logo
Kaverin_B_I__Demidov_I_V_-_Filosofia

§ 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения

С зарождением человека и общества все знания были одним целым, хотя относились к различным видам жизнедеятельности людей. Внутри себя они не дифференцировались, были синкретичными. Знаний было не так много, но они пополнялись и развивались, конкретизировались и обобщались. С возникновением письменности процесс развития знаний стал более эффективным. В cохранившихся древних письменных источниках можно найти изложение обыденно-практических знаний, а также мировоззренческих идей.

Сам термин «философия», как считают, возник в Древней Греции в конце VI - начале V века до н.э. из словосочетания «любить мудрость».

Слово «мудрость» более древнего происхождения. Оно означало со­вокупность особо значимых и не всеми постигаемых знаний, их объем и качество, а также меру владения такими знаниями конкретным чело­веком. В VII-VI веках до н.э. в Средиземноморье мудрецами считали бо­гов, но были известны также 7 мудрецов из людей. К их числу относили в разных регионах различных людей. Но первым среди мудрецов неиз­менно считался Фалес. Он был астрономом, математиком, политиком, писателем, учителем, торговцем. Но термина «философия» еще не суще­ствовало. Он появился примерно 60—80 лет спустя после Фалеса.

Когда математика Пифагора спросили, мудрец ли он, то ответ про­звучал скромно: «Я не мудрец, но любитель мудрости»*. Два слова «phileo» — люблю и «sophia» — мудрость, объединенные вместе, и поло­жили начало самостоятельному термину «философия». Оно означало любовь к мудрости, а потом - особую область знаний. Платон назвал философию наукой.

* Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. С. 66.

Философия определяла содержание и направленность мышления, формирование идеалов, позиций, убеждений. Иными словами, она была не только совокупным знанием, но и мировоззрением. Мировоззрение определяется как переосмысленная человеком или социальной общнос­тью совокупность знаний, которая определяет их отношение к природе, другим людям (обществу) и к самим себе. Даже в философско-мифологическом или обыденно-практическом мировоззрении знания и другие его элементы хорошо переосмыслены и упорядочены, систематизированы.

Структуру мировоззрения составляют: переосмысленные (мировоз­зренческие) знания; идеалы; нормы и принципы жизнедеятельности; ценностные ориентации; убеждения и верования. Мировоззрение явля­ется качественной характеристикой сознания людей, но не исчерпывает всего его содержания. И структура сознания иная. Она включает: зна­ния; отражение эмоционально-чувственных и волевых состояний; цен­ностные ориентации. Философия как область знания и как элемент ми­ровоззрения имеет разные признаки и формы существования.

В современном сознании философия существует как особая область знаний, вызывающая соответствующие эмоционально-чувственные и волевые состояния, отражающиеся в сознании, а также проявляющие се­бя как ценность, как способ и средство ценностного отношения к миру. Философские знания могут существовать на обыденно-практическом и теоретическом уровнях, а также выступать элементом общественной психологии и идеологии. В мировоззрении философия проявляется лишь как часть того знания, которым овладел субъект (индивид, группа, социальный слой и т.п.). Это те философские знания, которые переос­мыслены, отобраны как полезные, нужные, важные, интересные. В со­вокупности с другими мировоззренческими знаниями они используются для формирования идеалов, выбора норм и принципов жизни, определе­ния важных, ценностных мировоззренческих и жизненно-практических позиций, выработки убеждений.

В зависимости от доминантности тех или иных знаний в мировоззре­нии людей, их меры развитости и совершенства, мировоззрение может по преимуществу быть обыденно-практическим (миросозерцанием) или теоретическим (собственно мировоззрением); религиозным или свет­ским (нерелигиозным); технократическим или гуманитарным. Теорети­ческое мировоззрение может включать теоретико-мировоззренческие проблемы, которые можно решить лишь логически или просто принять без доказательства «на веру», а также научно-теоретические элементы, проверяемые экспериментально конкретной предметной деятельностью. Философия как область знаний и элемент мировоззрения содержит в се­бе и теоретическое, и научно-теоретическое. Так, утверждения о беско­нечности, несотворимости, неуничтожимости, изменчивости всего существующего как целого (бытия) равнозначны противоположным утверждениям о конечности, сотворимости, уничтожимости, неизмен­ности бытия, так как доказать или опровергнуть экспериментально ни первые, ни вторые утверждения невозможно. Это в определенной мере можно сделать только с помощью рассуждений, логически, а можно при­нять без всякого доказательства, считая то или иное утверждение пра­вильным, исходным. В философии таких проблем и знаний о них доста­точно много. Невозможность более точного и конкретного их решения создает иногда мнение об абстрактности, отдаленности философии от жизни. Но это заблуждение. Человеку и обществу необходимы не только конкретные знания, но и различной степени обобщенные знания. Ис­пользуя их, люди учатся логически мыслить, проникать в глубины миро­здания и собственной жизни, развивать интеллект.

