Заключение
Философия занимает особое место среди гуманитарных, естественнонаучных и технических дисциплин, обеспечивая их внутреннее единство, фундаментальность преподавания и системность получаемого высшего образования. Во-первых, философия посредством собственных универсальных категорий формирует систему наиболее глубоких общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, позволяет уяснить различные формы отношения человека к миру и самому себе, выполняя мировоззренческую функцию. Во-вторых, философия, предельно широко обобщая данные частных наук, в состоянии видеть перспективу развития научного знания, формировать гипотезы об общих принципах, тенденциях развития бытия, о природе конкретных явлений, еще не разработанные специальными науками, создавая философские «эскизы» для конкретно-научных проработок, выполняя эвристическую функцию прогноза для частных наук. В-третьих, философия исследует саму диалектику процесса познания, перехода от чувственного к логическому, от эмпирического к теоретическому познанию, формирует тем самым культуру мышления юриста — мышления основательного, строгого, дисциплинированного, свободного, творческого, выполняя методологическую функцию. В-четвертых, философия, исследуя развитие общества в единстве формационного, культурологического и цивилизационного процессов, раскрывает социокультурную значимость познания, освоения и преобразования действительности человеком, диалектику создания и потребления материальных и духовных благ, воспитывает ценностное отношение к миру, выполняя аксиологическую функцию.
При этом важно осознавать, что любая философия не является замкнутой и завершенной теоретической системой. Она учит человека мудрости и помогает ему кропотливо искать ответы на актуальные вопросы современности. Вот почему, изучая основные философские проблемы, необходимо формировать и развивать внутреннюю потребность в философском анализе.
Знание основных философских принципов, категорий и законов строения и развития бытия не является конечной целью изучения философии. Для правоведа важно выработь умение применять эти принципы, категории и законы в процессе мыслительной и практической правовой деятельности. Вот почему философское знание составляет основу формирования мировоззренческой и методологической культуры, без которой немыслима успешная профессиональная работа юриста.
- Введение
- Раздел I место и роль философии в жизни человека и общества
- § 1. Философия как форма знания и тип мировоззрения
- § 2. Предмет, структура и функции современной философии
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 2. Проанализируйте приведенные высказывания: что может составлять предмет философии?
- 8. Расставьте в схеме на «свои места» структурные элементы философии как науки:
- 9. Сравните два высказывания:
- 11. Как можно объяснить содержание античных афоризмов?
- 13. Ответив правильно на вопросы, получите из первых букв по вертикали фамилию древнегреческого мудреца VII-vIвв. До н.Э.
- Тестовые задания
- Литература
- Раздел II исторические типы философии
- § 1. Становление философии
- § 2. Философия Средневековья и Возрождения
- § 3. Философия Нового времени
- § 4. Этапы и содержание отечественной философии
- § 5. Современная философия
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 3. Античная философия
- Тест № 5. Философия эпохи возрождения
- Тест № 6. Философия нового времени
- Тест № 7. Современная зарубежная философия
- Кроссворд «развитие философии в России»
- Литература
- Раздел III онтология и теория познания
- §1. Бытие, его структура, формы и способы существования
- § 2. Материя и сознание как предельные основы бытия
- § 3. Развитие бытия. Современные концепции развития
- § 4. Картина мира и мировоззрение человека
- § 5. Философская теория познания
- § 6. Наука и научное познание
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Согласны ли Вы со следующими рассуждениями:
- 2. Отберите из перечисленных понятий те, которые раскрывают общую, философскую структуру бытия, его формы и виды, а затем обозначьте ими элементы схемы:
- 6. Какие из перечисленных процессов связаны как причина и следствие?
- Тестовые задания Тест № 8
- Тест № 11.
- Литература
- Раздел IV философия общества
- § 1. Определение общества. Общество как система
- § 2. Диалектика общественной жизни
- § 3. Формационное, культурологическое и цивилизационное развитие общества
- § 4. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- Тестовые задания тест № 13.
- Литература
- Раздел V философская антропология
- §1. Человек в мире природы
- § 2. Человек и личность
- § 3. Личность и общество. Человек в мире культуры
- § 4. Смысл человеческого бытия
- § 5. Статус личности в обществе
- Вопросы для самоконтроля
- Классические философские тексты
- Вопросы, задачи и упражнения для закрепления учебного материала
- 1. Верно ли, что главная цель философии есть познание сущности человека?
- 2. Как вы понимаете высказывание философа Федорова н.Ф.:
- 13. Проанализируйте приведенные ниже высказывания, в которых нашли отражение различные точки зрения на проблему смысла жизни человека.
- Тестовые задания тест № 15.
- Литература
- Заключение
- Краткий словарь философских терминов
- Содержание