logo
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§ 4. Этапы и содержание отечественной философии

Отечественная философская мысль является органической частью мировой философии и духовной культуры в целом. Вместе с тем она от­личается национальной самобытностью, а в определенной мере и уни­кальностью. Особенность русской философии состоит в том, что она представляет элемент диалектического взаимоотношения отдельного и общего, что определяется в свою очередь спецификой социокультурного развития первых форм российской государственности и духовности при переходе от первобытнообщинного типа общества к феодальному, от язычества к христианской религии.

Философское знание в Киевской Руси в периоды монгольского ига и централизованного Московского государства было фрагментарным, не самостоятельным и не систематизированным. Но оно существовало, развивалось, формировало основу становления философии как науки в XVIII в. В последующем оно было представлено самыми различными направлениями, ориейтациями и школами, что обусловлено генезисом отечественной философии и меняющимися социальными условиями. В этом контексте основные мировоззренческие, методологические, гносеологические, аксиологические принципы рассматривались с позиции материализма, как марксистского, так и немарксистского (Плеханов, Герцен, Чернышевский), и идеализма в светской (Введенский, Шпет) и в религиозной (Соловьев, Бердяев) формах. Следует отметить, что фило­софские идеи рассматривались не только в трудах философов, но и в произведениях выдающихся представителей мировой и отечественной науки (Ломоносов, Вернадский, Циолковский и др.), а также художест­венной литературы (Достоевский, Толстой и др.)

Как и во всей системе мировой философии, в русской философской мысли материализм и идеализм выражают единство противоположнос­тей, они не столько противостоят друг другу, сколько дополняют и обо­гащают научное философское знание.

Существуют альтернативные точки зрения на становление и развитие древнерусской культуры в целом, особенно древнерусской философской мысли. Представляется, что процесс становления философской мысли в Древней Руси (IX-XIII вв. н.э.) носил противоречивый характер. Основ­ным идейно-теоретическим фактором становления древнерусской фило­софской мысли явилось христианство. Вместе с тем языческое наследие лежало в основе мировоззрения широких народных масс, своеобразной «народной философии». Если же брать культуру древнерусского общест­ва в целом, то в ней языческие элементы играли большую роль и после принятия Русью христианства в 988 г.

Первым русским философом можно считать митрополита киевского Илариона (XI в.), автора известного «Слова о законе и благодати». Наря­ду с чисто богословскими догматами, в работе содержались собственно философские идеи. Таковы историософские положения о «двухступен­чатой линейной» всемирной истории, опирающиеся на идею смены со­стояния «закона» на состояние «благодати» по пути человечества к метаисторической «вечной жизни». Отсюда делается вывод о божественном равноправии «новых народов», о включении истории русского народа во всемирную историю. Характерным является решение Иларионом гносе­ологических проблем «богопознания», а также постижения людьми ис­тины. Он выделяет два типа истины, соответствующих Ветхому Завету Библии («закону») и Новому Завету Библии («благодати»), отстаивает позиции богословского рационализма. Внесли свою лепту в развитие русской предфилософии и многие другие церковные деятели, монахи, князья.

Отечественная философия формировалась и развивалась на протяже­нии ряда исторических эпох, от Средневековья до настоящего времени. В истории отечественной философии выделяется ряд этапов:

1. XI-XVII вв. - становление русской философии (предфилософия);

2. Философия в России XVIII в.;

3. Становление русской философии как науки (конец XVIII - первая половина XIX вв.);

4. Философия «серебряного века» в России (вторая половина XIX — 20-е гг. XX веков);

5. Современная отечественная философия (после 20 гг. XX в.)

Следует отметить, что после 1917 г. отечественная философия имела два крыла: зарубежное и внутреннее развитие философии советского пе­риода.

Первый этап. XI-XVII века — древнерусская философия (философия допетровского периода или русская средневековая философия). Ее особен­ностями являются: религиозно-христианская направленность; осмысле­ние государственности и гражданственности, «симфонии властей» - цер­ковной и государственной, а также фрагментарность, отсутствие самостоятельного статуса. Обосновывается философское понимание исто­рического процесса, место, и роль Руси в мировом сообществе (см. схему).

ДРЕВНЕРУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Киевский период Х1-Х11 вв.

Московский период

Раздробленность XII-XIV вв.

Период расцвета XIV-XVII вв.

Христианизация Руси. Влияние Византии.

Процесс формирования основ древнерусской религиозной философии.

Исихазм (покой, молчание) -аскетическое учение о пути человека к единению с Богом. «Русская идея» - идея

русского религиозного

мессианства.

Филофей

Максим Грек

Нил Сорский

Иосиф Волоцкий

Симеон Полоцкий и др.

