Классические философские тексты
ШОПЕНГАУЭР АРТУР
(1788-1860)
1) Что такое свобода?
При точном рассмотрении понятие это представляется отрицательным. Мы разумеем под ним только отсутствие всякой помехи и препятствия. Это последнее, как проявляющее силу, должно считаться положительным понятием, сообразно с возможными свойствами этих препятствий, понятие свободы имеет три весьма различных вида: физическая, интеллектуальная и нравственная свобода.
а) Физическая свобода есть отсутствие всякого рода материальных препятствий. Поэтому мы говорим: свободный кругозор, свободное пространство, свободное место, свободная теплота (несвязанная химически), свободное электричество, свободное течение реки, если оно не преграждено горами и шлюзами и т.п. Даже свободное проживание, свободная печать означают отсутствие обременительных условии, которые, как препятствия к наслаждению, обыкновенно сопровождают эти вещи.. Следовательно, в этом физическом значении понятия свободы животные и люди называются свободными, когда ни узы, ни тюрьма, ни увечье и вообще никакое физическое, материальное препятствие не тормозят их действий, и они совершаются сообразно с их волею. <...>
Говорят также и «свободный народ», подразумевая под этим, что он управляется по законам, которые им самим издаются, ибо в таком случае он всегда следует только своей собственной воле. Политическую свободу нужно поэтому причислить к физической.
Но, как скоро мы удалимся от этой физической свободы и станем рассматривать два других ее вида, то нам придется иметь дело уже не с популярным, а с философским смыслом понятия, что, как известно, открывает доступ многим трудностям Она распадается на два совершенно различных вида- интеллектуальную и нравственную свободу.
б) Интеллектуальная свобода приводится здесь только ради полноты подразделения понятия. Рассмотрение ее я позволю отложить до конца рассуждения, где составляющие ее понятия, найдя свое объяснение в предыдущем, могут быть изложены вкратце. Здесь же, при подразделении, как ближе родственная физической свободе, она должна занять место рядом с нею.
в) Итак, я приступаю прямо к третьему виду, к нравственной свободе...
Это понятие одною стороною примыкает к понятию физической свободы... Физическая свобода, как сказано, относится только до материальных препятствий, при отсутствии которых она тотчас же и возникает. Но было замечено в иных случаях, что человек, не будучи связан никакими материальными препятствиями, в силу одних мотивов, каковы, например, угрозы, обещания, опасности и т.п., воздерживается поступать так, как бы следовало сообразно с его волею. Вследствие этого и родился вопрос: точно ли еще свободен человек? или же действительно сильный задерживающий мотив, как и физическое препятствие, способен остановить и сделать невозможным поступок, сообразный с истинною волею? <...>
Спрашивать, свободна ли сама воля,—значит спрашивать, сообразна ли воля сама с собою... Согласно с эмпирическим понятием свободы, это значит: «я свободен, если могу делать, что хочу»; причем фраза «что хочу» уже предрешает свободу. Но теперь, когда мы спрашиваем о свободе самого хотения, вопрос этот следовало бы поставить так: «можешь ли ты также хотеть, чего тебе хочется?» — причем выходит, будто хотение зависит от какого-то другого скрывающегося за ним хотения. При утвердительном ответе на этот вопрос немедленно возник бы второй: «можешь ли ты хотеть того, чего тебе хочется хотеть?» и т.д. до бесконечности...Таким образом, первоначальное, эмпирическое, от деяния заимствованное понятие свободы отказывается войти в прямую связь с понятием воли. Поэтому, чтобы понятие свободы можно было все-таки приспособить к воле, пришлось его видоизменить, взявши его в более отвлеченной форме. Это достигалось тем, что под понятием свободы стали разуметь в общем только отсутствие всякой необходимости. При этом понятие удерживало свой отрицательный характер, который я признал за ним с самого начала. Поэтому прежде всего следовало бы уяснить понятие необходимости как понятие положительное, дающее первому отрицательное значение.
