2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
— бытие вещества
— бытие физических полей
— бытие микромира
— идеальное бытие
— бытие макромира
— субъективно-идеальное бытие
— бытие мегамира
— объективно-идеальное бытие
— бытие человека
— идеальное бытие
3. Что такое небытие? Существует ли оно? Если небытие — это то, чего нет, что не существует, то если оно есть, существует — значит является бытием. Древнегреческий философ Парменид, создатель учения о бытии в этой связи утверждал: «Ведь никогда не докажут, что то, чего нет, существует». Тем не менее в истории философии неоднократно предпринимались попытки найти аргументы, подтверждающие существование небытия.
Прочитайте отрывок из «Трактате о небытии», написанного отечественным философом Арсением Николаевичем Чанышевым в 1962 году. Проанализируйте состоятельность доказательств существования небытия, которые он приводит.
«Что небытие существует, можно доказать многими способами:
- доказательство от времени: существование настоящего предполагает существование прошлого и будущего, т.е. того, чего уже нет или еще нет. Это временный модус небытия;
— доказательство от пространства: существование чего-либо в том или ином месте предполагает несуществование его в другом месте. Это пространственный модус небытия;
— доказательство от движения: движущееся тело есть там, где его нет, и его нет там, где оно есть. Это мобильный модус небытия;
— доказательство от возникновения нового: новое — это то, чего не было в причинах и условиях, это новое породивших. Но где оно было, когда его не было? В небытии. Это эмерджентный модус небытия;
— доказательство от противоположностей: миры и антимиры, частицы и античастицы, положительные и отрицательные числа, вообще все противоположное погашает друг друга в небытии и возникают из него как из нуля (система координат);
— доказательство от различия: все сущее, всякое конкретное есть не столько то, что оно есть, сколько то, что оно не есть. А потому А, что оно не В, не С, не Д и т.д.;
— доказательство от случайности: случайно то, что может быть, а может и не быть, следовательно, существование случайности предполагает существование небытия;
— доказательство от субстанции: коль скоро существуют свойства акциденции, то должен быть и их носитель — субстанция. Но она неуловима, и в вещи нет ничего, кроме совокупности свойств. Как только субстанция получает определенность, она превращается в свойство (ведь нет ни материи, ни духа, а есть материальное и духовное). Следовательно, субстанцией может быть только небытие. и т.д.».
Чанышев А.Н. Трактат о небытии// Вопросы философии. 1990. № 10. С. 160.
4. Как соотносит общее и единичное тургеневский герой Базаров: «Все люди друг на друга похожи как телом, так и, душой... небольшие видоизменения ничего не значат. Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других. Люди — это деревья в лесу...» ?
Тургенев И. И. Отцы и дети. М., 1948. С. 78.
К каким последствиям в юридической теории и практике может привести такая методологическая позиция?
5. «Правдивы лишь слова того мужчины,
Кто верно свяжет следствия, причины».
Ахмат Югнакц, XII в.
Почему важно различать и как различить:
— причину и следствие;
— причину и повод;
— причину и предлог;
— причину и условия?
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание