logo
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§ 2. Материя и сознание как предельные основы бытия

Соотношение и взаимодействие материи и сознания выступают кон­кретизацией бытия, его основных видов - материального и идеального бытия. Человек в процессе своей жизнедеятельности существует, прежде всего, как материально-физическое существо, устанавливает и осуществ­ляет многообразные связи с окружающим миром. Материальный мир -сфера и условия жизни человека. Поэтому знания о материальном мире необходимы каждому индивиду.

Но свою жизнь люди строят сознательно. Они ставят цели и опреде­ляют задачи, осмысливают себя и других, материальный мир, выбирают целесообразный способ и средства достижения идеалов, творчески реша­ют многие другие проблемы на основе сознания. Несмотря на то, что проблема сознания - одна из наиболее трудных в философии и других науках, многое уже известно о его природе и функционировании. Зна­ния о сознании, познании, мировоззрении, духовности помогают чело­веку находить новые пути и средства самосовершенствования. Категории «материальный мир» (или «материя») и «сознание» выступают предельными основами бытия. Предельными в том смысле, что более широких по объему понятий, характеризующих бытие, трудно найти. Понятие «объективное бытие» может быть осмыслено также предельно широким, но оно все-таки существует в соотношении с сознанием. Существует ли оно вне человека и его сознания — ответить на этот вопрос можно положительно только используя определенные допущения. А в том, что существует материальный мир и человек с его сознанием — не возникает сомнений ни у кого. Признание материального мира автоном­ным и самодостаточным составляет основу материализма. Идеализм обосновывает объективно-идеальное (трансцендентное) бытие для того, чтобы показать возникновение из него чувственного мира.

Понимание материи (материального мира) лежит в основе научного объяснения действительности, развития конкретных наук. Строению и закономерностям функционирования материального мира посвящены в первую очередь современные концепции естествознания. Первые пред­ставления о материальном мире содержатся практически во всех древних философских воззрениях. В древнеиндийской философии существовал термин «пракрити», означавший «материя», «природа», другие более конкретные понятия для отражения материального. В древнекитайской философии использовались термины: «материальный хаос», «инь» - тя­желые и темные материальные частицы женского начала, «ян» - легкие и светлые материальные частицы мужского начала.

В древнегреческой философии подробное объяснение получили мно­гие понятия, выражающие первоосновную субстанциальность матери­ального: космос, вещь, земля, вода, воздух, огонь, атом, апейрон и др.

В последующем, по мере актуализации проблемы материального бы­тия, к ней обращались многие мыслители. В современной философии проблема материи несколько приглушена. Она рассматривается в связи с общей проблемой бытия, а более детально — естественными науками.

Понятия «материя», «материальный мир», «космос», «природа», «объ­ективное материальное бытие» условно можно считать тождественными. Хотя, например, в понятие «космос» не всегда включается материальное бытие человека и общества. До середины XIX века господствовали меха­нистические взгляды на материю. Ее атрибутами считались: делимость до атома, наличие механического движения, независимость от свойств пространства, инертность и др. Субстратом (материалом) материи при­знавалось только вещество. Вот как, например, определял материю во второй половине XIX века Д.И. Менделеев: «Вещество или материя, — писал он, - есть то, что, наполняя пространство, имеет вес, то есть пред­ставляет массу...»*. В последующем, с накоплением знаний о природе, в понимание материи были включены физические поля, а также матери­альные субстраты, которые в одних условиях существуют как вещества, а в других условиях - элементами физических полей. Других видов ма­териального современному естествознанию пока обнаружить не удалось.

*Менделеев Д.И. Основы химии. СПб. 5 изд., 1889. С. 1.

Материя — это вся совокупность вещей и физических полей, а также других образований, имеющих субстрат, материал, из которого они состоят. Материя или материальный мир - вид бытия, соотносящийся с раздеальным (нематериальным) бытием. В этом состоит онтологическое понимание материи.

