logo
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§1. Бытие, его структура, формы и способы существования

В разговорном языке термин «бытие» име­ет три основных значения. Бытие означает объективную, существующую независимо от нашего сознания, реальность. Слово «бытие» используется для обобщения условий матери­альной жизни людей и общества. Наконец, бытие есть синоним другого слова - «сущест­вование». Быть - значит существовать.

В философии, некоторых других науках понятие бытия также многозначно и представ­ляет важную мировоззренческую проблему. Понимание бытия исторически связано с той или иной ориентацией че­ловека, социальных общностей относительно внутреннего и внешнего мира жизни людей. В зависимости от выбора, в основе которого может быть наука, религиозная вера, мистика, фантазия, практическая жизнь, и определяется бытие. Философия как наука рассматривает проблему бытия основой теории всеобщего и конкретного типа мировоззрения, главной частью метафилософии.

В широком проблемном аспекте понятие «бытие» охватывает все, что существует, что есть, что наличествует. Категория бытия предельно ши­рока по объему и многообразна по содержанию. Бытие соотносится с не­бытием - с тем, чего нет, а также с тем, чего не может быть вообще.

Более конкретно бытие означает весь существующий материальный мир. Иногда материальный мир трактуется как объективная реальность, то есть существующая независимо от человека и его сознания. В таком объяснении есть некоторая неточность. Она состоит в том, что термин «объективный» не охватывает в данном случае всего, что существует не­зависимо от человека. Вне и независимо от нашего сознания существуют многие формы идеального. Так, потребительная стоимость товара, кра­сота природы, добро как явление нравственности общества нематериаль­ны. Сознание одного человека как субъективная для него реальность в соотношении с сознанием другого человека также существует объектив­но. Оно независимо от сознания второго индивида.

Объективность материального так или иначе может быть обоснована экспериментально, эмпирически. Например, доказывать существование природы, космоса, независимого от человека и его сознания, нет особой необходимости. Обосновать независимость физического существования человека, его организма от сознания уже сложнее. Суждение о том, что человек — частичка, элемент природного мира, а значит - объективная реальность, представляет выводное, логическое знание. Оно требует до­полнительной аргументации в соотношении с психофизическими и ду­ховными характеристиками человека.

Обосновать существование объективно идеального сложнее. Различ­ные эксперименты и опыт могут лишь опосредованно что-то доказать или опровергнуть. Аргументация объективно идеального осуществляется в основном логически и мировоззренчески. А часто основана на вере. Так, Г. Гегель логически доказывал существование абсолютной идеи (аб­солютного духа). Бог в религиозной философии и теологии также обос­новывается логически или просто принимается на веру.

Поэтому бытие объективного мира охватывает, с одной стороны, все материальное, существующее вне и независимо от человека и его созна­ния, а с другой - все идеальное, также существующее вне и независимо от человека. Само понимание объективного связано с человеком как субъектом, обладающим сознанием, то есть с субъективным.

Объективный материальный мир - это природа, вселенная, космос. Объективный идеальный мир сложно обобщить в каких-то иных предельно общих понятиях. Он так же многообразен, как и материальный мир, но во многом зависит все-таки от субъективности человека, от его способности фантазировать, предвидеть, предчувствовать, предполагать. Часто идеальный образ сознания отчуждается от человека и начинает су­ществовать как бы объективно, самостоятельно. Например, мыслителей прошлого давно нет как физических представителей человеческого рода, но их идеи сохранились, они используются современным человечеством.

Решая свои задачи, к проблеме бытия обращаются многие науки. Не­которые из них специально изучают бытие, его признаки, структуру, формы. Так, фундаментальная физика и химия выступают базовыми на­уками, на основе которых формируется естественнонаучная картина ми­ра (бытия). Математика развивает и обосновывает свою модель бытия. Биология разрабатывает концепцию бытия живого. Философия в основ­ном мировоззренчески решает проблему бытия, дополняя данное объяс­нение знаниями естественных, технических и общественных наук. Оно состоит в том, что бытие аргументируется с использованием тех или иных ценностных, гносеологических и иных ориентации философа, не должно приниматься как единственно возможное или правильное, но лишь как исходное, как позиция.

К основным философским проблемам бытия можно отнести: опреде­ление бытия; обоснование его видов и форм; проблему единственности и единства бытия; соотношение вечности и неуничтожимости бытия в целом и конечности, уничтожимости его конкретных элементов; соотношение единства и целостности бытия с многообразием и относительной самостоятельностью элементов содержания; проблема независимости бытия от человека и объективная включенность человека в бытие и др. Важной философской проблемой остается взаимосвязь возможного (потенциального) и реального (актуального) бытия.

Принципиальной проблемой философии традиционно считается соотношение материального и идеального (нематериального) бытия. В философии марксизма данная проблема была обозначена как основной во­прос философии. Он формулировался как вопрос об отношении мышления к бытию, духа - к природе. Под бытием в данном контексте понимался материальный мир.

Соотношение материального и идеального, природы и духа рассмат­ривается по двум основным позициям. Первая позиция (или первая сторона основного вопроса философии) выясняет первичность материального или идеального. Вторая позиция (или вторая сторона основного вопроса философии) состоит в аргументации возможности человека по­знавать бытие.

В зависимости от приоритетности того или иного начала по первой позиции философы и философские школы разделяются на материалистов и идеалистов, материалистические и идеалистические школы. Считается, что линия (традиция) материализма берет начало от древнегреческого философа Демокрита, наиболее последовательно и полно отстаивавшего первичность материального. Он предложил, что основой всего является атом — неделимая, неразвивающаяся, непроницаемая материальная час­тица. Из различных сочетаний атомов, считал Демокрит, и состоят все предметы. Сознание (душа) - вторична по отношению к материальному.

«Линия» (традиция) объективного идеализма была заложена, как признано многими философами, древнегреческим мыслителем Плато­ном. Он выдвинул положение об идее как особой сущности, независи­мой от вещи. Не сознание человека, а идеи предшествуют всем материальным предметам. Идея, по Платону, — это вне сознания человека и вещей существующее начало всего.

Материализм и идеализм, зародившись в Древней Греции, существу­ют и сегодня. Обостренные отношения между представителями данных противоположных направлений в объяснении начал бытия существова­ли не всегда. Исторически по различным политическим, идеологичес­ким и иным обстоятельствам они приобретали конфликтный характер. Например, в европейском средневековье, в борьбе сторонников марк­систской философии и ее противников во второй половине XIX — пер­вой половине XX веков. Аргументация в пользу материализма или идеа­лизма часто приобретала идеологизированный характер. Следствием такого рода дискуссий был уход в абстрактно-схоластические и спекуля­тивные рассуждения. Нагнеталась взаимная вражда, предпринимались преследования лиц, не разделявших утвердившейся точки зрения.

Со второй половины XIX века и до 80-х годов XX века идеологизм в решении основного вопроса философии выразился в абсолютизации классового подхода к анализу социальных процессов. Марксизм распро­странил классовый подход на объяснение и предельно широких проблем бытия. Считалось, например, что носителями материалистического, то есть научного мировоззрения являются только трудящиеся массы и их сторонники. Буржуазия, помещики и феодалы — сплошь идеалисты и не способны сформировать научное мировоззрение.

Сегодня противопоставление материалистической и идеалистической позиций в философии стало не таким явным и конфликтным. Решение проблемы о первичности того или иного начала бытия является мировоз­зренческим и методологическим. Строго научно, с использованием эксперимента, достижений естественных и других наук невозможно дока­зать или опровергнуть первичность материального или идеального бытия. Например, суждение о том, что космос существовал всегда и вы­ступает поэтому первичным по отношению к каким-либо формам иде­ального, является мировоззренческим. Оно может быть обосновано лишь формально-логически, но не экспериментально, или принято без всякого доказательства, на веру. Данное суждение порождает ряд других мировоззренческих вопросов; если космос существовал всегда, то может ли такое быть? Если космос безграничен, то как это должно быть поня­то человеком? Как объяснить бесконечность космоса в соотношении с конечностью его конкретных элементов и состояний. Ответить на подобные вопросы можно также только мировоззренчески. Поэтому ут­верждать, что материалистический подход является правильным или да­же научным в соотношении с неправильным идеалистическим подхо­дом, вряд ли можно. Несостоятельна и противоположная подобная аргументация.

Материализм и идеализм - это два варианта мировоззренческого объяснения бытия. Они дополняются дуализмом — еще одним вариан­том, когда материальное и идеальное признаются существующими одно­временно. Он также представляет мировоззренческую позицию относительно «иерархии» материального и идеального бытия. Философия, по-разному объясняя соотношение материального и идеального, не фор­мирует научного, строго доказательного и обоснованного знания. Это мировоззренческое объяснение, мера истинности которого будет уточняться и пополняться на всем протяжении жизни человечества как «веч­ная истина». Но вообще отбросить проблему бытия как научно не реша­емую тоже нельзя. Она продолжает вызывать интерес, побуждает к новым открытиям в конкретных сферах бытия.

Как видно, многие философские проблемы бытия имеют не строго на­учный, а теоретико-мировоззренческий характер. То или иное их решение сложно оценить как «правильное» или «неправильное». Варианты реше­ния выражают мировоззренческий выбор, определяют тип мировоззре­ния, его предельно общую направленность. Философ или просто человек имеют естественное право остановиться на том или ином варианте объяс­нения бытия, который им более импонирует, отвечает соответствующим мировоззренческим идеалам и потребностям.

Понимание бытия связано также с вербальным его выражением. Ча­сто бытие обозначается словом «мир» или «все существующее». В совре­менном разговорном русском языке существует 13 основных значений слова «мир» и несколько десятков словосочетаний. К объяснению бытия относятся несколько значений. Выражение: «Мир есть, был и будет» - вечно правильное суждение, но имеет ряд акцентов. Во-первых, мир - это совокупность всех форм материального в земном и космическом пространстве (Вселенная, космос). Во-вторых, мир означает часть Вселенной, планету.. В-третьих, слово «мир» характеризует земной шар, Землю, все то, что существует на Земле. В-четвертых, термин «мир» используется для дифференциации целого, системы: неорганический и органический мир, мир растений и мир животных, мир человека, а также мир идей, духовный мир и т.д.

Бытие как весь существующий мир имеет эти акценты. Они в основ­ном отражают различные подходы к материальному миру. Но бытие, как было отмечено, включает в себя все существующее. Поэтому категория бытия охватывает как материальный, так и идеальный (духовный) мир. В связи с таким пониманием бытия в философии достаточно актуальной является проблема единства мира (бытия).

Выражение «бытие мира» может быть понято как тавтология, как употребление слов-синонимов. Поскольку бытие — это и есть материаль­ный и идеальный мир, то бытие и мир — синонимы. Но к этому необхо­димо дополнить следующее. Бытие как все существующее соотносится с миром в грамматическом контексте. Мир — это все, что есть, а бытие указывает на то, что он существует, функционирует. Поэтому словосоче­тание «бытие мира» грамматически выражает простое повествовательное предложение - существование мира. Или: мир есть, он наличествует, су­ществует. В данном смысле бытие имеет как бы подчиненное значение по отношению к миру. Но это формальная сторона соотношения поня­тий «бытие» и «мир».

Важно подчеркнуть, что понимание бытия, то есть «существования всего существующего» не позволяет выяснить субстанциональную основу бытия. Утверждение, что мир существует, не проясняет того, а из чего он состоит, из какого «материала». Определение субстанциальности бытия дает возможность найти основу его единства. Существование мира (то есть бытия) не может служить такой основой, поскольку существует и ма­териальное, и идеальное, которые субстанциально противоположны, не­совместимы. Материальный мир состоит из вещества и физических по­лей. Идеальный мир состоит из идей, нематериальных явлений. Идеальное в частных случаях выступает по отношению к материальному его свойством. Например, сознание есть свойство мозга человека и само­го человека. Но все - и материальное, и идеальное - существует, а объе­динить их нельзя, так как идеальное по отношению к материальному - ничто.

Более верным методологическим подходом к пониманию единства мира (бытия) является применение понятия «единство» только к матери­альному миру. Мир един в том, что он материален. Иными словами, в бы­тии един только материальный мир, поскольку обладает субстратностыо. Единство идеального мира проблематично уже потому, что объективно идеальный мир несовместим с субъективно идеальным (духовным) миpoм человека. Можно, например, считать, что бытие, и идеально-объек­тивное бытие в частности, едины в Боге. Во многих религиях Бог рассма­тривается как Абсолютная Истина, Абсолютное Добро и Абсолютная Красота, как Творец, Созидатель. Но объяснить такое понимание Бога как единства объективно идеального и всего бытия можно опять же толь­ко мировоззренчески или на основе веры. К тому же, в различных фило­софских системах существует большое разнообразие в понимании Бога, а также объективно идеального.

Как видно, объяснение единственности и единства мира как бытия может быть различным. Оно в любом варианте является мировоззренче­ским. Но важно подчеркнуть, что утверждение реальной единственности материального мира и его единства в материальности намного ближе к наукам, объясняющим конкретные виды и формы бытия. Оно облада­ет большей методологической убедительностью, чем религиозное, мистическое, объективно-идеалистическое и иное обоснование единства бытия.

Рассмотрение проблемы бытия дает возможность выделить элементы его содержания, взаимосвязи координации и субординации между ними. Прежде всего, бытие включает два вида: материальное и идеальное (не­материальное) бытие. Как отмечалось, это не всегда «равноправные» и соотносимые элементы. В различных мировоззренческих решениях их координация и субординация рассматривается весьма вариативно.

Структуру материального бытия можно представить единством трех элементов: микромир, макромир и мегамир. Микромир — это мир «эле­ментарных» частиц, атомов, молекул. К макромиру относятся достаточ­но крупные материальные объекты. Земля, население Земли, элементы культуры общества - явления макромира. Мегамир характеризует объ­екты космоса.

Структуру материального бытия составляет также единство конкрет­ных его форм (подвидов), существенно отличающихся друг от друга: бы­тие природы, бытие человека, бытие общества.

Бытие природы представляет существование неживой и живой при­роды. Оно подчиняется физическим, химическим, геологическим, био­логическим и другим законам. Бытие природы - это Вселенная, космос, среда обитания человечества. Наличие Солнца и солнечной системы, од­ной из планет которой является Земля с ее биосферой и другими призна­ками, образовали совокупность условий, сделавших возможной сущест­вование живого, жизни. Представителем живого являются человек, животный и растительный мир.

Космос еще мало изучен. Многие его процессы и состояния непонят­ны людям, но оказывают системное воздействие на земную жизнь, на функционирование Земли как планеты. Природа Земли изучена более обстоятельно. Человечество активно использует для своей жизнедеятельности природные условия и ресурсы. Иногда природопользование приобретает хищнические, варварские формы, стимулируя возникновение и обострение экологических проблем.

Бытие человека представляет жизненный цикл каждого отдельного индивида, а также существование человека как вида живого по соотношению с жизнью растений и животных. Природа человека указывает на его неотделимость от естественной природы, космоса. Еще древние мыс­лители сформулировали положение: человек есть микрокосм, космос в миниатюре. Ему присущи все основные, типические для природы признаки и процессы. Вне природы Земли он существовать не может. Пере­мещаясь в космос, человек должен воспроизвести или сохранить в ос­новных показателях условия земной жизни: по воздуху, воде, пище, температуре и т.п. В этом плане человек выступает связующим звеном между естественной (первой) природой и искусственной (второй) природой, созданной самими людьми, их культурой.

Бытие человека осуществляется не только в мире природы, но и в об­ществе. Социальное бытие человека отличает его от бытия других видов живого. В обществе человек социализируется, то есть приобретает эко­номические, политические, правовые, нравственные, духовные и иные качества. Благодаря им он осуществляет общение, поведение и деятель­ность, участвует в воспроизводстве, распределении и потреблении мате­риальных и духовных благ. Обладая сознанием и мировоззрением, соци­альными качествами, человек становится личностью. Он осмысливает окружающий мир и самого себя целенаправленно, целесообразно, ак­тивно-творчески проявляет себя, удовлетворяет потребности и интересы.

Таким образом, бытие человека есть неразрывное единство биологи­ческого, психического и социального. Действительная жизнь каждого индивида представляет функционирование и проявление его организма, нервной деятельности и социальных качеств, духовности. Единством физического и психического, телесного и духовного, биологического и социального бытие человека неповторимо, оно не наблюдается ни в ка­ких иных предметах и явлениях бытия.

Бытие общества представляет совместную жизнедеятельность людей, имеющих определенную организацию - социальные институты, матери­альные и духовные блага, а также нормы и принципы, систему социаль­ных (общественных) отношений. В обществе как обособившейся части природного бытия действуют не только всеобщие, но и общесоциологи­ческие законы, а также законы более конкретного характера. В общест­ве достаточно наглядно проявляется прогрессивное и регрессивное развитие.