Итак, мы спрашиваем: что значит необходимый? Обыкновенное объяснение: «необходимо то, противоположность чего невозможна или что не может быть иначе» — есть только словотолкование, простой пересказ понятия, не расширяющий нашего разумения. Я же устанавливаю такое реальное объяснение: необходимо то, что вытекает (как следствие) из данного основания. Это положение, как всякое правильное определение, допускает также и обращение. Смотря по тому, каково это достаточное основание — логическое, математическое или физическое, называемое причиною,— и необходимость будет логическая (как, например, необходимость заключения, если даны посылки), математическая (например, равенство сторон треугольника, если равны углы) или физическая, реальная (как наступление действия, коль скоро есть причина); но она всегда с одинаковою строгостью сопутствует следствию, если дано основание. Мы лишь постольку признаем что-либо необходимым, поскольку понимаем его как следствие из данного основания, и наоборот: коль скоро мы познаем что-либо как следствие из достаточного основания, то и понимаем, что оно необходимо, ибо все основания принудительны.
Это реальное объяснение до того полномерно (адекватно) и полноверно, что необходимость и следствие из данного достаточного основания суть корреляты, т.е. везде вместо одного из них можно подставить другое. Поэтому отсутствие необходимости было бы тождественно с отсутствием определяющего достаточного основания. Как противоположность необходимого обыкновенно понимается случайное, и это не противоречит предыдущему. Все случайное именно лишь относительно таковое. В реальном мире, где единственно и встречается случайное, всякое событие необходимо по отношению к своей причине; напротив того, по отношению ко всему остальному, с чем оно совпадает во времени и пространстве, — оно случайно. В таком разе свободное — так как признак его есть отсутствие необходимости — должно быть бы независимо ни от какой причины, а, следовательно, должно бы определяться как абсолютно случайное: понятие в высшей степени проблематичное, за мыслимость которого я не ручаюсь, но которое, однако же, странным образом совпадает с понятием свободы. Во всяком случае, свободное значит ни в каком отношении не подлежащее необходимости, т.е. независимое ни от такого основания. Это понятие, в применении к человеческой воле, означало бы, что индивидуальная воля в своих проявлениях (в актах воли) не определяется причинами или вообще достаточными основаниями; и кроме того — так как следствие изданного основания (какого бы рода оно ни было) всякий раз необходимо, — что ее акты не свободны, а необходимы. На этом основывается способность предпринять от себя ряд изменений. Ибо это «от себя», отведенное к своему истинному смыслу, значит «без предшествовавшей причины», но это тождественно с выражением «без необходимости». Таким образом, хотя это определение и придает понятию свободы такой вид, как будто бы оно было позитивно; но, при ближайшем рассмотрении, снова проступает его негативный характер. Следовательно, свободная воля есть такая, которая не определяется основаниями, и так как все то, что определяет другую вещь, должно быть основанием, а в реальных вещах и реальным основанием, т.е. причиною, то и такая воля, которая решительно ничем не определяется, которой отдельные проявления (волевые акты), как чисто и вполне примитивные, исходят из нее самой, не будучи необходимо вызваны предшествующими условиями, а, следовательно, не будучи чем-либо определенным, согласно с правилом. При этом понятии нас покидает ясность мысли, потому что закон основания (der Satz vom Grunde), во всех своих значениях, есть существенная форма нашей совокупной познавательной способности; здесь же он должен быть оставлен. Между тем и для этого понятия нашелся свой terminus technicus: он называется liberum arbitrium indifferentiae (безразличие свободы воли). Впрочем, это понятие есть единственное ясно определенное, твердое и решительное понятие о том, что называется свободою воли; поэтому от него невозможно удалиться, не впадая при этом в шаткие, туманные объяснения, за которыми скрывается неопределенная половинчатость, когда, например, приходится говорить об основаниях, которые не влекут за собою своих следствий. Всякое следствие из основания есть необходимость, и всякая необходимость есть следствие из основания... Для одаренного такой волею человеческого индивидуума, при данных вполне индивидуальных и насквозь определенных обстоятельствах, равно возможны два диаметрально противоположных деяния.