Материя также философская категория, которая обозначает (охватывает) все существующее, имеющее вещественный или энергетический субстрат. Понятие материи по его объему распространяется на все материальные, реально существующие объекты, независимо от того, известнa они человеку или нет. По содержанию понятие материи фиксирует наиболее важные, существенные (атрибутивные) свойства и признаки, характерные для материального. К таким атрибутам материи относятся: субстратность; бесконечность, несотворимость и неуничтожимость совокупного материального; конечность, возникаемость (сотворимость) и уничтожаемость конкретных материальных объектов; движение; пространство; время; отражение и др. Философская категория материи и ее характеристика раскрывает гносеологический аспект понимания мате­риального мира, то, насколько человечество изучило окружающий ре­альный мир.

Наиболее точное определение материи, содержащее онтологический и гносеологический аспекты, дал В.И. Ленин. «Материя, — писал он, -есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них»*. Следует отметить, что термин «объективная реальность» в определении и означает материю, существующую реально и независимо от че­ловека. Выше отмечалось, что вне человека и независимо от его сознания может существовать и идеальное. Вместе с тем, организм человека не во всем существует объективно, то есть независимо от него и его сознания. Зависимость организма человека от него самого весьма существенна по регуляции, мотивации, поддержанию нормального функционирования и другим параметрам. В этом состоит уникальность бытия человека как единства физического и психического, материального, и духовного.

*Ленин В.И. Полное собр. соч. Т. 18. С. 131.

Структура материи может быть представлена по различным основани­ям. В зависимости от основных способов существования выделяются: не­живая природа в единстве элементарных частиц, атомов, молекул, макро­тел, звездных систем, галактик и метагалактик вещества и антивещества, а также физических полей; живая природа как совокупность существова­ния белковых тел, живых клеток, организмов, популяций, биоценоза и биосферы, а также нервных клеток, нервных узлов, нервных систем, со­ставляющих основу существования растений и животных; человек в единстве физического и психического, материально-телесного; общество как обособившаяся часть природы и как совокупность индивидов, мате­риальной культуры и практической деятельности субъектов, материаль­но-физических отношений и институтов.

В зависимости от естественнонаучной классификации материального мира в нем выделяются роды материального: физический вакуум, плаз­ма, физическое поле, вещество. Вещество существует как микромир (10-14 — 10-8 см), макромир (10-8 см — 3,1016 км) и мегамир (бесконечный космос). Научные знания о строении материального мира посто­янно развиваются и уточняются. Формами или способами существова­ния материи обозначают те общие характеристики, которые присущи различным условиям ее организации и изменения. Они более глубоко и полно изучаются конкретными науками.

Формами (способами) существования и движения материи являются: физическая (мир атомов и кварков, элементарных частиц), химическая (мир молекул неживой и живой природы, клеточное строение); биологи­ческая (живые организмы и популяции), социальная (жизнедеятельность людей в обществе на основе трудовой деятельности, языка и сознания).

В эволюции биосферы Земли как высшей стадии развития макроми­ра и в мегамире специально выделяются три формы существования ма­терии: экологическая (биосфера), геологическая (планеты) и космичес­кая (звездные системы, галактики Вселенная) формы движения. На пороге XXI века наука вплотную подошла к тому, чтобы объяснить воз­никновение материи не на основе мифов, верований или логических спекуляций, а используя имеющиеся точные знания синергетики, кос­мической физики и других наук. Существует концепция, согласно кото­рой материя возникла из состояния неустойчивости неравновесной сис­темы - квантового вакуума. Квантовый вакуум трактуется как бы формой материи, способной при определенных условиях приводить к возникновению из нее вещественных частиц. Он отличается от «ничто» тем, что имеет универсальные постоянные как аналог всеединства. Не­сомненно, в таком понимании квантового вакуума много допущений и предположений, но достаточно и точных данных.

