Древние греки и римляне видели свое превосходство над варварами, живущими на периферии их мира, в наличии городов-государств, в рациональной организации политической жизни и в гражданских достоинствах, как личных (учтивость, приветливость, вежливость), так и общественных (солидарность, ответственность, доблесть). С появлением городов-государств связано возникновение и древнекитайской Ц., где в свою очередь образование  этнокультурно-политического комплекса “срединных” царств сопровождалось складывающимися представлениями об их превосходстве над ос

==1008*