§ 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
С зарождением человека и общества все знания были одним целым, хотя относились к различным видам жизнедеятельности людей. Внутри себя они не дифференцировались, были синкретичными. Знаний было не так много, но они пополнялись и развивались, конкретизировались и обобщались. С возникновением письменности процесс развития знаний стал более эффективным. В cохранившихся древних письменных источниках можно найти изложение обыденно-практических знаний, а также мировоззренческих идей.
Сам термин «философия», как считают, возник в Древней Греции в конце VI - начале V века до н.э. из словосочетания «любить мудрость».
Слово «мудрость» более древнего происхождения. Оно означало совокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объем и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным человеком. В VII-VI веках до н.э. в Средиземноморье мудрецами считали богов, но были известны также 7 мудрецов из людей. К их числу относили в разных регионах различных людей. Но первым среди мудрецов неизменно считался Фалес. Он был астрономом, математиком, политиком, писателем, учителем, торговцем. Но термина «философия» еще не существовало. Он появился примерно 60—80 лет спустя после Фалеса.
Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ прозвучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости»*. Два слова «phileo» — люблю и «sophia» — мудрость, объединенные вместе, и положили начало самостоятельному термину «философия». Оно означало любовь к мудрости, а потом - особую область знаний. Платон назвал философию наукой.
* Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 66.
Философия определяла содержание и направленность мышления, формирование идеалов, позиций, убеждений. Иными словами, она была не только совокупным знанием, но и мировоззрением. Мировоззрение определяется как переосмысленная человеком или социальной общностью совокупность знаний, которая определяет их отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. Даже в философско-мифологическом или обыденно-практическом мировоззрении знания и другие его элементы хорошо переосмыслены и упорядочены, систематизированы.
Структуру мировоззрения составляют: переосмысленные (мировоззренческие) знания; идеалы; нормы и принципы жизнедеятельности; ценностные ориентации; убеждения и верования. Мировоззрение является качественной характеристикой сознания людей, но не исчерпывает всего его содержания. И структура сознания иная. Она включает: знания; отражение эмоционально-чувственных и волевых состояний; ценностные ориентации. Философия как область знания и как элемент мировоззрения имеет разные признаки и формы существования.
В современном сознании философия существует как особая область знаний, вызывающая соответствующие эмоционально-чувственные и волевые состояния, отражающиеся в сознании, а также проявляющие себя как ценность, как способ и средство ценностного отношения к миру. Философские знания могут существовать на обыденно-практическом и теоретическом уровнях, а также выступать элементом общественной психологии и идеологии. В мировоззрении философия проявляется лишь как часть того знания, которым овладел субъект (индивид, группа, социальный слой и т.п.). Это те философские знания, которые переосмыслены, отобраны как полезные, нужные, важные, интересные. В совокупности с другими мировоззренческими знаниями они используются для формирования идеалов, выбора норм и принципов жизни, определения важных, ценностных мировоззренческих и жизненно-практических позиций, выработки убеждений.
В зависимости от доминантности тех или иных знаний в мировоззрении людей, их меры развитости и совершенства, мировоззрение может по преимуществу быть обыденно-практическим (миросозерцанием) или теоретическим (собственно мировоззрением); религиозным или светским (нерелигиозным); технократическим или гуманитарным. Теоретическое мировоззрение может включать теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или просто принять без доказательства «на веру», а также научно-теоретические элементы, проверяемые экспериментально конкретной предметной деятельностью. Философия как область знаний и элемент мировоззрения содержит в себе и теоретическое, и научно-теоретическое. Так, утверждения о бесконечности, несотворимости, неуничтожимости, изменчивости всего существующего как целого (бытия) равнозначны противоположным утверждениям о конечности, сотворимости, уничтожимости, неизменности бытия, так как доказать или опровергнуть экспериментально ни первые, ни вторые утверждения невозможно. Это в определенной мере можно сделать только с помощью рассуждений, логически, а можно принять без всякого доказательства, считая то или иное утверждение правильным, исходным. В философии таких проблем и знаний о них достаточно много. Невозможность более точного и конкретного их решения создает иногда мнение об абстрактности, отдаленности философии от жизни. Но это заблуждение. Человеку и обществу необходимы не только конкретные знания, но и различной степени обобщенные знания. Используя их, люди учатся логически мыслить, проникать в глубины мироздания и собственной жизни, развивать интеллект.
Философия содержит в себе много и конкретных знаний. Философское объяснение связей содержания и формы, причинно-следственных связей, противоречий, количественно-качественных и иных характеристик, учение о природе, человеке, обществе и другие философские теории содержат конкретные, экспериментально и самой жизнью людей проверяемые знания. Информация, которая получена философами на основе рационального познания, соответствует познаваемому объекту, проверяется современными способами и средствами, составляет научно-теоретическое истинное знание. Но философские знания, которые можно обосновать лишь логически, с помощью суждений и умозаключений, следует отнести к теоретическому знанию. Часто оно называется спекулятивным в том отношении, что обладает высокой степенью абстрактности и основано на логических допущениях или на вере (позициях исследователя).
Обобщая сказанное, можно назвать особые признаки философии как области знания и типа мировоззрения:
- это знания всеобщего и общего характера;
- это универсальное знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений и процессов;
- это знание, отражающее бытие через человека, соотношение материального и идеального, физического и психического, телесного и духовного;
- это знание о сущностях и закономерностях бытия;
- это знание-мировоззрение, знание-методология для деятельности людей и развития наук;
- это знание, которое часто обосновано лишь логически, умозрительно, не экспериментально;
- многие философские знания мало меняются кардинально, принципиально. Это «вечные истины».
Философия как тип мировоззрения соотносится также с картиной мира. Картина мира - любая, достаточно полная и обобщенная совокупность знаний о бытии, о природе, обществе и человеке, о связях человека с окружающим миром. Научная картина мира - постоянно развивающаяся совокупность философских, естественнонаучных, технических, общественных и других знаний, полученная науками на конкретном историческом этапе развития общества.
Картина мира - основа любого мировоззрения. Научная картина мира - база научного мировоззрения. «Чистым», то есть или обыденным, или теоретическим, научным мировоззрение современного человека или социальной общности уже не бывает. В нем всегда присутствуют всякие знания и верования. Но доминантной является вполне конкретная совокупность знаний. В этом смысле научное мировоззрение только по главному содержанию является таковым. В нем «живут» и проявляются обыденные практические знания, мифы, заблуждения, верования, мистика и т.п. Например, у гуманитария главную роль играют знания о человеке, у технического специалиста - научно-технические знания, у правоведа — теоретические знания о нормах права, правовых отношениях и деятельности, об институтах права.
Но философские знания всегда составляют ядро мировоззрения независимо от того, религиозные они или светские, материалистические или идеалистические, более полные или менее полные. Специфика философского знания проявляется всегда. Философия выступает как бы стержнем, вокруг которого формируются и систематизируются другие знания, идеалы, нормы, ценностные ориентации, убеждения. Сущность мировоззрения состоит в обобщенной и персонифицированной картине мира, связанной с ценностями субъекта - носителя этого мировоззрения. Сущность мировоззрения выражена в первую очередь философскими знаниями и позициями субъекта.
Философский тип мировоззрения имеет разновидности в зависимости от характера философского знания. К таким разновидностям можно отнести:
а) религиозное, светское (нерелигиозное) и смешанное философское мировоззрение;
б) обыденное и теоретическое мировоззрение;
в) материалистическое, идеалистическое и оккультное (нетрадиционное) мировоззрение.
В перечисленных разновидностях мировоззрения философия представлена различно и роль ее неодинакова. Но в любом случае она формирует в мировоззрении три важнейших положения. Во-первых, знания и отношения (позиции) по наиболее общим и фундаментальным проблемам: о бытии, сознании, боге, обществе и т.д. Во-вторых, целостное восприятие и понимание объективного мира, неразрывности бытия и субъекта, а также их относительной самостоятельности, противоречивости, взаимодействия. В-третьих, помогает осмысливать отношения между людьми, между обществом и природой в самом существенном через человека как меру всех вещей, главной ценности социально-исторического развития как микрокосма. Данные философские положения и составляют ядро мировоззрения.
Таким образом, философия как особая область знаний имеет ярко выраженную специфику. Она выступает типом мировоззрения наряду с мифологическим, религиозным и светским мировоззрением. Вместе с тем светская философия является ядром научного мировоззрения.
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание