logo
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?

вспышка молнии — гром;

день — ночь;

уголовное наказание — судимость;

права — обязанности;

гражданское общество — правовое государство.

7. Согласно Ф. Энгельсу, случайность является «дополнением и формой проявления необходимости».

Может ли случайность быть необходимостью, а необходимость — случайностью одновременно?

Может ли случайность стать необходимостью, а необходимость случайностью?

Возможно ли существование «чистой» (не связанной со случайнос­тью) необходимости и «чистой» случайности?

Случайность или необходимость — авария самолета, столкнувшего­ся со стаей гусей, летящих на юг?

8. Из перечисленных ситуаций определите, какая может быть опре­делена как реальная или абстрактная возможность:

победа над противником при исходном равенстве сил;

космический полёт в начале XX века;

формирование правового государства в России;

падение подброшенного человеком предмета на землю;

уничтожение жизни на Земле;

искусственное создание живого организма.

9. Может ли объективно истинное знание с течением времени стать ложным? Если да, то приведите примеры, подтверждающие это.

10. Можно ли доказать, что отрицание объективности истины ве­дет к агностицизму?

11. Существуют ли такие высказывания, истинность которых мо­жет быть установлена непосредственно из их формы, минуя практику? Если ваш ответ на этот вопрос утвердительный, то приведите приме­ры таких положений. Если же ваш ответ отрицательный, то объясните, почему это возможно.

12. Предложенные вопросы предназначены для активизации мышления и способствуют последовательному, непротиворечивому и обоснованному изло­жению мировоззренческих взглядов.

Как вы понимаете выражение Ф. Ницше: «Философ познает — творя, и творит, — познавая»?

Как можете объяснить слова А. Шопенгауэра: «Ум развивается очень рано, хотя созревает лишь позже» ?

Объясните слова Плотина: «Материя — ложь и все-таки истина».

О чем идет речь в античном афоризме: «Устами младенца глаголет ис­тина»?

В чем смысл русской поговорки: «Правда глаза колет» ?

Как вы понимаете высказывание: «Если говорить правду, свидетели не нужны» ?

Объясните слова Квинтилиана: «Практика без теории ценнее, чем те­ория без практики».

Как понять античный афоризм: «То, что знаем — капля, чего не зна­ем—море»?

Как можете объяснить слова Сократа, приводимые Платоном: «Я знаю, что ничего не знаю» ?