Философия содержит в себе много и конкретных знаний. Философ­ское объяснение связей содержания и формы, причинно-следственных связей, противоречий, количественно-качественных и иных характерис­тик, учение о природе, человеке, обществе и другие философские теории содержат конкретные, экспериментально и самой жизнью людей проверя­емые знания. Информация, которая получена философами на основе ра­ционального познания, соответствует познаваемому объекту, проверяется современными способами и средствами, составляет научно-теоретическое истинное знание. Но философские знания, которые можно обосновать лишь логически, с помощью суждений и умозаключений, следует отнести к теоретическому знанию. Часто оно называется спекулятивным в том отношении, что обладает высокой степенью абстрактности и основано на логических допущениях или на вере (позициях исследователя).

Обобщая сказанное, можно назвать особые признаки философии как области знания и типа мировоззрения:

- это знания всеобщего и общего характера;

- это универсальное знание, применяемое к огромному числу конкретных предметов, явлений и процессов;

- это знание, отражающее бытие через человека, соотношение мате­риального и идеального, физического и психического, телесного и ду­ховного;

- это знание о сущностях и закономерностях бытия;

- это знание-мировоззрение, знание-методология для деятельности людей и развития наук;

- это знание, которое часто обосновано лишь логически, умозрительно, не экспериментально;

- многие философские знания мало меняются кардинально, принци­пиально. Это «вечные истины».

Философия как тип мировоззрения соотносится также с картиной мира. Картина мира - любая, достаточно полная и обобщенная совокуп­ность знаний о бытии, о природе, обществе и человеке, о связях человека с окружающим миром. Научная картина мира - постоянно развиваю­щаяся совокупность философских, естественнонаучных, технических, общественных и других знаний, полученная науками на конкретном ис­торическом этапе развития общества.

Картина мира - основа любого мировоззрения. Научная картина ми­ра - база научного мировоззрения. «Чистым», то есть или обыденным, или теоретическим, научным мировоззрение современного человека или социальной общности уже не бывает. В нем всегда присутствуют всякие знания и верования. Но доминантной является вполне конкретная сово­купность знаний. В этом смысле научное мировоззрение только по глав­ному содержанию является таковым. В нем «живут» и проявляются обы­денные практические знания, мифы, заблуждения, верования, мистика и т.п. Например, у гуманитария главную роль играют знания о человеке, у технического специалиста - научно-технические знания, у правоведа — теоретические знания о нормах права, правовых отношениях и деятель­ности, об институтах права.

Но философские знания всегда составляют ядро мировоззрения независимо от того, религиозные они или светские, материалистические или идеалистические, более полные или менее полные. Специфика фило­софского знания проявляется всегда. Философия выступает как бы стержнем, вокруг которого формируются и систематизируются другие знания, идеалы, нормы, ценностные ориентации, убеждения. Сущность мировоззрения состоит в обобщенной и персонифицированной картине мира, связанной с ценностями субъекта - носителя этого мировоззре­ния. Сущность мировоззрения выражена в первую очередь философски­ми знаниями и позициями субъекта.

Философский тип мировоззрения имеет разновидности в зависимос­ти от характера философского знания. К таким разновидностям можно отнести:

а) религиозное, светское (нерелигиозное) и смешанное философское мировоззрение;

б) обыденное и теоретическое мировоззрение;

в) материалистическое, идеалистическое и оккультное (нетрадицион­ное) мировоззрение.

В перечисленных разновидностях мировоззрения философия пред­ставлена различно и роль ее неодинакова. Но в любом случае она фор­мирует в мировоззрении три важнейших положения. Во-первых, знания и отношения (позиции) по наиболее общим и фундаментальным пробле­мам: о бытии, сознании, боге, обществе и т.д. Во-вторых, целостное вос­приятие и понимание объективного мира, неразрывности бытия и субъ­екта, а также их относительной самостоятельности, противоречивости, взаимодействия. В-третьих, помогает осмысливать отношения между людьми, между обществом и природой в самом существенном через че­ловека как меру всех вещей, главной ценности социально-историческо­го развития как микрокосма. Данные философские положения и состав­ляют ядро мировоззрения.

Таким образом, философия как особая область знаний имеет ярко выраженную специфику. Она выступает типом мировоззрения наряду с мифологическим, религиозным и светским мировоззрением. Вместе с тем светская философия является ядром научного мировоззрения.