Иларион

Нестор

Святослав

Владимир Мономах и др.

Даниил Заточник

Сергий Радонежский и др.

Второй этап. XVIII век — исторически связан с европеизацией России и реформами ПетраI. Национальная идея «Святой Руси» перевоплоща­ется в идею «Великой России». Философия постепенно отходит от схо­ластических форм, становится более свободной от церкви, начав тем самым процесс секуляризации и обогащения своего содержания научными знаниями. Начинается преподавание философии в первых отечествен­ных вузах. Главной проблемой становится общественная мораль.

Первыми пропагандистами философских идей этого периода на Руси стали Ф. Прокопович, Г. Сковорода, А. Кантемир и др. Яркими предста­вителями философских воззрений были М.В. Ломоносов и А.Н. Радищев.

М.В. Ломоносов (1711-1765) - «универсальный ум России». В рус­ской философии заложил основы материалистической традиции и на­турфилософии. Понимал материю только в качестве вещества, обосно­вывал его структуру, атрибутивные свойства, закономерности.

А.Н. Радищев (1749-1802) первым провозгласил идею человечности не в духе религиозной философии, а в качестве основного стержня секу­ляризированной, светской общественной мысли. Подверг критике соци­альное бытие монархической России.

Третий этап. Конец XVIII — первая половина ХIX века. Утверждает­ся самостоятельное философское творчество в России. Оно проявилось прежде всего в противоборстве славянофилов и западников. Заметным стало обращение к европейской философии. Одно из направлений оте­чественной философии начала XIX в. тяготело к Шеллингу. Его предста­вителями были Д.М. Велланский, М.Г. Павлов, А.И. Галич. Имелись сторонники философии Канта, французских мыслителей. Однако глав­ные дискуссии происходили вокруг основной проблемы того времени. Она была связана с определением путей развития русской культуры. Раннее и позднее западничество и славянофильство, учение крестьян­ского утопического социализма, народничество, анархизм, революцион­ный и разночинный демократизм, монархизм предлагали различные ва­рианты развития России. Отечественная философия накапливала богатое теоретическое содержание, совершенствовала научную методо­логию исследования.

Четвертый этап. Вторая половина XIX — 20-е годы XX века. Фило­софия этого периода носит преимущественно религиозно-христианский характер, а основными направлениями развития становятся антропо­центризм и гуманизм. Этап характерен бурным и творческим развитием основных направлений и видов отечественной духовной культуры.

Он получил обозначение «серебряного века». Возникают зрелые, фундаментальные философские системы. Среди мыслителей стали изве­стны Н.Ф. Федоров, B.C. Соловьев; Б.Н. Чичерин, Н.О. Лосский,

Н.А. Бердяев и др. Развитие естествознания в России породило еще одну особенность философии — возникновение русского космизма. Ут­верждаются принципы философского исследования: целостность, собор­ность, реальная интуиция, «истина-праведность», положительное все­единство, этический персонализм, народность, державность и другие (см. схему.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ НАЧАЛА И СЕРЕДИНЫ XIX в.

Первая половина XIX в.

ЗАПАДНИКИ

СЛАВЯНОФИЛЫ

Выступали за распространение в России европейской культуры, требовали политических свобод; пропагандировали идеи «русского социализма»

П.Я. Чаадаев

А.И. Герцен

Н.П. Огарев

К.Д. Кавелин и др.

Отстаивали особый путь развития русской культуры. Заложили основу религиозной христианской отечественной философии

А.С. Хомяков

К.С. Аксаков

И.В. Киреевский и др.

60-е - 70-е годы XIX в.

НАРОДНИКИ

ПОЧВЕННИКИ

Обосновывали переход к социализму минуя капитализм. Признавали самобытным путь развития России

Н.Г. Чернышевский

Н.К. Михайловский

П.Л.Лавров

П.Н. Ткачев

М.А. Бакунин и др.

Развивали идею «национальной почвы» как основы социального и духовного развития России

Ф.М. Достоевский

А.А. Григорьев

Н.Н. Страхов

Л.Н. Толстой и др.

Наибольших успехов отечественная философия достигла в XVIII— XX вв. Характерными ее чертами и особенностями являлись:

1) акцентирование антропологической проблематики;

2) в целом гуманистический характер философских концепций;

3) наличие личного философского творчества мыслителей;

4) сочетание общефилософских, мировоззренческих, методологичес­ких, гносеологических проблем с аксиологическими проблемами;

5) усиление натурфилософских исследований, разработка концепций космизма.