Процесс возникновения материи представляется следующими этапа­ми. Квантовый вакуум осуществляет спонтанную флуктацию (появление ненаблюдаемых, промежуточных, возникающих и тут же исчезающих частиц). Но такие частицы «успевают» взаимодействовать, обусловливая превращения квантов. При этом квант понимается неделимой порцией какой-то величины (энергии, частицы и т.п.). Благодаря этой флуктации, квантовый вакуум становится наблюдаемым, обнаруживает себя, а также может случайно приходить в состояние особого возбуждения. За­тем может наступить (и в случае с возникновением материи наступило) момент критического состояния вакуума — точка буфуркации. Это пере­ломный момент в развитии космического вакуума. Он характеризует распад нестабильных (флуктирующих) частиц на материю (постоянные частицы) и излучение. Это ведет к появлению таких характеристик мате­рии, как пространство и время. В итоге данного процесса формируются стабильные частицы с постоянной массой, и начинается их «жизнь» - бытие в пространственно-временном континууме. Энтропия как мера неорганизованности системы (спонтанно флуктирующего квантового вакуума) уступает место информации - мере организованной (устойчивой) системы. При всех недостатках данной концепции, она более предпочтительна, чем мифы о возникновении материального или религиозная догма. Но важно подчеркнуть, что каждый человек свободен в выборе той или иной точки зрения на возникновение материи. Данная проблема все еще остается мировоззренческой, а не экспериментально-научной.

Таким образом, материя характеризует вещественно-энергетическую субстанциальность бытия в отличие от идеального (нематериального) бытия. Материя обладает своими признаками и закономерностями. Понятие материи (материального) выступает предельно широким обобщением и соотносится с пониманием идеального. Важной разновидностью идеального является сознание человека.

Человек, как и высшие животные, обладает психикой - способнос­тью взаимодействовать с окружающей средой путем переработки инфор­мации в головном мозге и выработки моделей поведения. Это особая форма сигнального взаимодействия. В процессе психического отраже­ния возникают внутренние динамические свойства, состояния, явления и отношения, ориентирующие высших животных и человека в окружаю­щем мире и в сфере собственных потребностей, моделей активности.

Психические состояния человека выступают, наряду с внешней сре­дой, важнейшим мотивационным фактором. Они определяют направлен­ность и содержание активности по удовлетворению потребностей и инте­ресов индивида. Существенным отличием психики человека от психики высших животных является наличие сознания. Сознанием как особым элементом психики обладает только человек. Неосознаваемое, инстинк­тивно-рефлекторное психическое отражение присуще и животным, и че­ловеку.

Сознание представляет качественно иную форму и способ психичес­кого отражения человеком окружающего мира и самого себя, новую мо­тивацию поведения и деятельности. Оно представляет такое свойство че­ловеческого мозга и самого человека, которое идеально. Его нельзя взвесить, измерить, провести какие-либо другие операции, возможные по отношению к материальным объектам. Мозг человека является высо­коорганизованным образованием и носителем сознания. Он обладает многими свойствами. Но способность и уникальность свойства, которое получило название сознания, состоит в том, что с его помощью человек может осуществлять осознаваемое мышление и практическую деятель­ность, самоконтроль и управление.

Сознание человека изучено еще недостаточно. Основная трудность состоит в том, что оно изучается косвенно, через проявления в мышле­нии, общении, поведении и деятельности, а также на основе познания самого мозга человека, его высшей нервной деятельности. Изучать иде­альное, то, что нельзя воспринимать слухом, зрением, другими органами чувств, весьма трудно. Но ясно, что с помощью сознания человек полу­чил способность осознавать и понимать воспринимаемую информацию, использовать ее в социальной практике.

Сущность сознания состоит в наличии ряда свойств, которые составля­ют качество данного явления, позволяют отличить его от других элемен­тов психики. К существенным свойствам сознания относятся: идеаль­ность, целеполагание, целесообразность, осознанная (контролируемая, управляемая, понимаемая) активность, творчество, плановость, предвиде­ние и др. В совокупности они и выражают (означают) сущность сознания.

Процесс возникновения сознания человека, его сущность и содержа­ние достаточно полно можно раскрыть на основе нескольких подходов. Исторический подход позволяет выяснить, что сознание есть результат (один из результатов) усложнения материального мира, возникновения человека в обществе в результате трудовой деятельности, речевого общения и совместного образа жизни людей. В этом аспекте сознание генети­чески вторично по отношению к человеку и его головному мозгу.