Свобода воли. Серия. - Философия и жизнь. 1991. № 10. С. 14-20.
ЮМ ДЭВИД
(1711-1776)
В философии нет вопроса более темного, чем вопрос о тождестве и природе того объединяющего принципа, который составляет личность (person). Мы не только не можем выяснить этот вопрос при помощи одних наших чувств, но, напротив, должны прибегнуть к самой глубокой метафизике, чтобы дать на него удовлетворительный ответ, а в повседневной жизни эти идеи о нашем Я и о личности, очевидно, никогда не бывают особенно точными и определенными.
Соч.: В 2-х т. М., 1965. Т. 1. С. 299.
ФРОММ ЭРИХ
(1900-1980)
Вопрос «Кто есть человек?» относится к самой сути дела. Если бы человек был вещью, можно было бы спросить «Что такое человек?» и давать дефиницию так, как это бывает при определении продуктов природы или предметов производства. Но человек не вещь, и его нельзя определять подобным образом. И тем не менее человека очень часто рассматривают как вещь. Например, говорят: это рабочий, директор фабрики, врач и т.д., а это значит, человека определяют согласно его социальной роли, идентифицируют его с его профессиональной функцией в обществе.
Но человек не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе его развития. В любой миг своей жизни он еще не является тем, чем может стать и чем он, возможно, еще и станет. Человеку нельзя дать такое определение, как столу или часам, и все же определение этой сущности нельзя считать полностью невозможным.
О человеке можно сказать больше, чем сказано уже: это не вещь, а некий процесс жизни. Самый главный аспект в определении человека состоит в том, что его мышление может простираться за пределы удовлетворения его потребностей. Для человека мышление это не то, что для животного: это не только средство достижения желаемых благ, но и средство открытия своего собственного бытия в мире независимо от привязанностей и антипатий. Другими словами, у человека есть не только предметное мышление, как у животного, но и разум, с помощью которого он может постигнуть истину. Если человек руководствуется разумом, то он должен делать все во благо себе, своей сущности, как телесной, так и духовной.
Однако опыт показывает, что многие люди, ослепленные жадностью и тщеславием, в частной жизни ведут себя совсем неразумно. И что еще хуже, поведение целых наций совершенно не соответствует соображениям разума, ибо многие граждане оказываются жертвами демагогии и очень быстро забывают, как, прислушиваясь к советам демагогов, они нанесли ущерб своей стране и другим странам. Многие народы просто погибли из-за того, что были не в состоянии освободиться в своем поведении от иррациональных страстей и заставить себя руководствоваться соображениями разума. И здесь как раз я вижу важную роль ветхозаветных пророков. Некоторые полагают, что пророки предсказывали будущее, но это не так, они провозглашали истину и тем самым косвенным образом указывали на неизбежные последствия нынешнего поведения народа в будущем.
И поскольку человек не является вещью, которую можно было бы описывать со стороны (извне), то его можно определять только с позиций личностного опыта самого человечества. А постановка вопроса «Кто есть человек?» неизбежно приводит к вопросу «Кто я?». И если мы не хотим впасть в заблуждение и обращаться с человеком как с вещью, то на вопрос «Кто я?» есть только один ответ: «Человек». Правда, люди чаще всего не идентифицируют себя подобным образом. Они рисуют самые невероятные картины, связывая их со своей персоной. А при случае с готовностью говорят о себе: «Я — учитель», «Я — рабочий», «Я — врач». Но такое сообщение о профессии или роде деятельности не дает нам никакой информации о самом человеке и не является ответом на вопрос «Кто он?» или «Кто я?».