Следует отметить, что эти черты были присущи учениям большинст­ва представителей отечественной философии, что еще раз подчеркивает ее целостность, единство в сочетании с многообразием проявления. Та­кая позиция характерна и для исследования более частных проблем. Она имела место в трудах представителей различных направлений русской философской мысли: «проблема природы и структуры сознания» (Гер­цен, Чернышевский, Достоевский, Соловьев), «проблема метода позна­ния» (Герцен, Лавров), «проблемы общества и государства» (Герцен, Л. Толстой, Бердяев), «проблема культуры» (Чернышевский, Достоев­ский, Соловьев, Данилевский и др.). Многие черты и направления раз­вития отечественной философии интегрировались в гуманизме и антро­пологизме.

Философия «серебряного века» имела ярко выраженную социальную направленность. Многие теоретические проблемы рассматривались как средство решения практических противоречий в ходе социальных преоб­разований страны. Поэтому антропологизм и гуманизм часто выступали основополагающими методологическими принципами философского анализа. Так, А. Герцен, решая проблему детерминированности поведе­ния человека как природного существа и его свободы воли как существа социального, назвал это противоречие «кругом», а решение увидел не в выходе за этот «круг», а в его светском антропологическом и гуманисти­ческом понимании. Н. Чернышевский исходил из фундаментальной, це­лостной натуры человека, пребывающей в истории и обладающей набо­ром свойств: эгоизм, доброжелательность, трудолюбие, стремление к знанию и др. Эти потенциальные свойства реализуются в определенном социальном и историческом контексте, который может быть как благоприятным, так и неблагоприятным для человека. Однако, сохранение вечной гуманистической, духовной «натуры» человека гарантирует про­гресс в истории. Таким образом, в рамках российской традиции светский антропологизм сочетался с деятельностной гуманистической направлен­ностью философской теории.

Деятельностно-гуманистическая направленность характеризовала и русский религиозно-философский антропологизм, разрешаемый, разуме­ется, прежде всего, в сфере духа. Характерным в этом отношении были уче­ние и деятельность жившего на Украине «бродячего философа» и пропо­ведника Г. С. Сковороды (1722-1794). Он был назван «первым философом на Руси в точном смысле слова» (В. Зеньковский). Его творчество оказало большое влияние на религиозно-философские идеи восточного славянства. Философско-этическая система Сковороды опиралась на интерпретацию библейских текстов, христианско-неоплатонистские идеи и нормы христианской морали. Она включала широкий круг проблем: добро, зло, справед­ливость, совесть, нравственное совершенство, богопочитание, смирение, святость и др.

Интегрирующими началами этой системы были идеи о «сродности» и человеческом счастье. Сковорода исходил из существования общего за­кона «сродности» как некоего гаранта равновесия природы, включающе­го в себя равновесие различных частей бытия: вещей, предметов и су­ществ — от низших форм жизни до форм государства. Человек обретает эту «сродность» в результате разумной творческой деятельности, совер­шенствования личности. Она является универсальным законом счастли­вой человеческой жизни. В усвоении закона помогают библейские прин­ципы, а также самопознание, которое он объяснял антропологически.

Вместе с тем, рассматривая человека как философскую проблему, Сковорода как бы поставил своеобразный философско-религиозный эксперимент, смоделировав тип соответствующего поведения. Он вопло­щается в личностном религиозно-нравственном опыте самого Г. Сково­роды, когда его философское учение органически было соединено с лич­ной жизнью.

Деятельностный характер русского религиозного философского ант­ропологизма представлен и в творчестве Н. Федорова, В. Соловьева и других мыслителей. Философия рассматривалась ими как «философия творческого духа», философия ценностей, «святынь» и любви. Характер­ной была интерпретация В. Соловьева известной формулы Ф.М. Досто­евского «красота спасет мир». Красота, как критерий художественности, включается у него в ткань жизни, реального бытия. Налицо определен­ная общность с эстетическими идеями Н.Г. Чернышевского.

Элементы концепции В. Соловьева взаимосвязаны. Так, понятие «со­борность» выражает единство общего (социального) и единичного (инди­видуального). Сам человек воспринимается одновременно индивидуаль­ным и универсальным творением. Таким был человек, по мнению Вл. Соловьева, до того, как он обособился от вечного единства божественной жизни. После грехопадения человека начинается сложный процесс обособления человеческих начал жизни от универсального божественного.

В рамках же космизма была выдвинута идея о вселенской вовлечен­ности и космической ответственности человека при сохранении его ин­дивидуальности. В отечественной философии представлена устойчивая тенденция преодоления крайнего антропологизма, возвышающего человека над другими видами бытия. Это положение имеет важное методоло­гическое значение для анализа нашего общества, переживающего духов­ный кризис.