Гносеологический подход раскрывает субъективность сознания. Оно есть субъективный образ объективного мира, формирующийся и сущест­вующий в мозге человека как его свойство. Сознание представляет каче­ственно иную форму отражения человеком себя и окружающего мира по сравнению с психически неосознанным отражением и другими, более низкими формами отражения - биологическим, химическим и физиче­ским. В гносеологическом аспекте сознание абсолютно противоположно материальному миру, так как оно идеально. В других аспектах сознание нельзя противопоставлять материальному, оно не может существовать вне человека и его мысленной деятельности. Гносеологическая характе­ристика сознания состоит также в способности человека с помощью со­знания осмысленно познавать бытие и фиксировать результаты позна­ния в мысленных формах: ощущениях, восприятиях, представлениях, понятиях, суждениях, умозаключениях и т.д.

Функциональный подход обращает внимание на то, что сознание яв­ляется функцией нормально работающего мозга человека и самого чело­века. Данным подходом акцентируется идея о том, что сознание - суще­ственное свойство головного мозга человека, так как функция и означает проявление одного или нескольких существенных свойств материального объекта. Функциональность сознания подчеркивает его зависимость от физического и психического здоровья мозга и самого человека. При патологических процессах в мозговой и общефизической деятельности человека нормальность функционирования сознания нарушается и может вовсе исчезнуть.

Социальный подход позволяет определить специфику проявления сознания человека в общественных отношениях. На передний план выдвигаются такие свойства сознания, как целеполагание, целесообразность, активно-творческое отражение, предвидение, самоконтроль, понимание, управление и др. С помощью сознания человечество формирует опти­мальные взаимоотношения с природой, создало «вторую природу» — ве­дущий элемент культуры, управляет социальным развитием. На основе сознания каждый индивид осуществляет процесс социализации - осмысленное «вхождение» в систему общественной жизни и приобретение социальных качеств (свойств). Сознание человека внутренне духовно де­терминирует мотивы и содержание самопроявления личности в обществе, реализацию ею способностей и возможностей.

Множество подходов к объяснению сознания указывают на его слож­ность и богатство, на стремление людей более глубоко и масштабно по­знать такое уникальное свойство человека. Важное место в характеристике сознания занимает также его структура.

Структура сознания выражает наличие в его содержании относительно самостоятельных элементов и способы их скоординированности между собой. В зависимости от основных состояний сознания в нем выделяются знания, волевые и эмоционально-чувственные состояния, ценност­ные установки и ориентации. Знания представляют формы мышления, в содержание которых «перенесена» информация об объектах познания. Знания могут быть истинными, заблуждениями и ложью. Мера субъек­тивности от истинных знаний к знаниям-заблуждениям и лживым зна­ниям возрастает, а объективность снижается.

Эмоции и чувства существуют в сознании как осознанные кратковре­менные и долговременные состояния, выражающие отношение человека к себе и к другим людям, к окружающему миру. Важно различать мате­риально-физические процессы в организме человека как функциониро­вание органов чувствования и их отражения во всей психике, особенно в ее осознаваемой части. Первые процессы материальны, вторые — иде­альны, элемент структуры сознания. Для человека важны как ситуатив­ные эмоциональные состояния, так и более длительные чувства. Причем чувствование и его закрепление в сознании осуществляются на двух уровнях: физические чувства (голода, холода, давление и т.п.) и социаль­ные чувства (достоинства, чести, патриотизма, любви и т.п.).

Волевые состояния характеризуют проходящую через сознание спо­собность человека концентрировать свои силы и знания при решении каких-либо задач, преодолевать препятствия и неблагоприятные собы­тия, достаточно долго удерживая организм в напряжении и особой вни­мательности. Волевые состояния, возникающие в сознании человека, могут сопровождать процессы удовлетворения человеком своих матери­ально-физических и духовных потребностей, а также общение, поведение, разнообразные виды деятельности. Воля, как явление всей психики человека, несводима полностью ни к сознанию, ни к действию. Это ком­плексное свойство человека, состоящее в выборе цели деятельности и внутренних усилиях, необходимых для достижения цели. Воля больше связана с долженствованием («я должен»), чем с желаниями («я хочу»).

В зависимости от уровней сознания в его структуре выделяют два эле­мента: образы сознания, возникающие и существующие на основе чувст­венного отражения и образы теоретического, абстрактно-логического познания. Оба элемента взаимосвязаны между собой. Исходным, первичным уровнем являются чувственные образы сознания. Они формиру­ются при непосредственном взаимодействии человека с жизнью других людей, окружающим миром. Абстрактно-логические образы сознания отражают качественное, существенное, закономерное в познаваемых объектах, в предметах и процессах жизнедеятельности. Они основыва­ются на чувственных образах, но углубляют и совершенствуют их, через них и проявляются на практике. Два уровня в структуре сознания соот­ветствуют основным этапам познавательной деятельности человека.

Абстрактно-логическое мышление включает две важные формы: рас­судочное (статическое, формальное) и разумное мышление. На уровне рассудка образы сознания, выраженные понятиями, суждениями и дру­гими формами логического мышления, функционируют по определенной и заданной схеме, шаблону или стандарту. Разумное сознание и мы­шление выражают более высокий уровень рационального познания, ко­торому присущи творчество, саморефлексия, нестандартность мышле­ния, диалектика.

По направленности проявления сознания различают две его стороны: сознание, направленное во вне, на других людей и природу; сознание, направленное внутрь субъекта или самосознание. Внешняя сторона со­знания субъектов более открыта и упорядочена, быстрее обогащается на основе общения и деятельности. Внутренняя сторона сознания более личностна, индивидуальна, закрыта и менее упорядочена, так как един­ственным его ценителем и контролером выступает сам индивид, соци­альная общность.

В зависимости от носителей сознания оно структурно существует как сознание индивида, социальной группы, слоя и класса, этнической и иной общности, сознание всего общества. Дифференциация сознания по носителям разнообразна, так как в обществе живут и действуют самые различные субъекты, представляющие не только физических лиц, но и социальные институты. Данная структура сознания подчеркивает различную степень его социальности. Чаще всего рассматривается и соотно­сится между собой сознание индивида и сознание общества или индиви­дуальное и общественное сознание.

Сознание человека в разговорном языке, а также в теологии и рели­гиозной философии соотносится с душой человека. В обыденной речи часто сознание и душа отождествляются по их идеальности и «принад­лежности» к человеку. Религиозное понимание души иное. Душа, с этой точки зрения, представляет одну из составляющих человека, таинственным образом связанную с телом человека и духом. Если дух дифферен­цируется на человеческий и божественный (абсолютный, мировой), то душа человека, как считается, способна своей разумностью сформировать дух человека, с помощью которого он может входить в общение с Богом.

Сознание человека «обнаруживает» себя в мыслительной и практиче­ской деятельности, в других формах социальной активности людей. Дан­ное «обнаружение» есть существование, функционирование сознания. Основными функциями сознания являются: адекватное отражение; познавательная; аккумулятивная (накопление знаний); целеполагательная (телеологическая); творчески-преобразовательная; функция планирова­ния и предвидения; аксиологическая, управленческая и др. Функции сознания - это проявление одного или нескольких его существенных свойств. Благодаря функционированию, сознание опредмечивается и распредмечивается, то есть воплощается в конкретные действия людей, в предметы и процессы или существует в идеальных образах как немате­риальных единиц содержания сознания.

Категории «сознание» и «материя» выступают предельно широкими понятиями, а явления, которые они отражают - основами бытия. Человек может осмысливать бытие с самых различных позиций. Но через со­отношение сознания человека и материального бытия наиболее понятно и адекватно можно пояснить само бытие как целое, две его разновидно­сти - материальное и идеальное бытие, а также основные формы: бытие природы, человека и общества. Соотношение материи и сознания - од­на из главных философско-мировоззренческих проблем, которая не во всем может быть познана конкретными науками или объяснена их мето­дами и средствами. Каждый человек сам вправе выбрать тот или иной ва­риант понимания проблемы сознания и материи как мировоззренческий постулат или кредо, следовать ему в теории и на практике.