Шизоанализ
орденов (шейхи, ишаны) в некотором смысле по статусу напоминают генеральных капитулов или великих магистров католических монашеских орденов в средневековой Европе. Однако в отличие от них шейхи наследовали своим потомкам, а не избирались и не утверждались, как утверждались папой римским великие магистры.
Учение Ш. содержит проповеди спасения души и бренности земного существования, проповедует аскетизм, братство мусульман любой национальности.
Причинами возникновения и развития религиозно-философских тенденций, формировавшихся в Ш., являются социально-политические проблемы российских мусульман, приведшие к возникновению эскапистских и панисламистских настроений.
(Лит.: Ислам — Энциклопедический словарь. М., 1991; Исхаки Г.Г. Идель — Урал. Набережные Челны: Газетно-книжное изд-во “КАМАЗ”, 1993, с. 35 - 37; Смирнов А. В. Великий шейх суфизма. М., 1993, 328 с.; Тримингем Дж. С. Суфийские братства и ордены. М., 1989, 328 с.; Философский энциклопедический словарь. М., 1983. с. 664.)
И. А. Латыпов
ШИЗОАНАЛИЗ — направление в современном постструктурализме. Ш. представлен работами Ж. Делеза и Ф. Гваттари, прежде всего их совместным трудом “Капитализм и шизофрения” (1972 — 1980). В основе этой работы — критика психоанализа и учение о капитализме в его связи с шизофренией. При этом капитализм и психоанализ рассматриваются как единый репрессивный аппарат. Капитализм критикуется за антигуманизм и разрыв естественных связей человека с природой (реальным) и обществом (производством желания). В психоанализе подвергается критике “эдипизация” бессознательного. По мнению Делеза и Гваттари, именно благодаря введению Эдипова комплекса происходит отчуждение пространства человеческих желаний. Открытие производства желания, разных видов производства
бессознательного, по праву, считается достоянием психоанализа. “Но из-за Эдипа это открытие было вскоре затемнено новым идеализмом: место завода бессознательного занял античный театр, место продуктивного бессознательного — бессознательное, которое может лишь выражаться (миф, трагедия, сон)”. Критике подвергается также структурный психоанализ Ж. Лакана. Психоанализ Лакана — это возвращение от Эдипа-образца к Эдипу-деспоту. Вся концепция бессознательного и производства желания как желания “другого” размещается в пространстве между воображаемым и символическим: реальное вытесняется из всех механизмов бессознательного, реальное невозможно, реальное навсегда утеряно. Ш. предполагает как раз освобождение бессознательного от господства Эдипова комплекса, реального от воображаемого и символического, и исследование бессознательного как “производства желания”. В то время как психоанализ подчиняет “производство желания” производству фантазмов, капитализм и, соответственно, марксистская теория капиталистического производства, открыв законы социального производства, извращают его, поскольку не видят тесной связи производства и желания. В то время как психоанализ лишает желание его социального содержания, капитализм и марксизм лишают социальное его желающего характера. Со ссылкой на последние работы Пьера Клоссовского единственный выход за пределы “стерильного параллелизма между Марксом и Фрейдом” авторы видят в следующем: “это можно сделать, открыв способ, каким общественное производство и производственные отношения являются производством желания, и то, каким образом аффекты и импульсы составляют часть инфраструктуры, ибо они составляют ее часть, наличествуя в ней всевозможными способами, порождая угнетение в его экономических формах, а также средства его преодоления” (Делез и Гваттари). Объединение марксистской теории социального производства и психоаналитической теории
==1019*
- Предисловие к первому изданию
- Предисловие ко второму изданию
- Аналитическая философия -
- Антропология православная
- Антропология православная
- Антропология православная
- Апофатическая теология
- Апофатическая теология (от
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Априорное и апостериорное
- Арабская философия
- Арабская философия
- Аутентичность
- Воспроизводство
- Всеединство
- Вселенское человечество
- Вселенское человечество
- Вытеснение
- Гендерные исследования
- Гендерные исследования
- Гендерные технологии -
- Глобальность
- Деконструкция
- Джайнизм
- Добро и зло
- Дополнительность
- Евразийство (Евразийское движе-
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Евразийство (Евразийское движение)
- Единичное и общее
- Желание
- Желание
- Желание
- Идентичность персональная (тождество личности)
- Идеология
- Имманентное и трансцендентное
- Индивидуальное и коллективное
- Индийская философия
- Индийская философия -
- Индустриальное общество --
- Историко-психологическое доказательство бытия бога -
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Историцизм
- Качество и количество -
- Компаративистика
- Комплекс
- Конечное и бесконечное
- Конечное и бесконечное -
- Конституирование
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Конфуцианство (confucianism)
- Кооперация
- Космологическое доказательство бытия бога
- Креационизм научный
- Креационизм научный (от
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Культурно-исторических типов теория
- Либерализм
- Либерализм
- Линейность и нелинейность
- Логика высказываний, или пропозициональная логика -
- Логика высказываний, или пропозициональная логика
- Логика предикатов
- Логосфера
- Массовая коммуникация -
- Материя
- Машина и машинность (от
- 5. Е. Кемеров
- Мировоззрение
- Мистицизм, мистика (от
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Натратив, повествование
- Нарратология
- Нарратология
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научное сообщество
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Научный потенциал общества
- Национальный характер
- Национальный характер -
- Неразрешимости
- Номадология
- Номадология
- Номадология
- Ноосфера
- Ноосфера
- Ноосфера
- Обществознание
- Онтология социальная -
- Основание и обоснованное -
- Отношения общественные -
- Отражение
- Отрицание (диалектическое)
- Отчуждение
- Память коллективная
- Память коллективная
- Парадигма
- Познание
- Познание
- Постмодернизм
- Правдоподобные рассуждения
- Практика
- В. Е. Кемеров
- Прерывное и непрерывное -
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психоанализ
- Психология
- Психология
- Рациональное
- Религия
- Религия
- Риторика
- Риторика
- Риторика
- Русский космизм
- Русский космизм
- Русский космизм
- Само...
- Свойство
- Секуляризация
- Семантика
- Семантика
- Семиотика
- Симулакрум
- Синергетика
- Синергетика
- Система
- Система
- Скептицизм
- Скептицизм
- Скептицизм
- Славянофильство и западничество
- Совместное и разделенное -
- Сознание
- Социальная философия -
- Социального обмена теория
- Социального обмена теория
- Социосемиотика
- Социосемиотика
- Структурализм
- 3. Фрейд в своем “Введении в психоанализ” подчеркивал особое значение с. В создании культуры и общества вообще. Путем с. Феномен аффективного влечения с необходимостью превращает
- 1) Логико-лингвистическая подсистема т. Она включает алфавиты и слова-
- Теософия и антропософия
- 1. Чисто условный силлогизм, где все посылки — условные суждения.
- Формальная философия
- Формальная философия -
- Ценность
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Цивилизация
- Часть и целое
- Часть и целое
- Часть и целое
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Шизоанализ
- Эзотеризм
- Экономия
- Эмерджент
- Эсхатология
- Эсхатология
- Этнометодология
- Этнометодология
- Этноцентризм
- Эффективность