И здесь возникает еще одна трудность. Каждый человек ориентирован на определенные ценности — социальные, моральные, психологические и другие. Как я могу узнать, что путь, по которому движется другой человек, выбран им всерьез и надолго и что он не свернет с этого пути под влиянием каких-либо обстоятельств? Разве есть такой миг в процессе жизни, который можно считать вершиной, кульминацией в формировании личности, о котором можно с полным правом утверждать, что в этот миг человек есть именно то, что он есть, и уже теперь он никогда не станет иным? С точки зрения статистики, может быть, и можно такое утверждать о многих людях. Но можно ли утверждать это о каждом человеке вплоть до его смерти и сам он может ли сказать о себе, что не стал бы другим, если бы дольше прожил на свете?
Для определения человека можно выбрать другие критерии, например два рода страстей и влечений. Первый род влечений биологического происхождения распространяется практически в равной мере на всех людей. Сюда относится потребность выживания, с которой связаны потребность в пище и питье, потребность в безопасности, в какой-то форме социальной защищенности и, наконец (в значительно меньшей степени), потребность в сексе.
Страсти другого рода имеют не биологические корни, и потому они у всех людей разные. Их возникновение связано с различными социальными структурами. Такими страстями являются любовь, радость, солидарность, зависть, ненависть, ревность, соперничество, стяжательство и т.д. Следует отличать реактивную ненависть от эндогенной. Эти категории употребляются здесь в таком же значении, как в психиатрии: например, эндогенная депрессия в отличие от реактивной. Реактивная ненависть — это реакция на нападение или на любую опасность, угрожающую личности или ее ближайшей группе. Она обычно проходит, когда опасность исчезает. Эндогенная ненависть — это черта характера. Человек, наполненный такой ненавистью, изыскивает все новые и новые возможности, чтобы пережить ненависть.
В противоположность биологически обусловленным страстям так называемые социально обусловленные влечения являются продуктом определенной эпохи. В обществе, в котором эксплуататорское меньшинство господствует над несчастным и беззащитным большинством, обе стороны имеют основания для ненависти. Нет нужды объяснять, почему ненавидят эксплуатируемые. А правящее меньшинство ненавидит, во-первых, из страха: они боятся мести угнетенных. Но кроме того, господствующее меньшинство просто вынуждено поддерживать в себе чувство ненависти к массам, чтобы заглушать в себе чувство вины и оправдывать свое эксплуататорское поведение. Ненависть не может исчезнуть, пока отсутствуют равенство и справедливость. Так же точно можно утверждать: нет и не может быть правды, пока люди вынуждены лгать, чтобы оправдать нарушение принципов социальной справедливости.
Многие, правда, относят принципы справедливости и равенства к идеологиям, которые получили развитие в истории, но не являются фундаментальным свойством естественного человека. Я не собираюсь сейчас заниматься детальным опровержением этого взгляда, но хочу подчеркнуть лишь самое главное: я убежден, что человек в самой глубине души своей одарен (наделен) чувством справедливости. Это доказывается тем, что все люди очень болезненно реагируют, когда кто-либо из представителей враждебной группы покушается на принципы равенства.
Людям вообще-то свойственны угрызения совести, это более всего доказывает их реакция на малейшее нарушение равенства и справедливости со стороны других людей, в то время как себя каждый считает в этом отношении непогрешимым. Особенно ярко это проявляется в межнациональных конфликтах. Если бы людям от природы не было дано чувство нравственности, то вряд ли они бы могли испытывать такие сильные чувства, как возмущение, сострадание, ярость, например, когда им сообщается о злодеяниях, совершенных врагами, о военных преступлениях и т.д.
Следующая дефиниция человека подчеркивает, что это такое живое существо, у которого инстинктивное поведение играет минимальную роль. Разумеется, в его поведении сохраняются остатки инстинктивной мотивации, прежде всего чувства физического и сексуального голода. Однако роль инстинктов усиливается и становится ведущей, когда возникает угроза выживанию индивида или рода. Но главные человеческие страсти — тщеславие, зависть, ревность, мстительность — обычно обусловлены социальными причинами. А то, что эти страсти бывают даже сильнее инстинкта самосохранения, — факт, говорящий о многом. Ведь люди готовы жертвовать жизнью не только ради своей любви и признания, но из чувства тщеславия, ревности или ненависти.
Самой ужасной из всех человеческих страстей я считаю стремление более сильного использовать другого человека как средство достижения своих эгоистических целей. Это не что иное, как утонченная форма каннибализма. В обществе периода неолита еще не существовало такой формы эксплуатации. А современному человеку кажется почти невероятным, что в какой-то исторический период человечество вообще не знало эксплуатации. А ведь было такое время! В первобытных культурах земледельцы и охотники совсем не стремились создавать больше вещей, чем нужно было для поддержания жизни рода. Частная собственность не могла стать капиталом и не способствовала увеличению власти. Эта фаза мышления отражается в ветхозаветных легендах. Так, в пустыне дети Израиля питаются манной. Ее было очень много, и каждый мог есть сколько душе угодно, но не копить. Пища, которая в тот же день не съедалась, портилась и исчезала. И размышления о сохранении манны «на потом» не имели никакого смысла.
Продукты более позднего времени — урожай, орудия труда — не исчезают и не портятся, как манна небесная, их можно накапливать, и тот, кто больше накопит, становится более могущественным. И только когда излишки превысили уже некоторый предел, власть имущие утратили необходимость силой заставлять других людей работать на себя и довольствоваться минимальной частью произведенного продукта. После победы патриархального государства основной эксплуатируемой частью населения были рабы, рабочие и женщины.
Однако каннибальская предыстория человечества может закончиться лишь тогда, когда человек перестанет быть средством потребления для своего более сильного собрата. Только тогда может начаться собственно человеческая история. Поэтому необходимо отдавать себе отчет в том, как преступны наши каннибальские обычаи и нравы. Причем полного осознания еще недостаточно, пока не включается механизм раскаяния.
Раскаяние — это больше, чем сожаление. Раскаяние — это сильное аффективное чувство: раскаявшийся испытывает омерзение к себе самому и своим поступкам. Подлинное раскаяние и связанное с ним чувство стыда — это единственная человеческая форма опыта, которая может воспрепятствовать повторению уже раз совершенного преступления. Если этого нет, возникает впечатление, что преступления вовсе и не было. Где же найти примеры настоящего раскаяния? Раскаивались ли израильтяне в уничтожении более древних племен? А американцы в почти тотальном искоренении индейцев? Нет. Уже тысячи лет человек живет в такой социальной системе, где победителя не судят, ибо слово «власть» является синонимом слова «право». Поэтому каждому следует задуматься о преступлениях, совершенных нами и нашими предками. Надо осознать еще и то, что вина у всех разная, ибо одни совершали явные преступления при молчаливом попустительстве других. Но и те и другие нуждаются в том, чтобы покаяться открыто. Римско-католическая церковь дает индивиду такую возможность пробуждения совести во время исповеди.
Но индивидуального раскаяния недостаточно, ибо оно не затрагивает преступлений, совершаемых группой, классом или нацией, а особенно государством, которое вообще не подчиняется требованиям совести. До тех пор пока мы не отважимся на «признание своей национальной вины», люди останутся в шорах стереотипного мышления: когда резко осуждаются преступления врагов при полной слепоте в оценке преступлений своего народа. И в самом деле, разве может отдельный человек всерьез начать жизнь по законам совести, если целые нации, претендующие на роль защитников морали, в своих действиях игнорируют нравственные заповеди? Нет. Если спит совесть нации, то неизбежным следствием этого будет молчание каждого отдельного гражданина, ибо совесть неделима, как сама истина.