Главным фактором поступательного продвижения общества вперед и способом жизни субъектов выступает человеческая деятельность. Деятельностный подход к познанию исторического процесса позволяет найти главные мотивы и движущие силы социального развития, определить роль и место различных субъектов в создании и использовании благ, в преобразовании самой жизни.

Бытие общества осуществляется также способом культуры: в процессе возникновения, развития и смены общественно-исторических форма­ций, стадий, периодов и эпох; в утверждении признаков и процессов ци­вилизованного развития. Важным признаком социального бытия является система общественных отношений. Они действуют как отношения общения, отношения поведения и отношения деятельности. Общественные отношения чрезвычайно многообразны. Основные виды отношений в обществе - экологические, экономические, социальные, политические, правовые, нравственные, художественно-эстетические, отношения сво­боды совести, информационные, научные, семейные и другие.

В отличие от бытия природы, бытие человека и общества осуществля­ется на основе целеполагания, целесообразности, социальной активнос­ти, творчества, предвидения, хотя стихийные, самореализующиеся без участия сознания процессы также имеют место. Осмысленность бытия человека и общества связана с индивидуальным и общественным сознанием.

Бытие сознания представляет субъективно-идеальную форму бытия. Сознание индивида как особый элемент его психики и свойство голо­вного мозга (высшей нервной деятельности) идеально. Оно проявляется через опредмечивание и распредмечивание. Возникающие в сознании идеальные образы на основе познания материального мира составляют процесс распредмечивания сознания. Воплощение на практике идеаль­ных образов означает объективацию или опредмечивание сознания. Бла­годаря сознанию, индивид может осуществлять осознаваемую, то есть чувственно воспроизводимую в сознании и понимаемую мыслительную и практическую деятельность, управлять собой, другими людьми, про­цессами, осуществлять иные действия. С помощью сознания осуществ­ляется выбор, ставятся цели и определяются задачи, намечаются планы, выбираются средства и способы их осуществления. Обладание сознани­ем наделяет человека способностью осуществлять созидательно-творче­скую деятельность, создавать «вторую природу» как главный элемент культуры.

Сознание социальных групп и общностей обобщенно обозначается терминами «общественное сознание» или «сознание общества». При всей условности данного обозначения, оно позволяет соотнести общественное сознание с индивидуальным сознанием, выявить общие признаки и отличия. Общественное сознание проявляется как совокупно-духовное свой­ство социальных общностей, которое не имеет материального носителя общественного мозга. Сознание как свойство мозга человека всегда инди­видуально. Но люди находят какие-то общие идеи, знания, идеалы, сов­местно разрабатывают различные планы, осуществляют на основе их конкретные действия. Общее в сознании многих людей, выраженное с той или иной степенью полноты и глубины, и образует общественное со­знание.

Бытие индивидуального и общественного сознания осуществляется также через функционирование его главного содержания - мировоззре­ния. Бытие мировоззрения связано с формированием и реализацией картины мира, а также позиций субъекта по отношению к себе, другим лю­дям, к окружающей действительности.

Картина мира как информационная основа мировоззрения исторически изменялась и постоянно пополняется. Примитивно-обыденное воспри­ятие бытия, существовавшее на заре человечества, дополнялось религиозно-мифологическим и абстрактно-логическим элементами. Постепенно доминантность приобретали теоретические, а в них - научные знания. Современная картина мира включает естественнонаучную, научно-техническую и социально-гуманитарную составляющие, а также соответствующие обыденные знания и верования. В ней сосуществуют религиозно-философский и светско-научный элементы. Она отягощена осмыслением глобальных, региональных и национально-государственных проблем.

Таким образом, бытие в философском понимании представляет все существующее, известное или неизвестное человеку. Сам человек — эле­мент бытия, обладающий важной особенностью - сознанием (душой). Структура бытия характеризуется соотношением материального и иде­ального бытия, бытия потенциального и актуального, бытия природы, человека и общества. Материальный мир может быть структурно пред­ставлен единством микро-, макро-, и мегамира. Проблема бытия - одна из важнейших мировоззренческих и методологических проблем теории всеобщего. Теория бытия получила специальное название — онтология.