Если человек хочет, чтобы его поступки были разумны, он не должен допустить разгула своих иррациональных страстей. Интеллект остается таковым даже тогда, когда ему отведена отрицательная роль. Разум дает знание о реальной действительности, как она есть, а не какой мы хотим ее видеть в интересах нашего дела — и потому он оказывается действенным лишь по мере того, как он одерживает победу над иррациональными страстями, то есть по мере того, как человек становится действительно человеком и слепые страсти перестают быть главной движущей силой его поведения. <...>
Поскольку человек наделен разумом, он способен, критически анализируя свой опыт, понять, что способствует его развитию, а что препятствует.
Человек: кто это такой? Серия. Философия и жизнь. 1991. № 12. С. 614.
ФРАНКЛ ВИКТОР
(1905)
Духовность, свобода и ответственность—это три экзистенциала человеческого существования. Они не просто характеризуют человеческое бытие как бытие именно человека, скорее даже они конституируют его в этом качестве. В этом смысле духовность человека — это не просто его характеристика, а конституирующая особенность: духовное не просто присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное — это то, что отличает человека, что присуще только ему, и ему одному.
Самолет не перестает, конечно, быть самолетом, когда он движется по земле: он может и ему постоянно приходится двигаться по земле! Но лишь поднявшись в воздух, он доказывает, что он самолет. Точно так же человек начинает вести себя как человек, лишь когда он в состоянии преодолеть уровень психофизически-организмической данности и отнестись к самому себе, не обязательно противостоя самому себе.
Эта возможность и есть существование, а существовать значит постоянно выходить за пределы самого себя.
1. Духовность.
Духовная данность «соприсутствует» иной данности. Это соприсутствие нельзя себе представить только в пространственном измерении, поскольку оно носит не пространственный, а «фактический» характер; но эта «фактичность» является не онтической (относящейся к отдельным сущностям), а онтологической фактичностью. Дух не может быть «снаружи» в онтическом смысле, но в онтологическом смысле он всегда как бы снаружи!
Нам нет необходимости специально оговаривать, что мы имеем в виду все это не более чем в переносном смысле. Ведь можно тут же утверждать и обратное, что физическое соприсутствие (например, двух людей) тоже является соприсутствием лишь в узком, ограниченном смысле ссуженном до пространственного измерения или, если угодно, ограниченном материальной телесностью. Ведь первичен смысл не пространственный и не материальный, не телесный, а бытийный смысл.
Коренной вопрос теории познания поставлен с самого начала неверно. Ведь бессмысленно спрашивать, как субъект проникает в объект, поскольку сам этот вопрос представляет собой результат неправомерного перевода в пространственные категории и тем самым онтизации истинного положения вещей. Бесполезно спрашивать, каким образом субъект может подступиться к находящемуся «вне» его, «снаружи» объекту, просто потому, что этот объект в онтологическом смысле никогда и не был «снаружи». Если же трактовать этот вопрос онтологически и понимать выражение «снаружи» как условное, то наш ответ должен звучать так: так называемый субъект всегда был, так сказать, снаружи, вместе с так называемым объектом!
Другими словами: мы вовсе не должны, как это принято, сразу постулировать между субъектом и объектом зияющую пропасть, которую создает теория познания своими некорректными пространственными представлениями. Лишь в этом случае мы получим в распоряжение подход к истинной онтологии познания, лишь тогда не разверзнется пропасть между познающим духовным сущим и познаваемым, иным сущим. Ведь дистанция между «внешним» и «внутренним», между «снаружи» и «внутри», «далеко» и «близко» в онтизирующей (неонтологической) теории познания—это лишь следствие пространственной интерпретации этих выражений.
Эта теоретико-познавательная позиция означает не что иное, как философское «грехопадение», собственно говоря, это плод с «дерева теории познания». Ведь как только была проведена эта грань, ничто уже не могло помочь преодолеть эту «пропасть», и пути назад не было. Если мы хотим попытаться избежать этого рокового разрыва субъекта и объекта, нам неизбежно придется вернуться к этому раздвоению бытия на субъект и объект.
Человек в поисках смысла. М., 1990. С. 93-95.
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание